САХО реанимируют

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

100% акций холдинга купил Леонид Маевский

Не справившийся с финансовыми проблемами, холдинг Павла Скурихина в марте сменил владельца. Актив крайне проблемный, но шанс восстановить его у Маевского есть: активы дороже долга, который на уровне 15 млрд руб.

В марте на сайте «Сибирского аграрного холдинга» (), который уже несколько лет подряд не может справиться с серьезными финансовыми проблемами, появилось сообщение о смене владельца. 100% акций купила компания «Бизнес оценки» предпринимателя Леонида Маевского, больше известного по телекоммуникационному бизнесу. Например, в 2003 году его структура купила компанию, основным активом которой были акции «Мегафона». А несколько лет назад другая компания бизнесмена приобрела у ВЭБа право требования по кредиту, обеспеченному 32 процентами сотового оператора «Смартс».Детали и сумма сделки не разглашаются. «Российский АПК, несмотря на сопутствующие проблемы, — перспективное направление для инвестирования, — поясняет свое решение купить Маевский, передавший комментарий «АИ» через своего представителя. — Это бизнес с разумной долей прибыли и вполне четкими перспективами».

Не тот менеджмент

Проблемы начались в 2008 году, когда из-за банкротства «Связь-банка», одного из кредиторов компании, холдинг не смог завершить инвестпрограмму. В частности, компания закупила оборудование для хлебозаводов, но не успела его смонтировать, расширила земельный банк, однако не выкупила технику для обработки новых угодий, писал в феврале Forbes со ссылкой на основателя Павла Скурихина. В многочисленных интервью он рассказывал, что из-за кризиса банки подняли ставки по кредитам до 19-24% против 12-14%. Скурихин утверждал, что компания все же обслуживала кредитные линии 20 месяцев и, по его признанию ресурсу Тайга.инфо, выплатила банкам в виде одних только процентов и комиссий около 6 млрд руб. Но рекордные урожаи в 2008 и 2009 годах обрушили цены на зерно, сетовал глава . В засуху 2010 года холдингу снова не повезло: он недобрал половину урожая, а введение эмбарго на экспорт вынудило компанию продавать зерно «иногда ниже себестоимости», рассказывал Скурихин. В итоге холдинг допустил дефолты по облигационным займам и оказался на грани банкротства.

В пресс-релизе о сделке с «Бизнес оценками» признает, что лишился возможности обслуживать кредитный портфель. «У компании возникли объективные трудности из-за засух, серьезного падения цен на зерно в 2009 году и ограничения экспорта», — подтверждает руководитель департамента корпоративных финансов ИФК «Метрополь», председатель совета директоров (на середину марта) Сергей Солоусов.

Впрочем, еще в декабре эксперты и участники рынка говорили «», что трудности , скорее, из сферы менеджмента, а не финансов. «Холдинг столкнулся с серьезными проблемами из-за управленческих ошибок, которые не были нивелированы обстоятельствами», — уверен гендиректор «» Максим Басов. Маевский тоже говорит, что виной всему стали не только объективные трудности — кризис и сложности с получением госдотаций — но и ошибки менеджмента.

Нужна санация

В ноябре прошлого года ВТБ, один из кредиторов , подал иск в Высокий суд Лондона к Скурихину как личному поручителю по 18 кредитам холдинга, на 12,7 млн фунтов (584 млн руб.). Позже суд заморозил зарубежные активы бизнесмена плюс компаний Pikeville Investments и Perchwell Holdings, бенефициаром которых, по мнению ВТБ, он может являться. По информации Forbes, Perchwell Holdings принадлежит 100% в кипрском офшоре Tunnelson Holdings Limited, на который оформлены основные активы . Обе компании фигурировали в списке аффилированных лиц одной из структур , «Форнакс», в конце 2009 года (более поздних списков в открытом доступе «» найти не удалось).В декабре холдинг привлек антикризисного управляющего — ИФК «Метрополь». Предполагалось, что после реструктуризации долгов , если она состоится на приемлемых для компаний условиях, «Метрополь» выкупит 100% долей холдинга. Но в феврале стороны приняли решение о выходе из проекта. Солоусов считает, что у не было шансов самостоятельно справиться с проблемами, поэтому компания логично обратилась к помощи «Метрополя». «Но все-таки нужен был не просто антикризисный управляющий, а инвестор, к тому же быстро, — продолжает он. — Наша инвестиционная стратегия в этом сегменте несколько изменилась, поэтому мы в сделку не вошли». При этом Маевскому достался очень хороший актив, уверяет Солоусов. « жизнеспособен, — подтверждает Маевский. — Необходимо провести санацию и «точечную настройку» управленческого персонала. Нужно очистить компанию от непрофильных активов и повысить эффективность менеджмента». Павел Скурихин не раз упоминал в интервью, что, когда компания искала портфельных или стратегических инвесторов, отмечала большой интерес к активу, особенно осенью, когда начали расти цены на зерно. «Даже непрофильные инвесторы с интересом взглянули на АПК. Леонид Маевский как раз из их числа», — говорил Скурихин Тайга.инфо в середине марта. По его словам, новый владелец «смотрит на перспективу», а в ближайшем будущем на мировом рынке спрос на зерно будет стабильно расти. «Мы, в свою очередь, выбрали именно предложение Маевского, поскольку нуждается в антикризисной тактике», — добавляет Скурихин. По его словам, у нового владельца холдинга «впечатляющая репутация предпринимателя, способного добиваться успешных результатов через финансовое оздоровление предприятий».

У Маевского есть опыт антикризисного управления. В 2012 году компания «Бизнес Оценки» провела санацию одного из ведущих российских производителей керамической плитки и керамогранита — группы «ЮниТайл». Как он рассказывал ранее, в холдинге была ситуация, зеркальная положению . Долги были реструктурированы, финансовое состояние компании улучшили без банкротства. Теперь все заводы и карьеры «ЮниТайла» работают с загрузкой, близкой к 100%, писал в марте Forbes.

Солоусов уверен, что, поскольку новый владелец - сильный инвестор, ему удастся решить проблемы холдинга и реструктурировать долги, так что компания в перспективе продолжит развиваться. «Не думаю, что есть риск, что это не получится: - одна из крупнейших компаний страны, вряд ли государство позволит ей разориться, — замечает он. — Тут нет вариантов, кроме как всем дружно договориться. Сейчас холдинг нужно реанимировать».Из слов Маевского в пресс-релизе о сделке следует, что ему действительно интересен рынок зерновых, на котором он видит возможность заработать: «Россия становится одним из крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок. Потенциал с точки зрения возможности увеличения производства достаточно велик. Кроме того, сегодня на рынке АПК есть возможности для консолидации». Сделки M&A планируются, но в перспективе, уточнил Маевский «». «Приоритет сегодняшнего дня — стабилизация финансового состояния компании, корректировка расходной части бюджета, выделение непрофильных активов, — перечисляет он. — В первую очередь, нужно залатать пробоины в корпусе судна, а потом — прокладывать новый курс».

Продались с долгами

На момент сдачи этого номера не было информации о действиях Маевского как владельца (продолжалось урегулирование формальностей сделки). Общая задолженность холдинга перед банками не раскрывается, а ее оценки разнятся. По данным «Коммерсанта», компания должна примерно 6 млрд руб. ВЭБу и более 3 млрд руб. — . «Инвесткафе» оценивает долг холдинга в 9-10 млрд руб. Forbes в феврале писал, что задолженность составляет около 15 млрд руб., а один из главных кредиторов компании — банк ВТБ. Финансовые показатели холдинг в последний раз раскрывал в 2008 году: тогда оборот группы достиг 10 млрд руб. Согласно обзору эмитентов агросектора компании «КИТ Финанс», выручка группы в первой половине 2008 года составила $117,8 млн.По подсчетам издания, с конца 2011-го по февраль 2013 годов ВТБ подал к компаниям группы 17 исков на 446,8 млн руб. и все они частично или полностью удовлетворены (общая сумма — 441,4 млн руб.). «» нашел в картотеке Высшего арбитражного суда 23 иска ВТБ к и его «дочкам» в общей сложности более чем на 1 млрд руб. Все они полностью или частично удовлетворены судами первой инстанции с мая 2012-го по февраль 2013 годов. Однако по большинству из них процессы продолжаются из-за поданных холдингом и банком апелляций. «Смена владельца не означает, что задолженность компании перед банком погашена», — пояснила пресс-служба ВТБ в ответ на письменный запрос «АИ». Скурихин, напоминает банк, является личным поручителем по кредитам , и ВТБ продолжит добиваться полной выплаты долга. Кроме того, в судебной картотеке есть минимум 13 исков к структурам от ВЭБа примерно на 7,1 млрд руб.Журнал «Эксперт» оценивает общую задолженность в максимальные 15-18 млрд руб. Георгий Иващенко — министр сельского хозяйства Новосибирской области, где у холдинга много активов — считает эту оценку обоснованной. В марте чиновник уверял, что якобы никогда не был гордостью региона: «Я всегда открыто заявлял, что это «мыльный пузырь». Я и сейчас это могу сказать».Источник, знакомый с ситуацией в , подтвердил «», что к реальной близка оценка долговой нагрузки компании «в районе 15 млрд руб.». «Но ее активы превышают размер долга, поэтому все не так критично, — добавляет он. — Конечно, ситуация тяжелая и неприятная, но сам по себе актив качественный. Поэтому при грамотном менеджменте и структурировании финансов холдинг выживет и продолжит работу».Между тем, Иващенко говорил, что власти Новосибирской области примут меры по изъятию земель, принадлежащих , если они не будут обрабатываться. В области в собственности холдинга 120 тыс. га пашни, при этом в прошлом году, по словам министра, было засеяно лишь около 40 тыс. га; власти добились использования еще 65 тыс. га — холдинг отдал землю в аренду. Поскольку, по информации Иващенко, в этом году компания планирует засеять еще меньше, власть планирует принять меры по изъятию земли или убедить передать ее в аренду другим сельхозпроизводителям. «Компания готова возделывать землю, и хочет продолжать работу, но сейчас ей нужно выйти из состояния финансового шока», — комментирует Сергей Солоусов.

Ближневосточные перспективы

В середине декабря САХО создал совместное предприятие с Najd Investments, одной из крупнейших инвестгрупп Саудовской Аравии, планируется, что оно займется поставкой продовольствия на Ближний Восток. Доля САХО в предприятии составляет 51%, доля Najd — 49%, предприятие будет привлекать финансирование под трейдинговые операции в зависимости от их объема. Павел Скурихин говорил, что выход на стратегические для российского зерна рынки — одно из решений для обеспечения дальнейшего функционирования компании, приводит его слова «Интерфакс». «Деятельность С. П. будет способствовать появлению нового постоянно действующего канала для поставок российской сельхозпродукции на Ближний Восток», — отметил основатель САХО. Из-за дефицита и высокой стоимости водных ресурсов с 2016 года в Саудовской Аравии практически прекратится производство зерновых. При этом объем потребления зерна оценивается в 15 млн т в год, а его дефицит в 4 млн т. Конкретных планов по поставкам зерна через СП пока нет.
«После смены собственника совместное предприятие САХО и Najd Investments сохраняется и будет работать — это хорошие перспективы для развития компании и рынка», — уверен Сергей Солоусов. Леонид Маевский соглашается, что СП — это хороший контракт и перспективный рынок гарантированного сбыта.
Что касается перспектив развития холдинга, то о них можно будет говорить лишь после того, как будет решена ситуация с кредитами, отмечает Маевский. «Конечно, риски [что не получится решить проблемы] всегда присутствуют — не видел ни одного бизнеса, где их нет», — заключает он.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»