В 2015 году масличные сохранят высокую маржинальность

Производство в 2014 году снизилось до 12,5-13,3 млн т.

Экспорту мешает высокая стоимость железнодорожных перевозок
Экспорту мешает высокая стоимость железнодорожных перевозок

По оценке Минсельхоза, посевы трех основных видов масличных в 2014 году сократились на 1,2% до 9,9 млн га. Наибольшее снижение — по подсолнечнику: почти 400 тыс. га. Сев ярового рапса уменьшился на 180 тыс. га, озимым, наоборот, засеяли примерно на 50 тыс. га больше. Под сою отвели рекордные 1,88 млн га, что на 420 тыс. га превысило показатель 2013 года.

Несмотря на сокращение посевов рапса более чем на 11%, агрокультура показала хорошую среднюю урожайность — по предварительным данным, около 12,8 ц/га, что на 2 ц/га больше, чем в 2013-м. Залогом этого стали благоприятные погодные условия, отмечает гендиректор «» Владимир Петриченко. «В нынешнем году озимый рапс благополучно перезимовал и был успешно сохранен, так что его качество и сбор с гектара оказались на высоком уровне, — говорит он. — Увеличилась урожайность и ярового рапса».

В этом году будет собрано около 2,5 млн т сои, на 915 тыс. т больше, чем в 2013-м, считает руководитель отдела аналитики и прогнозирования Ирина Кугучина. «Это абсолютный рекорд в истории страны», — подчеркивает она. В первую очередь, такой урожай связан с расширением посевов на Дальнем Востоке, комментирует Петриченко.

«В этом году аграрии данного округа не только восстановили производство после прошлогоднего провала, случившегося из-за наводнения, но и нарастили его, — рассказывает эксперт. — Также в ДФО отмечалась несвойственная региону хорошая погода, которая позволила сельхозпроизводителям получить больший сбор».

По прогнозу «», урожайность сои в Еврейской автономной и Амурской областях вырастет почти вдвое, а в среднем по России — на 22%. По мнению замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, эта агрокультура остается наиболее интересной для производителей, поскольку продукты ее переработки востребованы как на внутреннем рынке у животноводов, так и на экспорт.

Хотя валовые сборы сои и рапса будут рекордными и увеличатся на 57,4% и 8%, они не смогут компенсировать провал в производстве подсолнечника, считает Владимир Петриченко. «Уменьшение урожая последнего связано с сокращением посевов на 7,4% и ранним приходом зимы в Алтайском крае», — поясняет он. В этом году снежный покров в регионе установился уже в третьей декаде октября, уточняет Кугучина. «Такая ситуация в крае сложилась впервые за 96 лет! — знает она. — Под снегом оказалось 400 тыс. га агрокультур, режим ЧС был введен в 58 районах и двух городах — Барнауле и Славгороде».

Кроме того, в сентябре на Алтае выпало от 140% до 200% осадков от нормы, адекватной для этого времени, добавляет эксперт. Из-за несвоевременного сбора возможны большие потери урожая.

Вероятная корректировка производства подсолнечника составляет минус 200-250 тыс. т от базовой оценки, говорила Кугучина в ноябре. Кроме сокращения посевов, на итоговый результат сбора влияет и более низкая, чем в прошлом году урожайность во всех федеральных округах страны, добавляет Дарья Снитко.

«Цены на рынке масличных растут и могут увеличиться еще на 15% от текущих уровней (в рублях)», — прогнозирует Владимир Петриченко. На их формирование влияют снижение сбора подсолнечника, рост мощностей по переработке масличных до 15,7 млн т/ год, уменьшение экспортных пошлин и повышательная динамика цен на мировых рынках сои и подсолнечного масла, перечисляет эксперт.

Несмотря на сокращение предложения, существенного роста стоимости масличных в этом сезоне не будет, считает Дарья Снитко. Однако продолжающаяся девальвация рубля все же оказывает повышательное давление на цены. «Подсолнечное масло и маслосемена рапса для многих поставщиков связаны с экспортным паритетом, а цены соевого шрота — с мировой ценой на сою-бобы», — говорит она.

В начале ноября подсолнечник в ЦФО стоил на уровне 16,5-17 тыс. руб./т (с учетом поставки на завод), что значительно выше, чем в прошлом году, когда его продавали всего по 10 тыс. руб./т, приводит цифры Кугучина. «Также в этом году существенно расширился спрос на подсолнечник в Поволжье, — добавляет она. — Рост цен, связанный с запуском там новых мощностей, будет актуален и в следующем сезоне». Но все же основной ценообразующий фактор на рынке подсолнечника — изменение курсов валют, соглашается эксперт со Снитко.

«До начала ралли курса доллара на цены оказывали воздействие нехватка урожая и общая напряженность среди переработчиков, — говорит Кугучина. — Рост доллара и евро стал долгосрочным трендом, поэтому цены начали пропорционально подниматься». По этой же причине, добавляет она, в следующем году увеличатся затраты аграриев на все средства производства, но их маржа все равно останется положительной.

«В этом сезоне при сборе урожая в большинстве регионов была сухая погода, поэтому у аграриев не возникло острой необходимости сразу сбывать продукцию, — продолжает эксперт. — Они не спешат продавать ее переработчикам, реализуя лишь ограниченные партии, чтобы расплатиться по краткосрочным кредитам».

В прошлом сезоне «АСТ компани М» реализовала урожай по 14-15 тыс. руб./т, а в этом году рассчитывает на 17-19 тыс. руб./т. На рост цены, по мнению руководителя, повлияет конкуренция, связанная с сокращением урожая, а также девальвация рубля. «Высокая стоимость подсолнечника при низкой урожайности для нас крайне выгодна, — признает он. — Рассчитываем на выручку в 22-24 тыс. руб./ га».

Придерживают урожай и в «Зерне Жизни». «Мы стараемся не форсировать события, поэтому большая часть подсолнечника пока не законтрактована, — говорит директор компании Андрей Зорин. — Предложение в нынешнем году снизилось, поэтому ожидаем дальнейшего увеличения цен. Также большую роль на рынке сейчас играет курс доллара».

«Елань» в начале ноября уже начала реализацию продукции по ценам, которые на 30-40% выше прошлогодних. «Подсолнечник продаем по 13-14 тыс. руб./т, а лен-кудряш — по 20 тыс. руб./т», — делился тогда Орлов.

Хозяйство «Михеев и Компания», чтобы получить дополнительную маржу, продает не сырье, а продукты переработки рапса — жмых и масло. У предприятия есть свой цех производственной мощностью до 15 т рапсового масла за смену. «Цены в этом году выше, чем в прошлом, — отмечает Мудров. — Жмых мы продаем по 13 руб./кг, а масло — по 26 руб./кг (цены на конец октября, без НДС, на условиях отгрузки со склада продавца). И это только начало сезона переработки!». В 2013-м в этот же период жмых стоил 9,5-10 руб./кг, масло — 23-26 руб./кг. В этом сезоне руководитель отмечает повышенный спрос на рапсовое масло.

Если сельхозпроизводителей растущие цены радуют, то переработчикам масличных такая ситуация угрожает потерей маржи. «В этом году переработчики будут чувствовать себя крайне неуверенно, — считает Кугучина. — Из-за дороговизны сырья и постоянных скачков курса доллара они будут балансировать на грани минимальной рентабельности». При этом рост цен на сырье пока не способствует увеличению его предложения.

Гендиректор агрохолдинга «» (Липецкая область) Николай Бобин говорит об усилении конкуренции на рынке переработки масличных. В будущем ситуация только обострится, опасается руководитель. Закупочная стоимость подсолнечника в регионе уже поднялась до 15 тыс. руб./т, что связано со значительной нехваткой сырья.

В текущем сезоне () планирует переработать более 400 тыс. т подсолнечника. Но при существенных изменениях рыночной конъюнктуры возможны корректировки в сторону снижения, не исключает директор департамента развития сырьевого направления компании Алексей Шкарупа.

В этом году важным аспектом для группы является запуск в Оренбургской области «Сорочинского маслоэкстракционного завода» мощностью 1,2 тыс. т маслосемян в сутки. Закупочную политику «» формирует с учетом потребностей нового предприятия в сырье, поэтому планирует увеличить объемы закупки именно в Оренбургской области.

По мнению Шкарупы, рентабельность переработки маслосемян в этом сезоне у всех предприятий будет существенно ниже, чем в прошлом. Это связано с сокращением валового сбора подсолнечника (по прогнозу компании, до 8,8 млн т). «Спад производства сырья создает резкий дефицит на рынке, так как общая мощность маслоэкстракционных заводов в России, даже без учета запущенных в 2014 году, уже составляет 14,5 млн т/год, что намного превышает общий урожай», — отмечает топ-менеджер.

По его данным, в начале ноября цена подсолнечника в наиболее дефицитном по сырью ЮФО начиналась с 18 тыс. руб./т, тогда как в сезоне-2013/14 средняя составляла 12 тыс. руб./т. «Несмотря на это, продаж нет, — сетует Алексей Шкарупа. — Сельхозпроизводители практически прекратили реализацию маслосемян подсолнечника в ожидании дальнейшего удорожания».

Представитель холдинга «» Василий Борматин соглашается с топ-менеджером «». «Аграрии не продают сырье, рассчитывая, что цены на подсолнечник вырастут еще больше, — комментирует он. — Они убеждены, что курсовая неразбериха будет продолжаться, что позволит им получить большую выгоду». Некоторые МЭЗы даже вынуждены останавливать работу из-за отсутствия сырья или работать на пониженной мощности, знает Шкарупа. По оценке «», в этом сезоне около 17% действующих перерабатывающих мощностей не обеспечены сырьем.

Также фактически заморожены продажи подсолнечного масла. При этом эксперты не дают долгосрочных оценок, а в краткосрочной перспективе прогнозируют удорожание нерафинированного сырого подсолнечного масла до 40-45 тыс. руб./т в ближайшие два-три месяца, что примерно на 35-40% выше цены начала 2014 года.

Экспортные цены на растительное масло также стремительно увеличиваются, отмечают эксперты. Так, по данным «», с конца сентября нерафинированное подсолнечное масло подорожало с $755/т до $815/т (FOB, Черное море).

По оценке аналитического агентства «АБ-Центр», вывоз подсолнечного масла из России за девять месяцев этого года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 55,7%, поставки подсолнечного шрота и жмыха на мировой рынок увеличились на 32,1%. Экспорт подсолнечного масла в текущем сельхозгоду не превысит 1,2 млн т, что на 460 тыс. т меньше, чем в прошлом, прогнозирует .

По мнению экспертов, в 2015 году основные масличные агрокультуры сохранят высокую маржинальность. «В следующем сезоне масличные тоже будут в тренде, — уверена Дарья Снитко, — что связано с ростом цен и увеличением конкурентоспособности российской продукции на фоне девальвации рубля. Эти факторы будут определять стратегию расширения посевов масличных в ближайшие годы».

Немаловажно и то, что производители масличных в меньшей степени зависят от кредитов, чем, например, производители зерна. Во многом такая картина сложилась благодаря высокому уровню развития контрактации аграриев переработчиками, добавляет эксперт.

Немаловажную роль в развитии сектора в следующем сезоне может сыграть и запланированное при вступлении России в ВТО дальнейшее снижение пошлин на вывоз масличных — до 6,5%, но не менее €9,75/т. Сельхозпроизводители готовы экспортировать продукцию при соответствующем спросе. Например, Орлов из «Елани» рассматривает такую возможность. «Мы не исключаем поставку масличных на экспорт, но только в том случае, если мировой рынок даст цену выше, чем внутренний», — обращает внимание он. Мудров соглашается: «Мы готовы экспортировать свою продукцию, если ее будут покупать по выгодной нам цене».

Александр Кириченко не так оптимистичен, его останавливают высокие тарифы на железнодорожные перевозки. «Мы никогда не поставляли продукцию на экспорт и пока не рассматриваем такую возможность, — говорит руководитель. — Транспортировка железной дорогой обходится слишком дорого, и экспортная цена не покрывает этих затрат. Нам выгоднее реализация на внутреннем рынке».

Переработчики считают, что дальнейшее снижение пошлин на подсолнечник негативно для рынка. Даже их понижение с 16,62% (но не менее €29,94/т) до 13,24% (но не менее €19,88/т), произошедшее в сентяб­ре этого года, по мнению Алексея Шкарупы, создает предпосылки для экспорта значительных объемов (до 500-700 тыс. т) подсолнечника в Турцию и другие страны Средиземноморья.

Загрузка...