Переработчикам фруктов не хватает отечественного сырья

Российские предприятия обеспечивают не более 30% потребности индустрии

Рынок сока два года подряд показывает отрицательную динамику
Рынок сока два года подряд показывает отрицательную динамику

Современный соковый рынок в России начал формироваться в 1990-е годы. Сначала резко вырос импорт, а затем началось развитие отечественной промышленности. Сейчас, по данным Российского союза производителей соков (РСПС), наш рынок соков и нектаров по объемам вышел на четвертое место в мире после США, Германии и Китая. «В целом с 2001 по 2007 год производство соковой продукции ежегодно увеличивалось в два раза и к 2008-му достигло 3,2 млрд л», — говорит президент РСПС Наталья Иванова. Сегодня доля готовой импортной продукции не превышает 5% рынка.

По оценке РСПС, самый крупный сегмент — около 60% — занимают нектары. Доля натуральных соков, среди которых лидирует яблочный, составляет не менее 20%. Остальная соковая продукция представлена сокосодержащими напитками и морсами. «В последние два года тенденция роста производства сменилась небольшим снижением, — рассказывает Иванова. — В 2014-м было произведено около 2,89 млрд л готовой соковой продукции, что на 4,6% меньше, чем в 2013-м». Данные по 2015-му еще не опубликованы, но снижение объемов производства сохранится из-за снижения покупательской способности населения и перераспределения потребительских приоритетов, добавляет она.

Рынок сока второй год подряд продолжает показывать отрицательную динамику, подтверждает президент компании «» Андрей Самохин. Совокупность экономических факторов превратила стагнацию продаж 2014 года в уверенное падение в 2015-м, которое будет исчисляться двузначным числом. «Самой неприятной новостью для нас стало падение продаж и детских соков», — отмечает он. Кроме уменьшения спроса со стороны потребителей, немаловажным фактором сокращения производства стали неблагоприятные погодные условия, повлиявшие на урожай садов в прошлом году. В результате засухи в период созревания фруктов и ранних морозов в начале октября план по сбору яблок был выполнен лишь на 86%, знает Самохин.

Производственное яблоко в основном выращивают в старых садах, говорит президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. Урожайность деревьев у них цикличная, и в прошлом году как раз был неурожай. По словам эксперта, в переработку идет преимущественно падалица. Себестоимость ее сбора вместе с транспортными расходами составляет около 4 руб./кг, приводит он данные. При этом в 2014 году переработчики закупали производственное яблоко всего по 2-3,5 руб./кг. «При таких закупочных ценах садоводческим хозяйствам убыточно собирать падалицу на переработку, проще оставить ее на земле», — уверен он.

Однако в 2015 году ситуация изменилась. Из-за ограничений импорта продовольствия и, в частности, фруктов, спрос на отечественную плодовую продукцию увеличился. Розничная цена на яблоки подскочила в 2,5 раза, и, согласно «Спеццентручету в АПК», в декабре доходила до 79,2 руб./кг. Садоводам стало выгоднее отправлять всю продукцию в торговые сети, что привело к росту дефицита сырья для переработки. Цена на падалицу поднялась до 15 руб./кг. «Вы не представляете, что творилось на рынке! — восклицает гендиректор компании «Союзконцентрат» (занимается импортом сырья для пищевой промышленности) Вячеслав Гриценко. — Переработчики перекупали фуры с яблоками друг у друга, буквально вырывали из рук: кто больше заплатит, к тому машина и едет».

После введения продэмбарго спрос на отечественные яблоки значительно увеличился, подтверждает директор по стратегическим закупкам компании «Мултон» (входит в группу Coca-Cola) Леонид Гришин. Сельхозпредприятия и фермеры стали продавать весь урожай на рынок свежих фруктов. Чтобы получить хоть какой-то объем продукции, производители соков должны платить более высокую цену. При этом российские предприятия и раньше могли обеспечить не более 30% потребности индустрии переработки в сырье, а сейчас эта цифра еще значительно снизилась.

«Объем отечественного сырья, используемого для производства соковой продукции, недостаточен для удовлетворения потребностей отрасли», — констатирует Иванова. Доля российского сырья в переработке составляет от 20% до 30%. По словам эксперта, соковые предприятия готовы закупать больше яблочного концентрированного сока, яблочного, грушевого, морковного пюре, томатной пасты и т. д. Но объем их производства внутри страны пока мал. По данным РСПС, в 2014 году было произведено всего около 30 тыс. т концентрированного яблочного сока и 85 тыс. т яблочного пюре. В 2015-м их выпуск снизился не менее чем на 30%. Причины все те же: падение урожайности на фоне засухи в отдельных регионах и приоритет реализации свежих яблок.

По словам Вячеслава Гриценко, сейчас в России ни одна компания, даже имеющая сады и выпускающая концентрированный сок, не может обеспечить собственные потребности. «Я десять лет на этом рынке и не могу вспомнить ни одного российского производителя, который бы продавал концентрированный сок на рынок», — добавляет он.

Сегодня отрасль в первую очередь нуждается в яблоках, уверена Иванова. Соковая продукция из них занимает первое место по объему потребления, кроме того, концентрированный яблочный сок и пюре являются основой для многих смешанных вкусов. Также, по ее мнению, отечественным производителям нужно обратить внимание на выращивание томатов для переработки. Необходимо использовать подходящие сорта, внедрять специальные агротехнологии возделывания и сбора. Реализация этих задач требует времени (нужно не менее двух-трех лет, пока сады начнут устойчиво плодоносить) и серьезных инвестиций. Но другого пути, чтобы сократить зависимость российского производства соков от импортного сырья, просто нет.


Загрузка...