Россия способна удвоить экспорт зерна, но для этого необходимо сформировать новую структуру рынка и побороть власть глобальных трейдеров. Такую позицию высказал директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, профессор НИУ ВШЭ Алексей Иванов в ходе 4-го Форума по цифровой конкуренции БРИКС+ в Рио-де-Жанейро. «Если бы структура мирового рынка зерна была бы более конкурентна и организована на более транспарентных принципах, Россия могла бы существенно увеличить объемы своего экспорта, в два раза или более», — считает он (цитата по ТАСС).
По словам Иванова, сейчас вся архитектура мирового рынка зерна строится на работе крупнейших трейдеров сельскохозяйственной продукции, так называемой группы ABCD+ (Archer Daniels Midland, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus), поскольку государства, по сути, передают ответственность за обеспечение глобальной продовольственной безопасности частным корпорациям. Таким образом, крупные трейдеры способны манипулятивно управлять ценообразованием на зерно в мировом масштабе. Волатильность цен очень бьет по российскому зерновому экспорту, а глобальные трейдеры, наоборот, зарабатывают на таких скачках стоимости, занимаясь спекулятивными финансовыми операциями. Кроме того, они опираются на широкую сеть логистической инфраструктуры с доступом к основным торговым путям, контролем над ключевыми точками поставки зерна и тесно взаимодействуют друг с другом.
Хотя российские зерновые дилеры уже усилили свои позиции на внутреннем рынке, в глобальном масштабе это усиление никак не проявляется. «Наша пшеница отгружается в крупных портах торговым посредникам, и дальше российский бизнес уже не контролирует передвижение товара, ее дальнейший путь», — отметил эксперт. Для выхода на международную арену отечественному АПК необходимо сформировать новую логику работы с мировым рынком, опираясь на антимонопольные принципы. Это приведет к росту российского зернового экспорта. «Необходимо объединить усилия стран БРИКС, чтобы “подвинуть” зерновые монополии или системно переформатировать рынок. В клуб БРИКС как раз входят и крупнейшие экспортеры, и импортеры зерна, и все мы заинтересованы в пересмотре глобальной структуры рынка», — заключил Иванов.
Независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут тоже считает, что Россия вполне может увеличить экспорт зерна в 1,5-2 раза, но текущая аграрная политика привела к снижению маржинальности зерна, а это, в свою очередь, не дает возможности нарастить отгрузки, объемы производства и конкурентоспособность. Так, продолжает он, текущий год показателен: зерно есть, но значительного экспорта — нет. «Тренд у нас в лучшем случае будет идти на стагнацию производства. Поэтому никакого радикального увеличения отгрузок быть не может, за исключением случаев очень высоких урожаев из-за погодных условий», — прокомментировал Корбут «Агроинвестору».
Действительно, продолжает он, пятерка глобальных мировых игроков по сути выступает как монопольная структура на рынке зерна, поскольку они обладают значительным доступом к финансовым ресурсам, своей системой отгрузок и др. Бороться с этим можно только расширяя собственные поставки, но лидерство России по отгрузкам пшеницы — это основной экспортный товар АПК на мировом рынке — говорит о том, что позиции страны не так слабы, обращает внимание Корбут. Возможно, усилия БРИКС позволит их повысить, но это объединение — сложная организация, в которую входят и другие крупные экспортеры зерновых, а также и импортеры, которые в первую очередь смотрят на соотношение цена/качество, заключил эксперт.