В первом полугодии экспорт сладостей вырос на 20%

Российские кондитеры занимают четвертое место в структуре экспорта продукции АПК

К 2024 году вывоз российских кондитерских изделий должен вырасти вдвое до $2,2 млрд
К 2024 году вывоз российских кондитерских изделий должен вырасти вдвое до $2,2 млрд

В первом полугодии 2019 года экспорт российской кондитерской продукции вырос на 20% к аналогичному прошлогоднему периоду в абсолютном выражении и на 15% в денежном, сообщила Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд». По ее оценке, кондитерские компании поставили за рубеж 264 тыс. т продукции на $558 млн.

В январе-мае экспорт кондитерских изделий из России составил 225 тыс. т стоимостью $474 млн, следует из данных ФТС. Таким образом, за пять месяцев рост к аналогичному периоду 2018-го в тоннах достиг почти 25%, а в денежном выражении превысил 18%. Однако по итогам полугодия темп роста отгрузок за рубеж несколько снизится. «Незначительный спад в динамике экспорта кондитерских изделий объясняется сезонностью спроса», — отмечает исполнительный директор «Асконда» Вячеслав Лашманкин. Тем не менее по темпам роста экспорта кондитерская промышленность остается одним из лидеров как среди предприятий АПК, так и в целом среди производителей продукции с высокой добавленной стоимостью, подчеркнул он.

По объему экспорта кондитерские изделия занимают четвертое место среди товаров российского АПК. Кондитерская отрасль ежегодно потребляет порядка 1,5 млн т сахара или 33% его производства в России, а также более 1 млн т муки. В рамках задачи по удвоению экспорта продукции АПК к 2024 году ежегодные продажи кондитерских изделий за рубеж должны вырасти до более 900 тыс. т, а в денежном выражении — до $2 млрд. При этом «Асконд» в качестве базового сценария видит возможность отрасли выйти к 2024 году на 1 млн т и на $2,2-2,4 млрд.

«Пока динамика роста экспорта за последние четыре года выводит отрасль на параметры, заложенные в указе президента, однако дальнейший рост экспорта будет зависеть от очень многих факторов», — отметил «» Лашманкин. По его словам, российские кондитеры работают в условиях жесткой конкуренции не только с мировыми лидерами в производстве кондитерской продукции, но и с локальными производителями, продукция которых изначально адаптирована под вкусы потребителей их стран. Также негативно повлиять на общую динамику экспорта может перспектива переноса части производственных мощностей отечественных кондитерских компаний на территорию КНР и т. д. Поэтому, подчеркивает Лашманкин, кондитерам необходимы действенные меры господдержки, в том числе в логистике, области технического регулирования, защите отечественных брендов, а также льготном кредитовании модернизации действующих производств.

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в течение 2016-2017 годов Россия последовательно устанавливала рекорды по объемам поставок сладостей на экспорт в натуральном выражении. В 2018-м рекорд был обновлен: экспортные отгрузки выросли на 11% до 479 тыс. т на сумму $1,1 млрд. Согласно статистике «Асконда», география поставок насчитывает около 70 направлений, однако основными покупателями пока остаются страны ближнего зарубежья: Казахстан (28%), Беларусь, Азербайджан, страны Средней Азии. Из стран дальнего зарубежья самым динамично развивающимся направлением российского экспорта с 2016 года является Китай. В 2018 году в эту страну было отправлено 52,3 тыс. т кондитерских изделий, что на 36% больше объема 2017-го. В первом квартале 2019-го Китай нарастил ввоз еще на 17%, а в целом поставки в страны дальнего зарубежья увеличились на 9%.

Одним из потенциально интересных направлений становится Африка, говорит Лашманкин. «По итогам 2018 года объем поставок российской кондитерской продукции в Африку составил 2,8 тыс. т с ростом на 27% к уровню 2017 года. Основными странами покупателями выступают Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Тунис», — перечисляет он. В разрезе категорий наибольшей популярностью в Африке пользуются кондитерские изделия шоколадной группы. Привлекательным для России рынком также является Египет, однако для расширения экспансии в этой стране российским компаниям необходимы дополнительные меры поддержки со стороны государства, прежде всего в части компенсации логистических издержек и продвижения продукции на египетском рынке, добавил исполнительный директор «Асконда».

Согласно оценке ЦИКР, наибольшая доля в продажах на внешние рынки приходится на шоколадные кондитерские изделия — около 50%. В целом на внешние рынки продается около 30% всех шоколадных кондитерских изделий, произведенных в России. Всего в 2018 году объем производства кондитерских изделий в стране увеличился на 3,6% до 3,8 млн т. Как отмечает ЦИКР, такой динамике способствовал как рост вывоза, так и увеличившиеся траты на сладости внутри страны. Кроме того, на достаточно низких уровнях находились цены на многие виды основного кондитерского сырья, что позитивно влияло на себестоимость производства. Среднедушевое потребление кондитерских изделий в 2018 году было на уровне 24,6 кг в год на человека — самый высокий показатель за всю историю наблюдений.

Загрузка...