Коровья вольница

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Современным выражением прогресса в животноводстве стала технология беспривязного стойлового круглогодичного содержания коров с доением в индустриальных доильных залах. Почти все эксперты сходятся на том, что за этой технологией будущее. Однако на практике не все российские животноводы спешат перейти на «беспривязь».

По мнению многих опрошенных «» специалистов, беспривязное содержание имеет множество плюсов. Так, применение этой технологии позволяет создать для коров более комфортные условия. Благодаря «беспривязи» можно улучшить качество молока и добиться снижения его себестоимости, внедрить автоматизацию уборки помещения, осуществить компьютерный контроль здоровья животных и, что немаловажно в условиях кризиса, высвободить человеческий ресурс: по словам ведущего эксперта Татьяны Рыбаловой, при беспривязном содержании производительность труда возрастает в семь раз, соответственно уменьшается и число работающих. В некоторых хозяйствах оно сократилось в 3-5 раз. Также «беспривязь» подразумевает использование более качественного оборудования, чем при традиционном привязном содержании.

Но на деле, конечно, не все так бе-зоблачно. По мнению заведующего отделом технологии и механизации животноводства Северо-Западного НИИ механизации сельского хозяйства Владислава Гордеева, главный недостаток беспривязного способа содержания на современном этапе — трудности, связанные с кормлением животных (особенно при дефиците кормов, характерном для многих хозяйств). Сильные агрессивные животные оттесняют от кормушки более спокойных и, как правило, более продуктивных коров. В результате продуктивность последних падает, а агрессивные жиреют, становясь при этом еще враждебнее.

Мнение аграриев «Мы начали работать по новой технологии с 1998 года, — рассказывает Евгений Трошкин, директор предприятия «Племенной завод «Новоладожский» (Ленинградская область, одни из первых в России начали использовать технологию беспривязного содержания). — По сути мы вынуждены были перейти на «беспривязь» из-за устаревшего оборудования на дойке, которое из-за частых поломок приводило к снижению качества молока, к тому же нам не хватало рабочей силы. Провели модернизацию старых помещений, перестроили коровники, приобрели полный комплект импортного оборудования. Все это окупилось за пять лет, при этом штат сотрудников сократился в два раза».

Директор СПК «Подовинное» (Челябинская область) Сергей Мельников тоже перешел на «беспривязь» в 2006 году из-за нехватки рабочих рук. «Перешли удачно. Молоко у нас сейчас высшего сорта, соматические клетки — в пределах 400 единиц. Более того, отмечен рост поголовья: с 2006 года оно увеличилось с 850 до 1150 голов», — радуется Мельников. Но пришлось преодолевать и некоторые трудности. Основная проблема, с которой хозяйство столкнулось при переходе на новую технологию, — низкий профессиональный уровень персонала, неподготовленность старых кадров к новым компьютеризированным условиям работы. На решение этих проблем у «Подовинного» ушло около года.

Однако у «беспривязи» есть и другие существенные недостатки. По словам Гордеева, сформировать технологические группы по нескольким показателям (продуктивность, стадия лактации и т. д.), равно как регулировать ранговые отношения в больших группах, в производственных условиях практически невозможно. «Кроме того, эта технология требует вложения немалых средств. Так, например, строительство нового комплекса на 1-1,2 тыс.  голов со шлейфом в Ленинградской области составит примерно 380-450 млн руб. в зависимости от комплекта оборудования», — подсчитывает эксперт.

Вероятно, по этим причинам большинство российских аграриев остаются верными традиционному типу ведения хозяйства — привязному содержанию, тем более что и с этой технологией можно добиться хороших результатов.

Привязь остается

Достичь высоких надоев при привязном содержании коров вполне возможно при условии правильного кормления и использования современных импортных линейных доек, говорит Рыбалова из . «В Северо-Западном экономическом районе таких ферм больше половины, а по итогам 2008 года средние надои на одну корову в Ленинградской области достигли уже 6777 кг, — приводит она пример. — При этом владельцы ферм не планируют переход на «беспривязь». И, кстати, не ставят задачи добиться надоев свыше 6,5-7 тыс. кг, так как это приводит к сокращению числа лактаций, а также большим затратам на корма, в результате чего себестоимость молока повышается».

С утверждением, что молоко высшего сорта в «привязных хозяйствах» получить более чем реально, согласен и Трошкин из «Племенного завода «Новоладожский». «Добиться этого на «привязи», конечно, сложнее, чем на беспривязном содержании, — не отрицает он, — но возможно. Многое зависит от качества оборудования. На старых советских агрегатах хорошего результата не получишь, нужно проводить модернизацию производства!».

Эксперты полагают, что переводить все предприятия только на «беспривязь» неразумно. Например, для небольших хозяйств, где не наблюдается нехватки трудовых ресурсов, наиболее выгодно привязное содержание, считает Гордеев из Северо-Западного НИИ механизации сельского хозяйства. Ведь главный недостаток «привязи» - выполнение большей части операций вручную — устраним только с помощью достаточного числа работников на ферме. «Несмотря на многочисленные попытки, эти операции, к сожалению, пока не поддаются механизации, а тем более автоматизации практически приемлемыми средствами. Отсюда высокие затраты труда и большое количество обслуживающего персонала. Да и получить высокое качество молока на «привязи» довольно сложно», — замечает эксперт.

Впрочем, генеральный директор компании «Диагенис» (Москва, консультации, производство, разработка и внедрение ветеринарных технологий) Роман Костюк считает, что качество продуктов не зависит от технологии. «Если поставить хорошую линейную дойку и содержать животных в чистоте, то высокое качество молока будет обеспечено как на привязи, так и без нее, — утверждает специалист. — Ведь оно зависит в первую очередь от кормления и от качества системы содержания, но не от самой технологии».

Подобные взгляды разделяют многие аграрии. Тем не менее, производители сельскохозяйственной техники не намерены упускать из виду хоть и морально устаревший, но активно живущий рынок. Для хозяйств, работающих по технологии привязного содержания, они регулярно предлагают разнообразные технические новинки: так, например, компания продает фермерам новые доильные аппараты с системой стабильного вакуума и автоматического снятия подвесной части, с электронным пульсатором и функцией автоматического двойного вакуума. Другие доильные аппараты для привязного содержания оснащены инфракрасным счетчиком молока и модулем Bluetooth, позволяющим в режиме реального времени передавать данные по удою каждой коровы в компьютерную программу комплексного управления фермой.

Однако компьютеризация имеет как преимущества, так и недостатки, сетуют аграрии: с одной стороны, она ведет к повышению эффективности работ, а с другой — усложняет производство, делая его чересчур технологичным.

Строительство или модернизация?

Один из главных вопросов, встающих перед аграриями, решившими перейти на «беспривязь», — строить всю систему с нуля или же провести модернизацию уже имеющихся помещений. Ответ на него зависит от множества факторов и решается в каждом конкретном случае отдельно.

Бу Вейфельдт, руководитель группы проектного менеджмента компании , отмечает, что в некоторых случаях проще построить новый комплекс и установить весь спектр оборудования, а в других ситуациях лучше сделать незначительные капиталовложения, и это тоже принесет положительный результат. «Например, если вы планируете перейти с привязного содержания на беспривязное, то более выгодным будет строительство нового комплекса, — полагает специалист. — Если же речь идет о модернизации фермы, то наиболее оправданы инвестиции в усовершенствование имеющегося доильного и холодильного оборудования, а также повышения комфорта коров».

Трошкин из «Племенного завода «Новоладожский» считает, что построить новое помещение для беспривязного содержания проще, чем модернизировать старое. «Старые проекты просто не в состоянии дать большой отдачи. Зачастую тесные, еще советской постройки здания не позволяют предоставить комфортные условия для коров, создать необходимый микроклимат», — поясняет специалист.

Однако с этим утверждением не согласен Мельников из СПК «Подовинное». «Я глубоко убежден, что при переходе на технологию беспривязного содержания выгоднее провести модернизацию старого помещения, чем строить новое, если, конечно, его конструкция позволяет это сделать. К 2006 году мы модернизировали здания нашего хозяйства еще 1970-х годов и удачно перешли на беспривязное содержание скота. Реконструкция обошлась нам в 32 тыс. руб. на ското-место. По нашим расчетам, окупиться эти затраты должны в течение пяти лет», — прогнозирует директор.

Андрей Смоленцев, заместитель генерального директора по маркетингу компании «ИЖ-Лайн» (г. Ижевск, строительство молочных комплексов «под ключ»), подсчитал, что возведение здания с нуля по цене почти равно стоимости модернизации уже построенных помещений. Разница получается небольшая — около 30%. По его данным, минимальная цена модернизации составляет около 40 млн руб. «Вот пример, — рассказывает специалист. — Недавно наша компания провела реконструкцию фермы на 400-600 голов в Удмуртии. Модернизировали один коровник, галерею на все коровники и доильный зал. Сначала цена составляла 30 млн руб., но в итоге уложились в 35-37 млн руб. А не так давно в Татарстане строили с нуля молочный комплекс на 400 голов. Первоначально оговоренная сумма была в районе 39 млн руб., но по просьбе заказчика в процессе строительства были добавлены новые здания, и в результате получилось около 60 млн руб. То есть близость цен достаточна очевидна».

Что же касается окупаемости, то, конечно, реконструкция окупится за меньшее время, чем строительство целой мегафермы на 1-2 тыс. голов. По словам директора по маркетингу и сбыту компании GEA WestfaliaSurge Аркадия Добрина, модернизация окупается достаточно быстро, от двух до пяти лет в зависимости от ее «глубины» и если не брать в расчет какие-либо экономические потрясения.

Но во время кризиса ситуация выглядит уже не столь оптимистично. «Год назад мы построили молочный комплекс во Владимирской области. При той цене молока — около 11 руб./л — срок окупаемости составлял восемь лет. Потом, когда начали расти цены на молоко, которые дошли до 15 руб./л, время окупаемости сократилось до шести лет. Сейчас же, в свете всем известных событий, срок окупаемости перемахнул уже куда-то за 10 лет», — сокрушается Смоленцев.

Преодолимые трудности

Как и любому нововведению, беспривязному содержанию коров сопутствует ряд проблем. Корень трудностей, возникающих при работе по новой технологии, по мнению Костюка из «Диагениса», заключен в самой ее сути, ведь беспривязное содержание — дорогостоящая, очень технологичная система, требующая более квалифицированного персонала. Дело в том, что для работы на этой системе содержания нужны не только специалисты сельского хозяйства, но также программисты и операторы. И именно это — основная сложность, так как российское село испытывает дефицит опытных кадров, не говоря уже о специалистах для управленческих программ.

Проблему нехватки квалифицированных специалистов подчеркнул и Мельников из СПК «Подовинное»: «С введением компьютерного управления стадом выяснилось, что персонал очень тяжело поддается переходу на современные методы работы. Целый год мы осваивали новую систему. Но наши зоотехники и врачи оказались неспособны разобраться в таком сложном деле, как компьютерное управление стадом. А ведь без него на беспривязном содержании скот держать просто невозможно: корова теряется. В итоге сегодня ведущими работниками на ферме являются не зоотехники и ветеринарные врачи, а специалисты с инженерно-техническим образованием. Хорошо, что нам не пришлось никого нанимать со стороны, эти люди уже были в нашем хозяйстве, просто работали они в другой сфере».

Основные трудности использования новой технологии проявляются в практической стороне воплощения, добавляет Костюк. «Воплотить идею в адекватной форме оказывается порой очень сложно. Многократно усложняется система оперативного учета, а она может быть реализована только через современные дорогостоящие средства. Также возрастают затраты на ветеринарное обслуживание животных: изоляторы, ветеринарные отстойники, участки для искусственого осеменения — все это начинает требовать дополнительных издержек».

Первые ошибки

Сложность новой технологии и недостаточная подготовленность людей, применяющих ее на практике, неизбежно ведет к возникновению ошибок и просчетов.

Как считает Костюк, главной ошибкой аграриев, переходящих на беспривязное содержание, является желание совместить две несовместимые вещи: дешевую «беспривязь» и быструю отдачу денег, что, естественно, невозможно. «Эта технология — достаточно дорогое удовольствие, а многие фермеры пытаются сэкономить средства еще на стадии разработки проекта модернизации, — говорит специалист. — Местные специалисты считают, что справятся по ходу дела сами: не следуют инструкциям и правилам, а действуют в соответствии со своими мыслями, на свой страх и риск, максимально сокращая затраты, тогда как надо строго следовать по предложенной схеме, проверенной временем».

По мнению Рыбаловой из , еще одна из наиболее грубых ошибок, которую совершают фермеры, состоит в том, что они не проводят подготовительной работы со стадом при переводе его на «беспривязь», в то время как животных необходимо готовить к лактированию в аналогичных условиях и приучать к доильной площадке задолго до отела. «Коровы, которые привыкли к старому «укладу жизни», могут просто перестать доиться, — предостерегает эксперт. — Не рекомендуется также часто перемещать животных из одной группы в другую, так как и это может стать причиной снижения надоев».

В свою очередь Гордеев из Северо-Западного НИИ механизации сельского хозяйства выявил еще несколько просчетов начинающих «беспривязников». «Как правило, фермеры начинают выдавать коровам такой же рацион кормов, что и при привязном содержании. Это неправильно: в первые дни перехода на кормовом столе должен быть усиленный в среднем на 10-15% рацион, а в боксах — удвоенная норма подстилки. Еще я не раз сталкивался с неграмотно сделанной планировкой помещений — следствием экономии на проектировщиках-технологах», — сетует эксперт.

Дальнейшие перспективы

Насчет прогнозов дальнейшего развития перехода на «беспривязь» у специалистов существуют разные точки зрения.

По мнению Костюка из компании «Диагенис», усилия Министерства сельского хозяйства РФ последних 10 лет были направлены на то, чтобы перейти с привязного содержания на беспривязное как более современное и технологичное. Но теперь главным препятствием в дальнейшем распространении этой технологии, вероятно, станет отсутствие финансовых средств. «Делать прогнозы в кризис — дело совсем уж неблагодарное!» - говорит специалист.

Как считает Гордеев, продолжительность перехода на «беспривязь», учитывая сложное финансовое положение многих хозяйств и страны в целом, проблемы с кадрами и т. д., определить сложно. Эксперт полагает, что этот процесс займет больше 10 лет.

Однако Рыбалова уверена, что отечественное животноводство никогда полностью не перейдет на «беспривязь». «Можно будет считать большим достижением, если в обозримом будущем хотя бы половине хозяйств удастся совершить этот переход. Процесс модернизации нашего животноводства замедлился уже в 2008 году: завершились нацпроекты, к тому же на темпах развития сказывается кризис. Но самое негативное влияние оказало падение цен на сырое молоко в первом полугодии 2008 года. Не стоит забывать и о снижении спроса на отечественные молочные продукты».

Где появилась «беспривязь»?

В нашей стране переход на беспривязное содержание в современном виде стал набирать обороты с конца 1990-х годов, когда начали завозить импортное оборудование, в частности доильные залы. Сегодня эта технология активно развивается в России, но в процентном соотношении все еще сильно проигрывает привязному содержанию. По данным ведущего эксперта ИКАР Татьяны Рыбаловой, на начало 2000-х годов на беспривязном содержании находилось лишь около 3,5% коров в сельхозпредприятиях, тогда как сегодня, по разным оценкам, — уже 10−12%. В России «беспривязь» распространена в районах с наиболее развитым животноводством: в Северо-Западном, в Московской и Вологодской областях, Республике Татарстан, в ряде районов Юга страны, замечает эксперт.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»