Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Разум на колесах: нужны ли крестьянам высокотехнологичные компоненты сельхозмашин?
Светлана Клепикова
Агротехника и технологии
26 сентября 2014
За последние годы сельскохозяйственные машины претерпели существенную модернизацию. Высокая рыночная конкуренция заставляет производителей техники разрабатывать и внедрять высокотехнологичные компоненты, что значительно увеличивает стоимость техники. Однако агрегаты с инновационными решениями не всегда доступны российским крестьянам.
Немецкий фермер не получит кредит в банке, если на его сельхозтехнике не будет установлена система GPS, входящая в единую систему контроля
Фото: Ростсельмаш

Сельскохозяйственная техника нового поколения отличается не только надежностью, высокой производительностью и комфортабельностью, но и наличием инновационных решений, говорит Эдуард Жалнин, заведующий отделом механизации уборки зерновых культур ВНИИ механизации сельского хозяйства РАСХН (Москва). Особенно это заметно на примере машин ведущих иностранных компаний-производителей: John Deere, Сase, New Nolland, Claas, Storti, «Гомсельмаш», а также техники российских предприятий — «Ростсельмаша», «Красноярского комбайнового завода», «Кировского завода» и других.

Например, использование оборудования для картирования урожайности полей и плодородия почвы с целью последующего дифференцированного посева и внесения удобрений позволяет не только увеличить производительность труда, но и урожайность (в среднем она повышается на 20-25%), рассказывает Жалнин. Применение навигационного оборудования для определения точного месторасположения мобильной техники и управления тракторами, комбайнами и другими машинами в процессе выполнения различных сельхозработ позволяет на 20-25% снизить простои агрегатов, происходящие по организационным и техническим причинам. А внедрение электроприводов в тракторах и комбайнах открывает новые возможности для автоматического управления ими.

По словам Жалнина, за последние 15-20 лет роль электропривода в комбайнах заметно выросла (от электрозапуска двигателя от аккумулятора до реализации идеи электротрансмиссии). «Отечественная компания «Русэлпром» и Минский тракторный завод выпустили первый трактор второго класса с электротрансмиссией. А российский Красноярский завод — первый в мире электрофицированный зерноуборочный комбайн, в котором установлено 18 электроприводов, в том числе на трансмиссию и молотильный барабан. За рубежом пока подобных решений нет. Но многие иностранные производители ведут аналогичные разработки», — утверждает Жалнин. По его мнению, электропривод значительно повышает общий технический уровень тракторов и комбайнов. К тому же в 1,5 раза увеличивается эксплуатационная надежность и производительность, доволен эксперт.

Сегодня на всей линейке сельскохозяйственных орудий (импортных и отечественных как прицепной, так и самоходной техники) применяются высокотехнологичные компоненты, соглашается с Жалниным Александр Щербик, агротехнолог компании «Цеппелин Агро» (ранее — подразделение сельскохозяйственной техники «Цеппелин Русланд»; дилер сельхозтехники). Например, в настоящее время почти все современные посевные комплексы имеют контроллеры управления, говорит он.

На российском комбайне Torum 740 («Ростсельмаш») установлена информационная система Adviser с функцией голосового оповещения, имеющая настройки для уборки 14 культур и контролирующая более 30 параметров и режимов работы комбайна, добавляет Жалнин. Также эффективность дорогостоящих тракторов и комбайнов повышают сменные адаптеры.

Интересна и технология твердосплавной наварки на рабочие поверхности ножей и лемехов или форсунки распылителей, обеспечивающих требуемый размер капель на опрыскивателях, замечает Андрей Горгодзе, заместитель генерального директора компании «Агротехмаш» (Санкт-Петербург, производство тракторов и самоходной сельхозтехники). «Это все высокие технологии от мелочей до крупных агрегатов, и предела им нет», — рассуждает специалист.

Опции и допопции

Сегодня все крупные производители сельхозтехники разрабатывают и внедряют «умные решения», продолжает Жалнин. Если новшество подчеркивает основное назначение машины, повышает ее производительность, качество работы, надежность, то оно включается в базовый комплект. Если же оно расширяет возможности использования модели, благодаря чему агрегат может быть задействован на других операциях, как дополнительных, так и основных, то оно включается как допопция (дополнительная услуга), и покупатель может ее приобрести отдельно, объясняет эксперт.

Допоборудование имеют все основные производители широкозахватной посевной техники: Bourgault, Flexi-Coil, John Deere, Morris и прочие, говорит Щербик. Например, у распространенных в странах Северной Америки посевных комплексов есть приспособление в виде отдельных сошников для внесения безводного аммиака с одновременным посевом за один проход. «У нас в России данная допопция не востребована в силу того, что инфраструктура для применения безводного аммиака во многих регионах отсутствует, а канадцы и американцы азот вносят в почву именно таким способом», — поясняет специалист.

Сельхозтехника последнего поколения производства таких компаний, как CNH, John Deere, Claas, часто поставляется в Россию уже укомплектованная навигационным оборудованием, приборами контроля производительности и качества работ и оборудованием картирования урожайности полей, замечает Жалнин. «Кстати, увеличение стоимости машины за счет внедрения инновационных решений зависит как от типа машины, так и самой опции и составляет от 2 до 20% от стоимости базовой модели», — констатирует эксперт.

Электронные системы противоаварийного контроля кормоуборочных комбайнов John Deere и Claas могут улавливать даже самый маленький камень в поле, говорит Олег Дерябин, эксперт научно-производственного информационно-консультационного центра «Подмосковный» (Московская область). Он также обращает внимание на то, что бортовая компьютерная система комбайнов этих компаний позволяет регулировать и экономить расход топлива (на импортных кормоуборочных комбайнах на 30% меньше по сравнению с отечественными). «Безусловно, все это улучшает производительность труда. Если, к примеру, раньше на заготовке кормов у нас работало четыре немецких комбайна Е-281 (при этом, как правило, один из них находился в ремонте, а три убирали по 300-350 т зеленной массы в день), то сегодня один кормоуборочный комплекс John Deere позволяет убрать 400-500 т в день», — доволен специалист.

В базовую комплектацию комбайнов New Nolland, работающих на полях МТС «Агросервис» (Воронежская область, выращивание сахарной свеклы, озимой и яровой пшеницы, ячменя, кукурузы, гороха, подсолнечника, 15 тыс. га), не входили системы навигации GPS. Применение данной опции может поднять производительность труда, считает Александр Климентовский, главный инженер хозяйства. «Поэтому мы вскоре установим системы параллельного вождения. Они позволят увеличить ширину захвата массы, уменьшить перехлесты и улучшить условия работы в ночное время суток», — рассуждает аграрий. В хозяйстве «КХ Перетятько Ю. А.» (Ростовская область, выращивание озимой пшеницы, подсолнечника, сои, гороха, 860 га) систему параллельного вождения уже приобрели за 64 тыс. руб., и она успешно эксплуатируется. А GPS-навигация установлена на комбайне Сase (США), работающем в этом агрохозяйстве.

Высокотехнологичными системами должна быть оснащена вся сельхозтехника, работающая на российских полях, убежден директор хозяйства Юрий Перетятько. По его словам, это необходимость сегодняшнего дня, ведь с помощью новейших разработок можно не только улучшить производительность труда и повысить урожайность посевов, но и рассчитать урожайность. «Немецкий фермер не получит кредит в банке, если на его сельхозтехнике не будет установлена система GPS, входящая в единую систему контроля. Потому что только применяя дополнительное инновационное оборудование он заранее может рассчитать количество урожая, которое будет получено на данном поле. И под эти расчеты он беспрепятственно получает кредит в банке. Но подобные инновации российским малым и средним агрохозяйствам не по карману», — сожалеет аграрий.

В группе компаний «Артемида» (Республика Башкортостан, выращивание зерновых, сахарной свеклы, посевная площадь — 15 тыс. га) на тракторах NH TG285 и К-3180 также есть «штатная» бортовая электроника. Ее основное назначение, говорит Владислав Осипов, главный агроном хозяйства, — контролировать работу самого трактора. Но несмотря на то, что NH TG285 оборудован датчиком контроля обработанной площади, работает он с погрешностями, и без установки дополнительных приборов, таких как системы навигации, которые позволяют отслеживать прямолинейность прохода агрегата, невозможно провести учет выполненной работы и передать информацию в электронном виде для расчетов в бухгалтерию.

В агрохозяйствах с большими посевными площадями система контроля просто необходима, считает аграрий. «В 2009 году системами GPS-навигации у нас были оборудованы трактора МТЗ-82, работающие с прицепными опрыскивателями UG 3000 Аmazone. При этом повысилась производительность по внесению почвенного гербицида при посеве сахарной свеклы. А также стало возможно более качественно и быстро проводить химическую прополку зерновых культур», — доволен Осипов.

Дороже значит лучше?

Сегодня на российском рынке сельхозтехники присутствуют как дорогие агрегаты, в стоимость которых входят новые разработки, так и более доступные, говорит Горгодзе из «Агротехмаша». Кстати, допопции разработчики устанавливают не только на «родную» технику, замечает Павел Репников, президент Ассоциации дилеров сельхозтехники «Асход». Так, по словам эксперта, компания John Deere предлагает для использования на машинах других марок собственную разработку — GPS-системы GreenStar для обеспечения точности работы, повышения производительности и мониторинга работы комбайнов, тракторов, посевных комплексов, опрыскивателей и иных машин. «Системы, связанные с глобальным позиционированием, у разных компаний называются по-разному: у John Deere - GreenStar, у AGCO — Fieldstar, у Claas - Agrocom», — поясняет Репников. Таких систем много, говорит он. Причем некоторые устанавливаются на технику разных компаний. Например, Omnistar. Это систему устанавливает «Евротехника». «К примеру, установка оборудования на комбайны для картирования урожайности полей превышает 550 тыс. руб. Также увеличивают стоимость тракторов и комбайнов сменные адаптеры. А стало быть, не каждое хозяйство может себе позволить такие расходы, делает вывод эксперт.

Самая недорогая система GPS-навигации стоит от 60 тыс. до 100 тыс. руб. Это доступная цена, считает Перетятько. Но и эти «дешевые» системы не каждое хозяйство может себе позволить купить, замечает Владимир Ян, директор Московской селекционной станции (Московская область, площадь сельхозугодий — 3,5 тыс. га). В частности, его МСС не в состоянии приобрести даже такие недорогие навигационные системы. Тем не менее агрегаты с «умными решениями» аграриям необходимы, соглашается Ян.

Еще одна причина, по которой многие российские крестьяне не готовы приобретать допопции — неуверенность в их необходимости, продолжает Жалнин. По его мнению, происходит это из-за недостаточной осведомленности сельхозпроизводителей и из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры для практической реализации этих новшеств. «Нехватка систематически действующих курсов повышения квалификации для наших механизаторов и управленческих кадров лишь немного компенсируется эпизодическими районными, областными и всероссийскими «днями поля», сельскохозяйственными выставками, семинарами», — сетует эксперт.

С Жалниным соглашается Осипов из «Артемиды». Компании-производители средств защиты растений — BASF, Syngenta, DuPont - разработали программное обеспечение, позволяющее в зависимости от типа засоренности полей, вредителей и болезней растений подобрать схему защиты посевов, а также произвести подсчет стоимости выбранных средств защиты, рассказывает аграрий. В дополнительном приложении к данным программам можно увидеть справочники сорной растительности, болезней растений и всевозможных вредителей. «Например, BASF разработала программное обеспечение под названием «Полевой дневник агронома», в котором отражается весь спектр действий, связанных с проведением работ по защите растений с учетом культур, посеянных на каждом поле. Это позволяет спланировать потребность растений в средствах защиты и минеральных удобрениях. Также данная программа позволяет вести книгу истории обработки каждого поля. Но, к сожалению, в России она еще не нашла применения, поскольку для данных разработок необходим Интернет, а это, особенно в глубинках, непозволительная роскошь», — сетует аграрий.

Разработки на продажу

Кстати, допопции разработчики устанавливают не только на «родную» технику, замечает Павел Репников, президент Ассоциации дилеров сельхозтехники «Асход». Так, по словам эксперта, компания John Deere предлагает для использования на машинах других марок собственную разработку — GPS-системы GreenStar для обеспечения точности работы, повышения производительности и мониторинга работы комбайнов, тракторов, посевных комплексов, опрыскивателей и иных машин. «Системы, связанные с глобальным позиционированием, у разных компаний называются по-разному: у John Deere - GreenStar, у AGCO — Fieldstar, у Claas - Agrocom», — поясняет Репников. Таких систем много, говорит он. Причем некоторые устанавливаются на технику разных компаний. Например, Omnistar. Это систему устанавливает «Евротехника».

По словам Горгодзе, в мире не так много компаний, занимающихся собственными разработками. Например, разработчиком собственных бесступенчатых трансмиссий Vario является компания Fendt, дополнительных вальцовых доизмельчителей Korn cracker — Claas. «Кстати, в отличие от европейцев, североамериканцы не продают свои автоматические трансмиссии и новые двигатели мощностью свыше 300 л. с. другим производителям техники. Зато в Европе можно приобрести более современные трансмиссии ZF и двигатели Deutz или Mercedes. Поэтому предложения техники в Европе более разнообразны и современны», — констатирует специалист. «Машиностроительные предприятия — это не просто сборочные площадки, производящие или закупающими компоненты. Сегодня у каждого крупного российского завода есть испытательный и конструкторский центры, где разрабатывают и внедряют новинки, — возражает Максим Шорохов, пресс-секретарь Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш». — Например, на предприятиях «Колнаг» (Московская область), «Белагромаш-сервис» (Белгород), «Мельинвест» (Нижний Новгород)».

В отличие от России, за рубежом лучше развита кооперация и налажено производство стандартной элементной базы, поэтому там мало заводов с полнопоточным производством всех узлов и элементов, не соглашается с Горгодзе Жалнин. «В основном все агрегаты собираются из готовых стандартных элементов, сделанных другими фирмами, — говорит эксперт. — Так, двигатели Perkins (Англия) или Deutz (Германия) поставляются в десятки стран мира и устанавливаются на различные машины. Поэтому их модульный ряд чрезвычайно широк: от нескольких десятков до нескольких сотен кВт. А режущие аппараты немецкого производства устанавливаются на жатки, производимые в США, Канаде и других странах», — приводит пример эксперт.

Специализация действительно существует, подтверждает Щербик. Например, фирма Bourgault занимается производством рабочих органов (анкеров, стрельчатых лап, долот, сошников) для таких компаний, как Morris и Flexi-Сoil, замечает специалист. «Мне так же известен факт производства фирмой Horsch (Германия) части комплектующих деталей для компании Simba (Англия), в частности блоков защиты для рабочих органов Terra grip», — добавляет он.

В Европе и Азии рынок высокотехнологичных изделий более развит, чем в Америке и России, продолжает Горгодзе. Так, лучшие органы для почвообработки покупают в Испании, пружины — во Франции, двигатели — в Германии и Финляндии, трансмиссии и мосты — в Италии и Германии, профильный прокат — в Бельгии и Австрии, перечисляет специалист.

То, что многие западные компании не производят ряд важных агрегатов для своих машин, является нормой, говорит Жалнин. За рубежом широко развито специализированное производство комплектующих и межгосударственная кооперация. В России же понимание и реализация такого варианта производства только начинается, считает эксперт. «На новые российские комбайны типа «Вектор», Acros, Torum уже устанавливаются комплектующие (ремни, редукторы, подшипники, шланги, декоративные панели, приборы и т. д.) зарубежного производства. Безусловно, это повышает стоимость комбайна. Но наша промышленность, к сожалению, не может сегодня изготавливать эти изделия на высоком качественном уровне. К примеру, редуктор для привода ротора для комбайна Torum «Ростсельмаш» заказывает в Германии. Не будет редуктора — не будет комбайна», — констатирует эксперт.

Несмотря на то, что российская сельхозтехника адаптирована к нашим условиям и более проста в обращении, она все же уступает импортной, считает Дерябин из НПИКЦ. «Даже инновационная модель кормоуборочного комбайна «Ростсельмаша» «не дружит» с компьютерами. Если в импортной технике предусмотрена электронная система защиты, позволяющая в случае поломки заблокировать работу комбайна, то в российской такая система отсутствует. Да и любая гидравлика отечественного производства часто выходит из строя», — отмечает эксперт.

Однако в агрофирме «Кадви» (Калужская область, животноводство, растениеводство) уже более двух лет успешно эксплуатируются комбайны «Дон» и Acros («Ростсельмаш»). «Нас российская техника устроила и по ценовым, и по качественным показателям, — говорит генеральный директор хозяйства Александр Волков. — Комбайны компьютеризированы, и за два года работы на наших полях ни разу не было серьезной поломки».

В «КХ Перетятько Ю. А.» тоже успешно эксплуатируют жатки российской компании Klever (входит в группы компаний «Новое содружество», производит жатки для «Ростсельмаша»), установленные на комбайн Case. «Они надежны в эксплуатации, не уступают импортным жаткам и намного дешевле зарубежных аналогов», — доволен директор хозяйства. «В 2008 году завод «Ростсельмаш» посещал вице-премьер Сергей Иванов, ему показывали различные серийные модели новых комбайнов. Он обратил внимание, что электроника в кабине ростовских комбайнов похожа на авионику современных истребителей. Оказалось, что электронное оборудование для сельскохозяйственных машин и боевых самолетов выпускает одно предприятие», — защищает российских производителей Шорохов из «Росагромаша».

И все же современные российские производители техники находятся в очень тяжелом положении. Основные высокотехнологичные комплектующие приходится получать из-за рубежа. Внедрение же новых разработок затруднено как по вине смежных организаций, так и из-за отсутствия необходимого оборудования и грамотных специалистов. «Многие предприятия после приватизации закрыли высокотехнологичное производство и перепрофилировались, — объясняет Жалнин. — А ведь в таких странах, как США, Германия, Франция, Англия, в разной степени субсидируется внедрение новшеств, тем самым уменьшаются затраты аграриев на приобретение техники».

Помимо этого за рубежом регулярно проводятся обучающие курсы, организованы различные консультации по освоению новой техники. К сожалению, в России такой поддержки аграриев нет. «Нет и централизованных закупок импортной техники, контроля и гарантий со стороны государства. Потому неудивительно, что многие хозяйства купят «красивую игрушку», а потом не знают, что с ней делать. В этом недостаток нашей системы технического обеспечения АПК. Во многих регионах вообще упразднена районная техническая служба, которая могла бы содействовать хозяйствам в эффективном использовании машин», — сожалеет Жалнин.

Центры «интеллектуальных решений»
Мария Малеева, менеджер по коммуникациям российского офиса компании John Deere:
Одним из мировых лидеров в области разработки и внедрения «интеллектуальных решений» для сельхозтехники по праву является транснациональная компания John Deere. На базе ее инновационных центров, расположенных в США, Индии и Германии, создаются новые решения, предназначенные для усовершенствования работы сельхозагрегатов.
Изначально подобные центры были сосредоточены на территории США, но постепенно, по мере глобальной экспансии, компания стала открывать инновационные центры и в других регионах. Например, в 2006 году в Индии, в г. Пуна, появился технологический центр John Deere, где сегодня на постоянной основе трудятся 1800 сотрудников и еще около 200 человек компания привлекает время от времени на различные проекты.
Самым «свежим вливанием» в инновации стал Центр технологий и инноваций, открывшийся летом 2010 года в немецком городе Кайзерслаутерн. На данный момент в Центре работает около 100 человек, но в течение последующих нескольких лет планируется увеличение штата до 200 сотрудников. Новое предприятие является основным источником «интеллектуальных решений» и передовых технологий для клиентов компании John Deere в Европе, странах СНГ, в Северной Африке, на Ближнем Востоке, а также для покупателей других государств, в которых представлена наша техника.
Конструкторские решения, разрабатываемые на всех этих предприятиях, предназначены только для сельхозтехники John Deere. В 2009 году компания инвестировала в исследования и разработки почти $1 млрд, что составило около $4,5 млн на каждый рабочий день или более 4% от объема годовых продаж производимого оборудования.
«Стрип-тилл»
Александр Щербик, агротехнолог компании «Цеппелин Агро»:
В части регионов Северной Америки приобретает популярность технология «Стрип-тилл». Она заключается в том, что глубокорыхлитель производит рыхление почвы осенью одновременно с внесением основной дозы удобрений, затем в весенний период строго в каждый рядок при помощи GPS-навигатора производится посев культуры. Таким образом, при использовании именно этой схемы сева междурядье не рыхлится.
Данная схема сева направлена на сохранение влаги и уменьшение энергозатрат. Если рыхление выносит на поверхность часть семян сорняков, которые в последствии начинают прорастать и отбирать питательные вещества у культурного растения, то при этом же способе сева междурядье не рыхлится, и семена сорной растительности на поверхность не выносятся. Засоренность возникает лишь при переносе ветром, а при данном способе рыхления всхожесть у них невысокая, так как нет плотного контакта семян с почвой.
Для этой технологии специально производится дооборудование (и для глубокорыхлителя, и для сеялки). Но на текущий момент эта допопция, а также сеялки данного типа не популярны ни в Европе, ни в России. Но, я думаю, данная технология найдет своих почитателей и в нашей стране.
Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама