Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Картофельные джунгли
Мария Гусева, Юлия Смиренская
Агротехника и технологии
7 мая 2013
Программа развития сельского хозяйства и обеспечения производственной безопасности, подписанная президентом в 2011 году, в числе прочего поставила своей целью увеличение доли отечественного картофеля на рынке до 95%. Однако вскоре после принятия этой программы, в августе 2012 года, Россия на довольно жестких условиях вступила в ВТО, поставив под удар отечественных аграриев, в том числе, и производителей картофеля. О том, можно ли разрешить сложившееся противоречие, сохранив свой рынок и не нарушая при этом условий ВТО, а также достигнуть принятых в 2011 году показателей, рассуждают эксперты и участники рынка.
журнал «Агротехника и технологии»
январь-июнь 2013

Картофель традиционно является одним из самых популярных овощей на отечественном рынке. Россия ежегодно выращивает порядка 10% (30-33 млн т.) картофеля от всего мирового производства (314 млн т. в год), практически полностью покрывая, таким образом, потребности российского рынка. Доля импортного картофеля в России варьируется, не превышая 5% или 1,5 млн т. в засуху и 1 млн т. в «спокойные» урожайные годы, в том числе и сегодня, отмечает заместитель директора ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха (Москва) Виктор Старовойтов.

«Лоскутное одеяло» производства

Производство картофеля можно рассматривать с разных точек зрения. Приведенные выше цифры касаются в основном так называемого потребительского картофеля, то есть того, который мы непосредственно употребляем в пищу. Существует также семенной картофель, чипсовый, картофель для производства крахмала, спирта, кормовой картофель. Однако не во всех из перечисленных направлениях отечественный производитель занимает доминирующие позиции. Семенной картофель сегодня широко представлен на российском рынке. Производство и продажа отечественного семенного картофеля сосредоточена в основном в руках НИИ и специальных предприятий. Среди основных российских производителей можно выделить ВНИИКХ им. А. Г. Лорха, полевую опытную станцию МСХА имени К. А. Тимирязева, фермерское хозяйство «СеДеК», компанию «Агротрейд» и др. Современный российский производитель способен предоставить потребителю весь спектр семенного картофеля: от мини-клубней до элиты, от раннеспелых сортов до поздних, не сомневаются эксперты. Основными партнерами отечественных производителей семенного картофеля, по словам директора семеноводческой компании «Ален-Агро» (Воронеж) Леонида Святова, на сегодняшний день являются такие европейские объединения, как немецкий «Европлант», «Норика» и голландские HZPC и Agrico, представленная на нашем рынке филиалом «Агрико Евразия». Старовойтов добавляет к этому списку немецкие компании KWS и «Солана-Агро-Сервис».

Для частных и мелких фермерских хозяйств характерен спрос на отечественные семена популярных сортов «Жуковский ранний», «Удача», «Невский». Крупные же картофельные хозяйства предпочитают работать с импортным семенным материалом, говорит Святов, в основном голландского происхождения, а именно с такими высокоурожайными сортами, как «Фреска», «Импала», «Ред Скарлетт», «Романо», «Кондор», «Латона», «Роко» и некоторыми немецкими сортами, как, например, «Розара», «Джелли» и другими. Специалист также замечает, что южное направление, в частности Краснодар, Ростов-на-Дону, Астрахань, в условиях высоких температур выращивающее картофель в основном с применением полива, предпочитают семена объединения Agrico, поскольку они обладают жароустойчивыми и засухоустойчивыми свойствами, подтвержденными на практике. В целом преимущества зарубежного производителя очевидны, говорит Святов: это и широкая линейка продукции элитных и супер-элитных сортов картофеля, и их высочайшая производительность (в среднем до 400-500 ц/га и около 600 ц/га на орошаемых площадях Черноземья и юга России), и устойчивость к заболеваниям и, конечно, красивый товарный вид. А поскольку грамотное производство товарного картофеля предполагает регулярное обновление семенного фонда (каждые два-три года), то вполне очевидно, что затраты на приобретение семян российского производства значительно меньше расходов на закупку зарубежного семенного материала (как правило, отечественные семена дешевле зарубежных в два-три раза). Кроме того, отечественный картофель отличается высокими репродуктивными свойствами в течение как минимум пяти лет и не всегда уступает европейским сортам по урожайности и другим показателям. Таким образом, использование отечественного семенного фонда позволяет значительно сократить производственные издержки продукта, не сомневается Святов. Но, к сожалению, российские сорта не представлены на отечественном рынке в том ассортименте, который могут предложить зарубежные компании, в развитие которых вложены огромные деньги. К тому же не секрет, что российская семеноводческая наука сегодня только начинает выходить из кризиса после многих лет недофинансирования. Тем не менее Евгений Белов, технический специалист компании «Агрико Евразия» (Голландия; производство и продажа семенного картофеля), отмечает, что в 2012 году доля отечественных семян на рынке возросла. Специалист связывает это с перепроизводством в 2011-м. В связи с этим многие картофелеводы не смогли реализовать выращенную продукцию и проводили посадку своими семенами. Семенная ниша картофельного рынка на сегодняшний день является чуть ли не самой оптимис- тичной. Если же говорить о рынке переработки картофеля, а это производство крахмала, спирта, кормов, то Россия здесь далеко не в первых рядах. Как отмечает Старовойтов, отсутствие субсидий на производство крахмала и на переработку картофеля в принципе приводит к тому, что российскому бизнесмену производить тот же крахмал не выгодно, так как он получается довольно дорогим. К тому же рынок же наводнен дешевым крахмалом импортного производства, что опять же ставит отечественного производителя в невыгодные условия. Производство кормов на основе картофеля могло бы, с одной стороны, подстегнуть рынок животноводства, а с другой — открыть новые возможности для фермеров, особенно небольших хозяйств, где значительная доля выращиваемого картофеля часто не соответствует требованиям магазинов, например по размеру, рассуждает Старовойтов. Ведь в России производство кормового картофеля практически сведено на нет, существует лишь небольшое количество предприятий, способных самостоятельно выращивать картофель, например, таких как компания «Агрорезерв» (Московская, Тверская, Владимирская и Рязанская области; молочное скотоводство, овцеводство и растениеводство).Выращивание чипсового картофеля тоже, к сожалению, не способно поддержать отечественного агрария — его заказчиками и потребителями в большинстве случаев являются зарубежные фирмы и заводы. Российский же производитель практически игнорируется, поскольку на каждом этапе производства (семена, техника, удобрения и т. д.) предпочтение отдается иностранной продукции.

Подмога и опора

Производство картофеля сегодня немыслимо без использования техники. С ее помощью необходимо подготовить почву, посадить картофель, полить и, наконец, собрать. Различные модели картофелесажалок, картофелеуборочных комбайнов, поливальной техники, тракторов, культиваторов призваны помочь современному аграрию успеть провести все эти операции быстро и качественно. За последние 2-3 года список наиболее популярных на российском рынке производителей сельхозтехники не изменился. Пальму первенства продолжают делить между собой «Колнаг» (Голландия-Россия; производство в г. Коломна Московской области), Grimme (Германия) и Wuhlmaus (Германия). Выбирая картофелесажалки, аграрии в основном выбирают машины фирм Grimme и «Колнаг». Генеральный директор компании «Арником-Александров» (Владимирская область; техника для сельского хозяйства, строительство овощехранилищ) Павел Исаев выделяет также Белорусский машинный завод в Лиде и голландские компании Miedema и Baselier. Картофелеуборочные комбайны в основном представлены компаниями Grimme, «Колнаг», DeWulf (Бельгия) «Рязанский комбайновый завод», «Агротехресурс» (Рязань) и др. Доля отечественного производителя на рынке, включая «Колнаг», составляет порядка 30-40%, подсчитывает Исаев. При этом он уверен, что эта цифра будет расти, поскольку аграрии лишаются государственной поддержки. В связи с этим на первый план, скорее всего, выйдет ценовой фактор, предполагает специалист: в целях снижения издержек производства крестьянин может предпочесть импортной более дешевую отечественную технику. Однако руководитель pr-службы «Колнага» Дмитрий Воронин, напротив, прогнозирует снижение спроса на технику. «Несмотря на то, что все виды нашей техники одинаково востребованы, она плохо покупается уже сегодня», — сетует специалист. Причина кроется в том, что она «все же не дешевая», а государство не поддерживает сельхозпроизводителя, объясняет специалист.

В целом российские модели вполне конкурентоспособны, говорит Исаев, однако у отечественного производителя есть «провал» - это техника для полива, которая из-за технической отсталости практически ушла с рынка. Большую нишу, отмечает Исаев, сегодня занимают импортные машины кругового фронтального типа. Причину их популярности специалист усматривает в тенденции развития предприятий, которые идут по пути укрупнения и увеличения площадей, а на больших полях катушечный полив экономически не целесообразен. Последний, однако, имеет право на существование, так как он удобен для использования на мелкоконтурных полях небольших фермерских хозяйств. По словам Святова, в его компании при выращивании картофеля, как правило, используется лента для капельного полива итальянского производства, частично дополняемая комплектующими отечественного производства, что позволяет снизить себестоимость. И все же основная картофелеводческая техника, применяемая в России, иностранная (собранная за границей или в РФ), замечает Белов. Это — Miedema, Grimme, WM Kartoffeltechnik, AVR, Climax, Dewulf и другие фирмы, перечисляет специалист. Отечественная же техника, по его мнению, занимает очень небольшую долю рынка, так как не отвечает современным требованиям, и по этой причине все более-менее серьезные картофелеводы давно перешли на иностранные машины. Не лучше обстоят дела и с хранилищами. Плохие условия хранения Святов считает чуть ли не основной причиной того, что прошедший год стал одним из худших для некоторых производителей картофеля. Из-за неблагоприятных погодных условий товарный картофель начал очень быстро портиться еще в поле, говорит он, и в результате аграрии вынуждены были сбрасывать его на рынок по демпинговым ценам. На цены, как полагает Святов, мог также повлиять ввоз картофеля из Белоруссии, где низкую цену определяет господдержка местного производителя. Выходом из этой ситуации могла бы стать аренда хранилищ, но для небольших хозяйств это слишком дорогое удовольствие. «Многие предлагают возродить аренду сельхозтехники (МТС) и хранилищ, но все упирается в высокую стоимость услуг», — сожалеет Святов.

Свет в конце тоннеля

Оценивая в целом состояние современного картофелеводства в России, можно сказать, что оно переживает сложные времена. «Мы вошли в ВТО на не очень хороших для России условиях, которые ограничивают субсидирование сельского хозяйства, в том числе и картофелеводства, а значит, вступление в эту организацию скажется на нашем рынке и производстве отрицательным образом, поскольку сдержит его развитие», — комментирует ситуацию Старовойтов. Пессимистичный настрой в целом характерен сегодня для всей отрасли. Аграрии, производители и поставщики семян, удобрений и оборудования ждут снижения спроса, а также прогнозируют уход мелких и средних хозяйств с рынка. «Снижение субсидий на технику плохо отразится на мелких фермерах и, как следствие, может привести к образованию монополий», — считает Воронин. Старовойтов и вовсе опасается, что производители картофеля уйдут в другие отрасли, в частности в «более простое и менее затратное производство зерна», как это уже было в 1990-х годах, в результате чего «мы отдали часть своего рынка зарубежным производителям». «Нам сложно тягаться с европейским фермером, — рассуждает эксперт, — если в России субсидия на выращивание картофеля составляет 200 руб./га, то в Европе — €400/га». К тому же нельзя сбрасывать со счетов разницу в условиях существования хозяйств, продолжает он: это и наши разные сложные климатические зоны, и, что главное — низкая оснащенность фондов. Поэтому технология производства, например, немецкого фермера, у которого есть и тракторы, и комбайны, и хранилища, на порядок выше отечественного, заключает Старовойтов. И все же нельзя сказать, что государство совсем забыло об аграриях и о своих стратегических задачах, касающихся продовольственной безопасности. На последнем Московском Экономическом Форуме обсуждалась необходимость пересмотра и изменения условий вхождения России в ВТО, говорит Старовойтов. В частности, обсуждался вопрос, сможет ли Россия увеличить производство картофеля в 2-3 раза при условии изменений механизмов поддержки сельского хозяйства. По мнению эксперта, важно определить магистральные пути развития картофелеводства в России, причем упор должен делаться не только на выращивание картофеля, но и на его переработку, создание необходимой инфраструктуры, развитие технологий и рынков сбыта. Возможно, имеет смысл вернуться к опыту сельхозкооперации, что позволит оживить деревню, поддержать и занять пенсионеров, старших школьников, студентов, рассуждает Старовойтов. Кроме того, у России довольно выгодные позиции относительно развития органического производства: если в Европе нет достаточного количества площадей для развития этого направления, то у нас площадей достаточно, и российским аграриям это может быть интересно и выгодно.

Однако замечает эксперт, все это возможно при условии, что в отрасли будут выстроены правильные экономические взаимоотношения. Россия в состоянии обеспечить себя картофелем на 95%, как предполагала программа «2020», альтернативой которой сегодня является «Дорожная карта 2030», но ВТО в сегодняшней постановке вопроса становится преградой на пути к этому. Чтобы выйти из положения, необходимо максимально использовать преимущества и «зеленой», и «красной» корзин, и другие рычаги развития сельского хозяйства. «Мы думаем, что наша страна все-таки выйдет на заявленные показатели, но для этого необходимо приложить принципиально новые усилия и по количеству, и по качеству», — говорит Старовойтов. Сельское хозяйство в части товарного производства во всем мире не является суперприбыльным, замечает Святов, и поэтому субсидируется различными государственными программами. Сельхозпроизводители и в нашей стране неоспоримо нуждаются в поддержке со стороны государства. Остается надеяться, что виды и формы господдержки предприятий сельского хозяйства будут развиваться и совершенствоваться, заключает специалист.

Кривая картофельного рынка
2010 год был крайне неблагополучным для выращивания картофеля из-за сильнейшей засухи. В результате производители получили намного меньше товарной продукции, да еще и низкого качества. С одной стороны, это привело к тому, что картофель, как семенной, так и столовый, резко подорожал, а с другой — увеличилась доля импорта.
Год спустя (в 2011 году) рынок откликнулся на высокие цены увеличением посадочных площадей, что в сочетании с благоприятными погодными условиями привело к высокой урожайности картофеля. Однако и здесь подводный камень перепроизводства потащил ко дну цены на картофель. Этому поспособствовало и то, что многие случайные производители, рванувшие выращивать картофель после 2010 года, не были готовы к его хранению и старались сбыть весь урожай осенью.
2012 год был относительно спокойным. Правда, в ряде регионов погодные условия не позволили до конца убрать урожай. По словам Евгения Белова, технического специалиста «Агрико Евразия» (Голландия; производство и продажа семенного картофеля), в его компании ожидали более высоких закупочных цен на столовый картофель, но этого не произошло, цены стали расти только весной. Сегодня себестоимость столового картофеля составляет около 2,5−3 руб./кг, однако, как подчеркивает Белов, стоимость продукта зависит от многих факторов: того, какая техника работает, какие семена используются, какая применяется схема химической защиты и внесения удобрений. Говоря о современном состоянии рынка, в том числе, о влиянии на него проблем, связанных со вступлением России в ВТО, Белов подчеркивает, что пока сильного притока и угрозы со стороны иностранных производителей не видно. В то же время специалист прогнозирует сокращение числа производителей картофеля и уход с рынка случайных людей, поскольку уменьшается рентабельность производства, растет его затратная часть, а объем субсидирования по новым схемам пока остается не до конца понятным. Ввиду этого сейчас становится актуальным вопрос о регулировании и планировании необходимых объемов производства и импорта, с тем чтобы не было таких резких ценовых скачков, как это наблюдалось в последние годы. В этом случае, отмечает Белов, у производителей появится возможность просчитывать свои финансовые результаты на несколько лет вперед более-менее достоверно.
Пища для картофеля
Поскольку ничего принципиально нового в сфере удобрений для картофеля выпустить нельзя, производители совместно с учеными пытаются улучшить старые сос-
тавы, минимизировав вредное воздействие пестицидов и других агрессивных веществ, без которых, к сожалению, пока не обойтись. Повышение экологичности этих удобрений происходит за счет использования растительных экстрактов, которые не только питают, но и защищают растение.
Наравне с традиционными минеральными и органическими удобрениями, рассказывает Ирина Можарова, ведущий научный сотрудник лаборатории испытаний элементов агротехнологий, агрохимикатов и регуляторов роста растений ВНИИ агрохимии им. Д. А. Прянишникова, все более широкое применение находят новые формы удобрений на основе биологически активных веществ растительного и животного происхождения: аминокислот, фульво- и гуминовых кислот, полисахаридов, альгиновых кислот, гормонов (цитокининов, ауксинов) и других биологически активных соединений с макро- и микроэлементами. Применение таких удобрений в критические фазы роста растений и при неблагоприятных условиях произрастания позволяет компенсировать не только недостаток различных микроэлементов, но и снизить или устранить возможность поражения растений непаразитарными болезнями (хлорозы, пятнистости и т. д.), а также повышать использование элементов питания из почвы. Эти удобрения разрабатываются под отдельные культуры и технологии, что делает их более эффективными. Кроме того, такие удобрения совместимы с другими защитными мероприятиями: обработкой пестицидами, борьбой с болезнями, вредителями и сорняками. Они технологичны, могут использоваться в баковых смесях, имеют небольшие нормы расходы от 0,5−3 л/га. Однако основным преимуществом использования удобрений из экстрактов животного и растительного происхождения является то, что они не только питают культуру, но и повышают ее антистрессовые свойства, в том числе смягчают взаимодействие с пестицидами.
Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама