Спорная субсидия

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Мнение экспертов и производителей техники о действующей федеральной программе субсидирования сельхозтехники.

О федеральной программе субсидирования сельхозтехники, принятой еще в конце 2012 года, говорят часто и много. Основные темы для обсуждения — неотработанный механизм действия и необходимость в доработках. Тем не менее, первые итоги уже были подведены, и определенное мнение о программе у участников рынка сложилось. О том, кому на руку такое субсидирование, почему не все сельхозпроизводители могут поддержать эту инициативу, и что еще предстоит изменить, рассуждают эксперты и производители техники.

Евгений Корчевой, директор Ассоциации «»:

Первое постановление о федеральной программе субсидирования производителей сельскохозяйственной техники вышло в декабре 2012 года, затем в мае 2013-ого были внесены некоторые изменения. В итоге, программа смогла заработать лишь в августе 2013 года. Однако проработала она только до ноября, поскольку выявились неурегулированные вопросы: например, не были проговорены правила получения производителями техники субсидий в конце года. К сожалению, этот вопрос до сих пор до конца не решен.

Действие программы распрос­траняется на сельхозпроизводителей во всех субъектах федерации. Для аграриев эта программа очень удобна, поскольку они просто покупают через дилеров технику, не связываясь с оформлением документов. За три месяца работы программы было произведено сельхозтехники на 3,382 млрд руб., а объем субсидии составил 430 млн руб. Если говорить о прогнозах, то они исключительно позитивные. Предполагается, что за год будет произведено и продано техники на 12 млрд руб.

Минусов у этой программы, на наш взгляд, нет. Под программу попадают как чисто российские производители сельхозтехники, так и зарубежные компании, организовавшие производство на территории нашей страны. Поэтому ни о каком ущемлении прав нероссийских компаний речи быть не может. Есть утвержденные Минпромторгом требования к заводам, согласно которым это должно быть полноценное производство с определенными технологическими операциями на территории РФ, а не псевдо-производство, так называемая отверточная сборка. В прош­лом году субсидировалась техника, производимая на более чем 20 заводах, в этом году предполагается увеличение их числа до 30. Вообще, на территории нашей страны действует более 100 заводов, которые соответствуют требованиям, сейчас они проходят процедуру оформления. К сожалению, пока еще не все производители понимают, как работает эта программа. Необходимо несколько лет, чтобы люди привыкли к новому механизму. Но это вопрос времени.

Стоит отметить, что кроме основной федеральной программы есть также региональные, которые работают либо вместе с федеральной, либо в противовес ей. Так, в Воронежской области действует субсидия на приобретение техники исключительно зарубежного производства. Соответственно, Воронеж тратит бюджетные деньги на поддержку иностранных производителей.

Вообще, любая программа, как и хороший музыкальный инструмент, нуждается в настройке: можно, например, обсуждать размер субсидии и требования, предъявляемые к производителям техники. Сейчас размер субсидии составляет 15% от стоимости техники. Кстати, еще в конце прошлого года министр Федоров выступал с предложением об увеличении ее до 30%. Мы же считаем, что теоретически возможно сделать такую субсидию, размер которой менялся бы в зависимости от времени года, т. е. осенью она должна быть больше, поскольку начинается межсезонье, а летом — меньше.

Кроме того, субсидия может разниться по видам техники: например, у производителей молока нет свободных денег, а соответственно, и возможности обновлять парк кормозаготовительных машин, поэтому для них возможно увеличение размера субсидии. Другой важный воп­рос, который также стоит проработать, — это распределение квот по регионам: нужен гибкий механизм перераспределения субсидий. К примеру, в этом году в Орловской области субсидии уже закончились, а есть регионы, в которых освоение субсидий еще не начато. Жизнь меняется, поэтому под эти изменения необходимо подстраивать программу. И уже есть примеры таких изменений: в марте перечень субсидируемой техники был дополнен новыми видами машин, изменена формула цены.

Мы бы, конечно, хотели, чтобы субсидировалось также производство техники, поставляемой на экспорт, но, к сожалению, это программой не предусмотрено, поскольку затрагивает уже договор о вступлении в ВТО.

Павел Репников, президент Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД»:

Данная программа субсидирования принята в интересах вполне определенного круга отечественных производителей сельскохозяйственной техники, и лишь опосредованно отвечает потребностям российских аграриев. Поэтому вполне закономерно, что она вызывает негативную реакцию со стороны целого ряда сельхозпроизводителей. Во-первых, это аграрии, которые отдают предпоч­тение самым современным технологиям производства. Во-вторых, это сельхозпроизводители, работающие в сферах выращивания ряда технических культур, овощеводстве, картофелеводстве и др. отраслях, техника для которых в России не производится или производится частично (не охватывает полнос­тью технологию).

Кроме того, не думаю, что довольны этой программой производители сельскохозяйственной техники, которые не достигли требований по локализации производства, установленных данной прог­раммой. Впрочем, есть отдельные субъекты федерации, в которых действуют более удачные региональные программы.

Но, пожалуй, самый главный минус действующей федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники — это отсутствие учета интересов аграриев. Данная программа склоняет аграриев к покупке техники вполне определенных производителей, и хорошо, если эта техника соответствует их потребностям. При такой системе субсидирования оказываются дискриминированными аграрии, которые находятся
в нестандартных условиях сельхозпроизводства (к коим относятся, например, избыточное увлажнение или закамененность полей). Мало того что они вынуждены работать в более тяжелых условиях, так им еще и отказывают в мерах государственного субсидирования в отношении техники. То же касается и овощеводов, картофелеводов, садоводов и прочих.

Рассказ «Росагромаша» о том, что в России выпускается весь спектр современной сельскохозяйственной техники, удовлетворяющей потребностям всех российских аграриев, является мифом, поскольку разнообразие почвенно-климатических условий России значительно шире представленного модельного ряда и предложенной комплектации для отечественных сельхозмашин.

На мой взгляд, данная прог­рамма вообще должна находиться вне компетенции Министерства сельского хозяйства: Минсель­­хозу следует субсидировать производителей сельхозпродукции, а производителей сельхозтехники должен субсидировать Минпромторг. Причем за счет бюджета Минпромторга, а не за счет аграриев.

Еще одна несовершенная мера поддержки — это заградительные пошлины на ввоз импортной техники. Уж если заградительные пош­лины и вводить, то необходимо ввести также заградительные пош-лины на ввоз всех видов сельскохозяйственной продукции, производство которой ведется на территории нашей страны. Если же не вводить такие пошлины, встанет вопрос: каким образом отечественные аграрии будут бороться с засильем импортных продуктов, если они будут уступать технически, технологически, инновационно?

Безусловно, такие меры позволяют выжить некоторым производителям сельхозтехники, но они не дают этим предприятиям энергии на развитие и обновление, а главное, серьезно сдерживают развитие сельхозпроизводства. Кстати, наилучшие результаты по продажам сельхозтехники показывали и оте­чественные, и иностранные производители, когда увеличивались меры поддержки аграриям, а не производителям сельхозтехники.

Андрей Милевич, председатель совета директоров, генеральный директор ГК «Белагро»:

Появление данной программы — это принципиально новая глава в истории субсидирования сельхозтехники. Безусловно, были сложности: вступив в силу в январе 2013 года, программа оказалось нерабочей, и по просьбе производителей техники в нее был внесен ряд изменений, в виду чего отсчет реальной работы программы можно начинать лишь с середины 2013-ого.

Группа компаний «Белагро» вошла в список дилеров нескольких производителей техники и оборудования, заключивших договоры с Минсельхозом для участия в прог­рамме.

В целом данная программа субсидирования очень удобна для сельхозтоваропроизводителя, т. к. субсидию он получает сразу в виде скидки в цене. Однако список заявленных участников-производителей программы не так широк, как хотелось бы аграриям. Да и дилерам программа добавила проблем: ведение дополнительного документооборота увеличивает себестоимость техники (с учетом трудозатрат).

Вообще, для производителя и/или дилера программа являет некоторые сложности. Во-первых, для получения субсидии требуется подготовка пакета документов на каждую сделку по продаже со скидкой. Во-вторых, возврат понесенных затрат в результате предоставления скидки при продаже техники происходит не на следующий день, поэтому по сути 15% от стоимости проданной техники замораживаются на срок более 30-60 дней, и, учитывая стоимость денег во времени, при получении субсидии это уже не 15%, а гораздо меньше.

На наш взгляд, для того чтобы ликвидировать сложности, с которыми сталкиваются заводы и их дилеры при получении субсидий, необходимо внести хотя бы минимальные изменения в программу. Сперва нужно упростить процедуру получения субсидии, установить сжатые сроки возврата дилерам затрат, понесенных в результате предоставления скидки при продаже техники. Кроме того, стоит увеличить объемы выделяемых под данную программу денежных средств. Также требуется провести работу по дальнейшему расширению перечня субсидируемой сельхозтехники. Говорить о прогнозах в нынешних условиях после вступления в ВТО сложно, но я полагаю, что рост продаж импортной техники продолжится.

Светлана Петрова, бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике компании JCB:

На наш взгляд, федеральная программа субсидирования не является самой популярной среди аграриев. Наряду с ней существуют более удачные региональные программы, по которым субсидии могут покрывать до 50% стоимости сельхозтехники. И только в тех субъектах федерации, где такая поддержка на региональном уровне не оказывается, и где банковский заем остается одной из наиболее популярных мер финансирования, обсуждаемая федеральная программа субсидирования применяется достаточно широко, поскольку снижает стоимость заемных средств и вполне успешно конкурирует с другими вариантами финансирования.

На сегодняшний день конкурентом этого финансового продукта является, пожалуй, только корпоративный лизинг от производителя, когда производитель за счет своей субсидии снижает ставку удорожания для клиента (в некоторых случаях до 0%).

«Серый» импорт

Ассоциация «Росагромаш» в апреле этого года выразила беспокойство по поводу того, что, несмотря на введенные на территории Таможенного союза с 1 января 2014 года импортные квоты на ввоз в Россию, Белоруссию и Казахстан зерноуборочных комбайнов иностранного производства, поставки этого вида техники, но уже в разобранном, некомплектном виде, продолжаются. По данным Ассоциации, объем такого «серого» импорта зерноуборочных комбайнов в 2014 году может превысить установленную квоту более чем на 100%.

Импортеры разбирают отдельные узлы и агрегаты комбайна: например, с несущего основания частично снимаются элементы молотильно-сепарирующего устройства и система очистки, откручиваются кабина, двигатель, колеса, отдельно импортируются жатка и подборщик, после чего «путем несложных отверточных операций» без специального производственного оборудования они превращаются в полноценные комбайны.
По данным ФТС, за первые два месяца 2014 года на территорию России в частично разобранном виде было ввезено 54 зерноуборочных комбайна на сумму $4,4 млн.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»