КОНФЕРЕНЦИЯ 20.09.2019

Зарегистрируйтесь на Russian Crop Production-2019/20 по специальной цене!

Узнать больше
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Телят по осени считают
Анатолий Тихонов
Агротехника и технологии
20 ноября 2014
Анатолий Тихонов («Внешэкономбанк») о необходимости идентификации животных.
журнал «Агротехника и технологии»
ноябрь-декабрь 2014
Фото: Ю. Эйвазова

Мелкие фермеры и крупные животноводческие хозяйства всего мира используют современные системы идентификации и регистрации животных. Идентификация позволяет не только учитывать количество и состояние здоровья скота, но и отслеживать путь мясомолочной продукции от пастбища до стола покупателя, «from stable to table». Несмотря на общемировую практику идентификации скота, в России нет для нее ни законодательной основы, ни разработанного механизма реализации. И русский покупатель, в отличие от казахского или литовского, сегодня не может быть уверен в качестве и происхождении мяса и молока на своем столе.

Важнейшим вектором совершенствования системы животноводства во всем мире сегодня является производственный и племенной учет животных. Регистрация и идентификация животных позволяет оперативно и безошибочно подсчитывать поголовье скота, без лишних трудозатрат отслеживать передвижение, состояние здоровья животных.

Всемирная практика идентификации животных предполагает идентификацию (т.е. присвоение клички и идентификационного номера), взвешивание и внесение информации о животном в соответствующие формы учета (электронный чип и база данных).

Базы данных зарегистрированных животных, вне зависимости от способа регистрации, содержат уникальный номер животного, а также информацию об адресе хозяина, сроках вакцинации, лактации и т. д. Племенной учет животных включает запись данных о происхождении, производительности, типе и других качествах животных.

Все эти данные не только помогают в работе специалиста, ветеринара, фермера, но и позволяют в динамике отследить факторы, влияющие на качество сельскохозяйственной животноводческой продукции. Идентификация животных в сельском хозяйстве возможна даже без применения дорогостоящей техники и является мировым стандартом централизованного государственного контроля над здоровьем животных.

На основании данных учета формируется банк информации по отношению к каждому животному, стаду, породе, который может использоваться для осуществления хозяйственного, зоотехнического и экономического анализа, разработки селекционных программ формирования и качественного усовершенствования конкретных стад, селекционных и генеалогичес­ких групп, массивов, типов и пород. Это ведет к систематизации и обобщению сведений на уровне хозяйства, региона, страны.

Современные технологии идентификации животных представляют широкий разброс возможных способов мечения скота, отличающихся стоимостью и удобством пользования.

Это бирка (визуальная или электронная) на ухе животного, содержащая идентификационный номер, капсулы в желудок (болюсы), подкожные электронные чипы. Преимуществами электронного мечения остаются легкость считывания и безошибочность обработки данных, независимость процесса результатов учета от человеческого фактора.

Важное требование

Идентификация животных — общемировое требование к сельскому производителю. Одним из катализаторов этого процесса в мире стали эпидемии заболеваний скота, в частности, эпидемия коровьего бешенства в 1997 году.

В Европе, в соответствии со стандартами ИСО, уже к 1997 году был прочипирован 1 млн животных; в 2000 году идентификация животных в государственном масштабе была внед­рена в Австралии. В США идентификация сельскохозяйственных животных широко распространена, но не обязательна, хотя в данный момент правительство предпринимает шаги к тому, чтобы принять закон об обязательном использовании программы National ID.

В странах-членах ЕС с 2010 весь крупный рогатый скот, буйволы, овцы и козы должны быть зарегистрированы — как письменно, так и с помощью электронных меток в ушах. Это помогает в борьбе с эпизоотическими заболеваниями, способствует контролю над перемещением животных, созданию генеалогии и отчетов о селекционных работах, поддерживает развитие животноводства и обеспечивает прослеживание пути мяса (молока) «от стойла к столу».

В странах Европы, где идентификация животных является одним из приоритетных направлений сельскохозяйственной политики, система идентификации скота тесно связана с получением государственных субсидий.

Законы об идентификации и регистрации животных действуют в большинстве стран постсоветского пространства: приказ министра сельского хозяйства Рес­публики Казахстан от 2 апреля 2003 года № 164 «Об идентификации сельскохозяйственных животных»; Закон Республики Молдова от 20 июля 2006 года № 231-XVI «Об идентификации и регистрации животных»; Закон Украины от 4 июня 2009 г. «Об идентификации и регистрации животных»; Закон Кыргызской Республики от 6 июня 2013 года № 91 «Об идентификации животных», и так далее. Не везде эта система трассирования прослеживает путь мяса на мясокомбинате или молока на молокозаводе, однако учет жизненного пути животного до забоя или до получения молока представляется уже немаловажным фактором.

В странах, где идентификация скота стала нормой, такой же нормой стал и запрет на ветеринарное обслуживание, продажу или убой неидентифицированного скота, что естественным образом привело к повсеместной ответственности фермеров и даже хозяев домашних животных за идентификацию. Так, на Украине разведение, содержание, убой, утилизация и продажа неидентифицированного скота влечет за собой наложение штрафа в размере 3-5 минимальных доходов, не облагаемых подоходным налогом, для граждан и 5-10 необлагаемых минимумов для должностных лиц.

На российской почве

Идентификация животных еще не имеет законодательного основания и разработанной практики применения в России. Работа по идентификации животных ведется в отдельных племенных и производственных хозяйствах, законодательно упорядочивается на уровне субъектов РФ, однако все еще повсеместной является практика, когда животное при переходе с одной фермы на другую получает новый номер, что обессмысливает систему учета на каком-либо обобщающем уровне. Последствием данной ситуации становится тот факт, что в стране обнаруживается неконтролируемая миграция животных, приводящая к распространению эпидемий скота.

Идентификация животных сказывается на здоровье человека, и не только с гастрономической стороны. Масштабный учет скота поз­­воляет проследить за его мас­совой вакцинацией, в том числе от тех болезней, которые опасны для человека: бруцеллез, сибирская язва, эхинококкоз. Статис­тика показывает, что сегодня количество страдающих этими заболеваниями, в частности бруцеллезом, в России значительно выше, чем в советский период, в то время как ряд европейских стран (Великобритания, Дания, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Чехия, Словакия, Румыния) и Япония добились практически полной ликвидации этого заболевания.

В России с 2008 по август 2013 года зарегистрировано более 60 случаев сибирской язвы, что на 43% больше, чем в предыдущие пять лет. Обострение эпизоотической и эпидемической ситуации по этим заболеваниям в России начиная с 1990-х годов связана в первую очередь с процессом приватизации в сельском хозяйстве и ослаблением санитарно-ветеринарного надзора.

В России правовое регулирование данной области опирается на нормативные акты 1970-1990-х годов. В качестве правовых оснований — Правила ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям при межхозяйственном обмене животных для племенных и производственных целей (Утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 23 апреля 1979 г.), Федеральные законы РФ «О племенном животноводстве» от 3 августа 1995 года № 123-ФЗ и «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года № 4979-1, Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 года № 706, Положение о государственной системе мечения и идентификации племенных животных от 31 мая 1996 года и некоторые другие. Очевидно, что нормативная база по вопросу весьма устарела, а в 1990-х годах внимание законодателя было сосредоточено в основном на племенном животноводстве. Именно на эти документы до сих пор опираются правовые акты субъектов РФ, касающиеся идентификации скота; в федеральном законодательстве такие обобщающие акты отсутствуют.

Региональное решение

Впрочем, документы по идентификации скота создают в регионах: в 2011 году принят Регламент идентификации скота в Белгородской области, а также Распоряжение об утверждении ветеринарных правил продажи и покупки племенных животных на территории Брянской области. Массовое чипирование крупного рогатого скота проводят в Татарстане, Бурятии, на Камчатке. Однако на федеральном уровне идея идентификации скота много лет не может получить правового разрешения.

Минсельхоз создал рабочую группу для разработки профильного законопроекта еще в 2008 году, однако впоследствии эта задача была снята с повестки дня, и положения об идентификации было решено включить в новую редакцию закона о ветеринарии, который также так и не был принят. Такое решение, несомненно, значительно сужает сферу действия закона, отрицает значимость идентификации как общегосударственной системы учета, в том числе племенного скота.

Принимаемые «заместительные» меры (такие как подписанный Президентом РФ 23 июля 2013 года закон «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях», который усиливает меры ответственности за сокрытие массовых заболеваний животных), очевидно, являются лишь слабой попыткой повлиять на ситуацию с эпизоотическими заболеваниями.

Одним из факторов промедления стала неопределенность возможных методов всероссийской идентификации скота: электронное чипирование оценивается Минэкономразвития как слишком дорогой способ, а обычные пластиковые бирки считаются ненадежными.

Звучащие мнения о том, что чипирование лоббируется группой производителей и продавцов чипов по меньшей мере необоснованно, если только обратить внимание на мировую практику животноводства. В этом отношении Россия отстает от партнеров по Таможенному союзу: в Казахстане профильный закон давно принят и даже работает виртуальный сервис быстрой идентификации скота, в Белоруссии законопроект находится в стадии обсуждения.

В идеале идентификация животных приводит к тому, что каждый потребитель сельхозпродукции может узнать, где выращено и как вскормлено животное, мясо или молоко которого он покупает. Для производителя сельхозпродукции идентификация обеспечивает точный и достоверный учет скота, его производительности, технологических процессов, ветеринарное обслуживание и племенную стратегию.

На региональном и государственном уровне идентификация скота позволит не только централизованно отслеживать распространение сельхозпродукции, но и быстро определять и устранять источники эпидемий в животноводстве, охранять границы от занесения эпизоотических заболеваний.

Идентификация и регистрация животных на всех уровнях, включая общефедеральный, является насущной потребностью современной России. Выработка законодательства в этой области и механизмов его реализации, подобные которым разработаны в странах Европы и СНГ, жизненно необходимо стране как способ решения проблемы контроля происхождения и качества сельскохозяйственной продукции, здоровья скота и населения.

1 мая 2014 года вступили в силу технические регламенты Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» и соответствующие положения технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», согласно которым запрещается направлять на убой неидентифицированных животных. Это означает, что в Российской Федерации ситуация с идентификацией скота должна решаться на самом высоком уровне и в самые краткие сроки.

ВАРИАНТЫ идентификации:
Системы идентификации могут быть классифицированы:
1. По мере охвата:
? государственные системы идентификации — используют единственный стандарт нумерации животных для общенационального учета и мониторинга;
? локальные системы идентификации (хозяйства, клубы/союзы) — используют собственные стандарты нумерации для обеспечения учета животных в пределах хозяйства, клуба/союза;
2. По методу идентификации:
? визуальные системы — зрительная идентификация видимых меток;
? электронные системы — радиочастотная идентификация на основе электронных чипов;
? смешанные системы идентификации.
Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама