Элеваторный передел. Рынок элеваторного оборудования в ожидании перемен

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Ситуацию, которая сложилась на рынке элеваторного оборудования в 2022 году, можно охарактеризовать как непростую. Как санкции сказались на этом сегменте рынка, может ли нехватка комплектующих привести к ещё большему дефициту ёмкостей для хранения зерновых культур и как можно решить существующие проблемы? Своей оценкой ситуации с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка

По мнению участников рынка, 2022 год оказался сложным как для аграриев, так и для поставщиков элеваторного оборудования, поскольку в связи с санкциями импорт иностранного оборудования и комплектующих на российском рынке резко сократился. 

Кроме того, в прошлом году Россия вновь побила рекорды по сбору зерна, что в очередной раз обнажило проблему нехватки элеваторных мощностей для его хранения, отмечает генеральный директор Корпорации «СКЭСС» Александр Дормостук. По его оценкам сегодня по стране дефицит ёмкостей для хранения зерна составляет примерно 20 млн тонн.

«На сегодняшний день остаётся высокая потребность в строительстве высокотехнологичных элеваторов, способных принять, переработать и сохранить урожай. Сегодня в России введены в эксплуатацию современные зернохранилища общим объёмом хранения около 3 млн тонн, чего явно недостаточно. По нашему мнению, оптимально вводить в эксплуатацию примерно 1,5-2 млн тонн хранения ежегодно», — считает Дормостук.

Такой же точки зрения придерживается и директор Лузинского комбикормового завода Алексей Давыдов. «Дефицит ёмкостей для хранения зерновых культур по стране оценивается экспертами ориентировочно в 20 млн тонн, вследствие чего аграрии вынуждены размещать свой урожай на неприспособленных для хранения складах и под навесами, что приводит к ухудшению качества продукции и потерям», — говорит он, добавляя, что наибольшие проблемы с нехваткой мощностей наблюдаются в Башкортостане, Оренбургской, Курганской и Челябинской областях. 

Как рассказал специалист, за последние 10 лет основной прирост ёмкостей для хранения произошёл за счёт строительства складов и металлических «банок» непосредственно в хозяйствах фермеров и агрохолдингах, занимающихся как растениеводством, так и переработкой (в первую очередь в животноводческих комплексах). При этом значительное количество мощностей элеваторов, КХП И ХПП остаются технологически устаревшими, имеют низкую экономическую эффективность и производительность, не позволяющую обеспечить должную сохранность зерна даже на протяжении одного года. 

Всё это приводит к печальным результатам. АПК России по самой скромной оценке ежегодно теряет до 5-7% урожая зерна из-за нехватки мощностей для его доработки и хранения, сообщает Алексей Давыдов, ссылаясь на данные , представленные на бизнес-конференции «Зернохранилища России — 2022». К потерям приводит и моральный, и физический износ мощностей хранения зерна, поясняет он. 

По информации, которой располагает специалист, суммарный объём зерновых хранилищ в РФ на сегодня составляет 146,8 млн тонн. «Более половины из них — 82 млн тонн — приходится на сельхозпроизводителей. Мощности комбинатов хлебопродуктов и элеваторов рассчитаны на 47,4 млн тонн, перерабатывающих предприятий (мельниц, крупозаводов, комбикормовых заводов, пивзаводов и спиртовых предприятий) — на 17,4 млн тонн. Качественное долгосрочное хранение — это мощности на 47,4 млн и на 17,4 млн тонн, а всё остальное — мощности на 82 млн тонн — краткосрочное хранение, в первую очередь, зерносклады», — поясняет Алексей Давыдов.

Таким образом, продолжает он, при сборе урожая в объёме 150 млн тонн возникает острый дефицит первичных мест хранения. Большинство функционирующих элеваторов и складов напольного хранения устарело, поскольку было возведено более 30 лет назад, а стало быть, обеспечить сохранность зерна удаётся далеко не всегда. Однако основная проблема заключается даже не в общей нехватке мощностей для хранения, замечает Давыдов, а в недостатке современных предприятий зернохранения, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. 

«Эффективность элеватора оценивается по совокупности двух ключевых факторов: современные технологии и коммерческая оборачиваемость. Технологии должны обеспечить получение продукта с требуемыми показателями за минимальное количество повторяемых операций, а для обеспечения коммерческой эффективности необходимо иметь не менее 2,5-3 оборотов элеватора за сезон. Технологические процессы с зерном на современных элеваторах требуют затрат в 1,5-2 раза меньше, чем те же процессы на элеваторах старых конструкций. Кроме того, штат сотрудников тоже сокращается в 2-3 раза», — объяснил Алексей Давыдов. 


При этом он подчеркнул, что строительство нового элеватора — процесс дорогостоящий, а срок его окупаемости в среднем составляет от 3-5 до 7-8 лет, в зависимости от загруженности (грузооборота) нового объекта.

К тому же, добавляет Александр Дормостук, за последнее время стоимость строительства элеваторов увеличилась. «Если ещё два года назад в среднем она составляла 10-15 тыс. руб. за тонну хранения, то сейчас уже мы говорим о стоимости около 20-25 тыс. руб.», — подсчитывает он. Что же касается срока окупаемости элеватора, то в составе перерабатывающих производств он соответствует времени окупаемости самого производства, то есть составляет 5-7 лет. Исключение составляют портовые терминалы, где этот период достигает 2-4 лет.

То, что в настоящее время на рынке существует значительный дефицит мощностей по хранению зерна, подтверждает и генеральный директор Koblik Group Сергей Ляшко. Как и его коллеги, специалист указывает на несколько факторов, которые привели к сложившейся ситуации. Первый связан с тем, что существенный сегмент имеющихся мощностей сформирован элеваторами и складами, построенными в советское время, выбытие которых по мере окончания срока эксплуатации не в полной мере компенсируется строительством новых объектов. Вторая причина — это рекордный урожай 2022 года. А третья — недостаточное количество зерносушилок, что снижает оборачиваемость зерна на существующих элеваторах, перечисляет Сергей Ляшко.

Текущая ситуация напряжённая, соглашается генеральный директор «-Агро» Алексей Галкин. «Современных элеваторов в РФ не хватает. Во многих областях работают элеваторы напольного хранения, которые были построены ещё в Советском Союзе. На этих объектах процесс приёмки, сушки, сортировки и размещения занимает большее количество времени, что ведёт к снижению оборачиваемости транспорта, и, соответственно, либо к увеличению затрат на количество привлекаемых транспортных единиц, либо к простою комбайнов. И это, в свою очередь, влечёт за собой затягивание сроков уборки и потери от осыпания культур», — объяснил он.

Все эти проблемы неминуемо отражаются на стоимости зерна, говорят участники рынка.


По мнению директора по маркетингу компании «» Сергея Дерябина, снижение цены на зерно вызвано не столько рекордным урожаем зерновых, полученным в 2022 году, сколько нехваткой мощностей для хранения, а также резким снижением экспорта. «Аграрии стоят перед выбором: сохранить зерно до момента стабилизации цены и экономической ситуации либо продать его по дешёвке, или, что ещё хуже, совсем потерять собранный урожай», — комментирует он. 

По оценке специалиста, нехватка зерноскладов и элеваторов сейчас превышает 30 млн тонн, а те активы, которые есть, на 70% состоят из советского наследия, требующего модернизации. «Геополитическая ситуация нестабильна, и предсказать потребность рынка в элеваторах сложно, однако их однозначно недостаточно. Ну а поскольку темпы строительства новых мощностей хранения невысоки, нужно задуматься об альтернативных технологиях хранения», — считает Сергей Дерябин.

В свою очередь, директор департамента строительства и развития GSCOR Ольга Бежина отмечает, что дефицита ёмкостей для хранения на рынке нет. «Действительно, потребность в современных элеваторах сохранилась, — не отрицает она, — но поскольку снизилась активность покупателей, дефицита ёмкостей мы не наблюдаем. К тому же существуют альтернативные способы хранения, чем и пользуются сельхозпроизводители». 

Кстати, как замечает Алексей Давыдов, одним из доступных вариантов хранения зерна в последнее время стали пластиковые рукава, которые буквально спасают многих аграриев, не имеющих собственных складов.

На удобство этой технологии указывает и Сергей Дерябин.


«Существует надёжное решение проблемы с хранением, мы условно называем его “безразмерный элеватор” - размещение зерна на хранение в пластиковые рукава. Благодаря такой технологии удаётся разместить на хранение любое необходимое количество зерновых с затратами существенно более низкими, нежели при сдаче на элеватор либо постройке своих складов», — объясняет Сергей Дерябин.

Мотивация для аграриев, по его словам, простая — решение проблемы здесь и сейчас без капитальных вложений. Сейчас при использовании данной технологии не обойтись без импортной составляющей, так как доля иностранных производителей пластиковых рукавов всё ещё высока, но в условиях санкций перевес уже в ближайшее время окажется на стороне отечественного производства, заверяет Дерябин. 

Директор по закупкам ГК «» Артур Паронян рассказал, что в Центральном Черноземье, где работает компания, проблем с мощностями для хранения не наблюдается ни у соседей, ни у клиентов, ни у партнёров. «У всех профессиональных игроков отрасли уже достаточно ресурсов, и при обычном обороте продукции на элеваторах большие объёмы продукции, как правило, не накапливаются», — отметил он.

Иметь мощности, равные всему валовому сбору, экономически нецелесообразно, уверен специалист. Впрочем, таких условий рынок обычно и не требует. Для эффективной работы элеваторные мощности, по словам Артура Пароняна, должны обеспечивать один-два оборота, но с учётом непредсказуемой погоды и урожайности следовать этому правилу не всегда получается, следовательно, кое-где на местах может возникнуть дефицит мощностей. 

«2022 год стал для нас экстремальным как по причине высокой урожайности зерновых, так и из-за погодных условий, которые сопровождали уборочную кампанию. И трудности в сезоне связаны не столько с нехваткой мощностей для хранения, сколько с нехваткой мощностей по подработке, сушке и доведению сырой продукции до товарных характеристик», — поделился он, уточнив, что со своей продукцией его предприятие точно справится, но, возможно, в меньшей степени, чем обычно, сможет помочь соседям-фермерам с хранением их зерна. 

Также Артур Паронян сообщил, что предприятие полностью обеспечено ресурсами для хранения — у «» 19 собственных зернохранилищ и элеваторов общей мощностью более 500 тыс. тонн, которые расположены в шести областях центральной части России: Курской, Липецкой, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Тульской. Строить новые элеваторы компания пока не планирует, но продолжает инвестировать в модернизацию существующих. 

Кроме того, «» активно использует хранение в рукавах. «Пшеница традиционно убирается в сухую погоду и хорошо хранится на любом виде складов, в отличие от других культур. Но её хранение в рукавах, во-первых, экономически оправдано, а во-вторых, позволяет более комфортно работать с собственным урожаем, раскладывая его по классам, по содержанию протеина и другим параметрам, формируя группы поставок, наиболее востребованные на рынке и приносящие максимальную прибыль», — делится Артур Паронян. 

Толчок в развитии производства

С точки зрения Александра Дормостука, уход зарубежных поставщиков элеваторного оборудования с рынка и ограничение этими компаниями поставок оборудования в Россию может сыграть только на руку отечественным производителям и стать мощным толчком в развитии, модернизации и восстановлении производства. «Мы готовы нарастить объёмы выпуска, полностью обеспечив потребности в элеваторном оборудовании», — заявил он, добавив, что это возможно при должной поддержке правительства. При этом поддержка государства должна оказываться только российскому производителю, подчеркнул он. 

На данный момент элеваторостроительным предприятиям не хватает помощи, некоторые развиваются на чистом энтузиазме, констатирует Дормостук. По его мнению, необходимо увеличить количество льготных инвестиционных кредитов и снизить процентную ставку ЦБ для предприятий, производящих оборудование. «В машиностроении длинные сроки окупаемости, и инвестировать при столь высоких процентных ставках и коротких сроках кредитования невозможно», — пояснил он. Необходимо обратить внимание не только на вновь создаваемые производства, образуемые сегодня, в основном, на территориях опережающего развития (ТОР), но и на действующие, реально работающие и эффективные производства, желающие инвестировать в своё развитие. 

Кроме того, генеральный директор Корпорации «СКЭСС» предлагает расширить список компаний, предоставляющих лизинговые услуги в сельхозмашиностроении; упростить вхождение элеваторостроительных компаний в лизинговые программы, программы Минпромторга; расширить программы субсидирования производителей элеваторного оборудования.


Между тем, по данным Минсельхоза, на которые ссылается Алексей Давыдов, в настоящее время в РФ в сфере хранения всех видов сельхозкультур реализуется 39 инвестиционных проектов по объектам общей мощностью 214 397 т единовременного хранения, субсидии на которые превысят 1,6 млрд руб.

В том числе, проектирование новых хранилищ идёт и у Лузинского комбикормового завода. По словам Давыдова, на сегодняшний день общий объём мощностей единовременного хранения на этом заводе составляет около 35 тыс. т. Объём хранения планируется увеличить на 60 тыс. т. По словам специалиста, на это предприятие планируется поставить отечественное оборудование. Лузинский комбикормовый завод по проектированию сотрудничает с Корпорацией «СКЭСС», компаниями «Альфа проект», «Доза Агро», «Эксперт-Инжиниринг», «Агротеххолдинг», «ТехИнвестПроект-Л». А оборудование заводу поставляет Корпорация «СКЭСС», «Доза Агро», «Эксперт-Инжиниринг», «Коблик-групп» и «». Так что на рынке сейчас достаточно предложений отечественного производства, уверен Алексей Давыдов. 

Того же мнения придерживается и Алексей Галкин. «Наша компания обладает ёмкостью элеваторов более чем на 250 тыс. т хранения. Элеваторные мощности используются исключительно для фуражного зерна для собственных нужд (кормление свиней). Расчёт — два оборота в год. Для холдинга ёмкостей хватает, дополнительных инвестиций в хранение не планируем», — поделился специалист.

При этом он добавил, что эксклюзивным строителем является «Инвестиционная промышленная строительная компания (ИПСК), г. Липецк, а поставщиком элеваторного оборудования выступает «Технэкс», г. Екатеринбург.


«Прежде всего, оборудование российского производства должно быть конкурентоспособно по цене и качеству», — подчёркивает Сергей Ляшко, уточняя, что оборудование, поставляемое заводами, входящими в Koblik Group, в полной мере соответствует всем критериям. 

Что же касается доли импорта на российском рынке, то в 2022 году, по оценкам Koblik Group, она составила около 20%. Однако Ольга Бежина с ним не согласна. «Российское оборудование, конечно, приобретать можно, но это уже будет оборудование более низкого класса, и о высоких технологиях хранения и переработки придётся забыть», — утверждает она. По её оценкам, доля импорта на рынке элеваторного оборудования составляет 80%.

В свою очередь Алексей Галкин предполагает, что, по грубой оценке, импортное оборудование занимает около 60% российского рынка. Как бы там ни было, но, по мнению Сергея Ляшко, российские производители в любом случае могут закрыть всю потребность рынка в части ассортимента элеваторного оборудования. Koblik Group, например, непрерывно расширяет ассортимент продукции и в 2022 году представил на рынок ряд новинок в части оборудования для семеноводства и портовых элеваторов, то есть для тех сегментов, где традиционно были более сильны иностранные производители.

Нехватка запчастей и комплектующих

Как отмечает Александр Дормостук, санкции оказали на российский рынок элеваторного оборудования, как положительное, так и отрицательное влияние. Положительная сторона, по его мнению, в том, что в стране сейчас присутствуют в основном только российские производители и лишь немного компаний из дружественных стран: Китая и Турции. А, стало быть, российским производителям бороться за клиента стало немного проще.

Отсутствие импортного металлопроката и отечественного производства приводов Дормостук относит к негативным факторам. «Ранее 

мы использовали сталь с инновационным покрытием Magnelis производителя ArcelorMittal, а сейчас она попала под санкции, поэтому все российские компании работают с отечественной оцинковкой, в частности, с Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК). Мы общались с металлургами. Они не против производить сталь по качеству на уровне европейской. Но для этого нужно новое оборудование, а его в России не производят. То есть мы снова сталкиваемся с той же проблемой — с необходимостью опережающего развития машиностроения. Кроме стали есть вопросы и к отечественному производству станков и металлообрабатывающего оборудования. Львиная доля продукции на этом рынке — импортная. И это снова вопрос к отечественному машиностроению. Сказывается и дефицит комплектующих, таких как мотор-редукторы. Прежде мы использовали немецкие, однако с введением санкций пришлось очень быстро и оперативно перестраиваться. Сейчас процесс налажен: мы спокойно работаем с китайскими, турецкими аналогами, но из-за сложной логистики и закрытия границ сроки поставок могут быть увеличены. Отечественная промышленность в этом плане пока не может составить достойную конкуренцию», — рассказывает он. 

В свою очередь, компания Koblik Group на протяжении ряда последних лет активно прорабатывала варианты российских альтернатив иностранным комплектующим, а в 2022 году существенно расширила перечень поставщиков за счёт дружественных России стран (например, Турции и Китая) и в настоящее время предлагает клиентам множество вариантов. «В целом доля иностранных комплектующих в нашей компании сейчас не превышает 15%, но по запросам клиентов

мы предлагаем различные варианты за счёт широкого выбора проработанных логистических решений», — заверил Сергей Ляшко.

Как сообщил Алексей Галкин, аграрии в 2022 году столкнулись с серьёзными трудностями в получении запасных частей. Причём, наибольшая проблема, по его словам, была связана не с европейской техникой, а с той, что производится в Америке и Канаде. «Запасных частей либо нет, либо срок их поставки — 9-11 месяцев. На этом фоне мы оказались лицом к лицу с необходимостью поиска альтернативных путей получения запчастей, особенно для техники компании , прекратившей в нашу страну поставки», — поделился Алексей Галкин. По словам специалиста, существует возможность изготовить запчасти из металла в тех организациях, где есть современное металлообрабатывающее оборудование, но таких в России немного. «Невозможно заменить электронные блоки управления, платные сигналы GPS и многое другое. Кроме того, с рынка ушли импортные моторные и гидравлические масла с комплексами оригинальных присадок, выросли цены на фильтры. В общем, ситуация сложная», — заключает Галкин. (Более подробно журнал «» разбирал эту тему в статье «С завода по запчасти» в №6 2022 года).

С запчастями для зарубежного элеваторного оборудования ситуация складывается не менее сложная. «С некоторыми комплектующими беда, их просто нет», — констатирует Ольга Бежина. Особенно, по её словам, сегодня не хватает электрики, автоматики, двигателей, редукторов, крепежей, металла и прочих компонентов, доля импорта которых достигает 80%. Купить их напрямую у европейских поставщиков, невозможно, говорит специалист, да и через третьи страны тоже, если речь идёт о серьёзных брендовых производителях. В качестве альтернативы приходится обращать внимание на Китай, признаёт она. 

Между тем, Алексей Давыдов указывает на увеличение сроков поставки и обращает внимание, что Лузинский комбикормовый завод подобрал российские аналоги запчастей и планирует постепенный переход на оборудование отечественного производства. «Кстати, на сегодняшний день на российском рынке представлены предприятия, изготавливающие аналоги запасных частей по чертежам», — добавляет он. 

Как считает Артур Паронян, сельхозпроизводители в моменте испытывают трудности, связанные с ростом стоимости оборудования, комплектующих и сложностями с логистикой по импортным комплектующим и оборудованию. Многим компаниям, по его словам, пришлось перестраивать цепочки поставок, а это повлекло удорожание и негативно отразилось на себестоимости продукции. «Наличие на рынке российских, а также появление зарубежных аналогов техники и запчастей из дружественных стран, конечно, выручает. Хотя здесь есть нюансы: в некачественных аналогах и раньше недостатка не было, а чтобы найти действительно качественные новинки и протестировать их, нужно время. Учитывая длительность производственного сезона у сельхозпроизводителей — минимум год», — отмечает специалист.   

Замену европейским деталям и комплектующим, в принципе, найти можно, согласна Ольга Бежина. Но проблема в их низком качестве. «В результате и оборудование на выходе получается так себе. Серьёзные заказчики пока не могут смириться с подобной комплектацией, и по этой причине многие проекты просто заморожены», — сообщила она.  

Возможности и перспективы 

По словам Александра Дормостука, в связи с санкциями и запретом на ввоз в Россию иностранной техники спрос на отечественное элеваторное оборудование и на строительство элеваторных комплексов немного вырос. Многие аграрии, по его наблюдениям, стали вкладывать средства в строительство хранилищ, желая спасти свой урожай: поскольку отгрузки зерна сократились, у многих предприятий остро встал вопрос, куда деть свою продукцию, чтобы её сохранить. 

И сейчас, продолжает Александр Дормостук, настал тот самый момент, когда российский производитель может построить по доступной цене предприятия по хранению зерна, а сельхозтоваропроизводитель — сохранить свой урожай и продать его тогда, когда цена и условия будут для него более выгодными.

Как рассказал генеральный директор, завод Корпорации «СКЭСС» по производству силосов и элеваторного оборудования работает на полную мощность несмотря на санкции, проблемы с поставкой запчастей, комплектующих, металла, закрытием границ и прочим. По его словам, в 2022 году предприятие не испытало серьёзного спада заказов. 

Александр Дормостук уверен: отечественные предприятия способны заменить ушедших с рынка европейских и американских производителей элеваторного оборудования. Российские предприятия всегда составляли конкуренцию иностранным, предлагая аналоги не хуже по качеству и производительности, говорит он, а значит, никаких проблем не возникнет (особенно для производителей оборудования для хранения зернового сырья). Многие отечественные компании приобрели собственные линии по производству ёмкостей и опыт производства у них уже большой. 

Тем не менее, если оборудования для хранения сейчас и достаточно (от приёмки до хранения и отгрузки всё оборудование выпускается в России), то с зерносушилками возможны сложности. «Безусловно, они есть у российских компаний, но не такого качества и производительности, как у европейских или американских. Однако мы не считаем это большой проблемой. Наоборот, в сегодняшних условиях компании, которые производят зерносушилки, могут активизироваться, модернизировать их и выпускать оборудование, отвечающее всем современным требованиям», — уверен генеральный директор Корпорации «СКЭСС».

А вот с оборудованием для переработки сельхозпродукции ситуация сложнее, признаёт он. «Например, сейчас в России нет предприятий, способных выпускать достойное мельничное оборудование, отвечающее всем требованиям и современным стандартам по производительности и качеству. Впрочем, его и раньше не было: даже на старых предприятиях использовали импортные машины, к примеру, или турецких производителей», — вспоминает Александр Дормостук.

В то же время, в сегменте оборудования для производства кормов, ситуация, по его мнению, гораздо лучше. Как отмечает гендиректор Корпорации «СКЭСС», флагманом этого направления в России является компания «Технэкс», предлагающая комплексные решения для комбикормовых заводов. 

«Производить можно всё, главное — желание. А дальше — много времени, ведь производственная цепочка довольно длинная. Кроме того, необходим грамотный персонал, с которым в стране тоже немалые проблемы», — замечает Ольга Бежина. 

С ней соглашается Алексей Галкин. «Конечно, вопрос во времени. Например, металлические запчасти, безусловно, можно заменить отечественными аналогами, но это не произойдёт мгновенно. К тому же, следует учитывать, что станки в металлообработке — тоже импортные», — напоминает Галкин, рассуждая о проблемах с комплектующими и сырьём для машиностроительных предприятий.

Ещё один сложный вопрос, продолжает он, связан с внедрением инновационных комплектующих, систем управления оборудованием, систем хранения данных, дистанционного обслуживания. «Возможно, и эти трудности можно преодолеть, но за условные 10 лет (горизонт планирования), мир уйдёт ещё дальше», — заключает Алексей Галкин.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»