В 2020 году акцизы на алкогольную продукцию вырастут на 4%

80% оборудования для производства напитков закуплено за рубежом

Ежегодный доход от акцизов на пиво составляет более 100 млрд рублей
Ежегодный доход от акцизов на пиво составляет более 100 млрд рублей

В 2018 и 2019-м годах ставки акцизов на все виды алкогольной продукции будут сохранены на прошлогоднем уровне. В 2020-м предполагается их индексация в пределах 4%, что будет примерно равно величине ожидаемой инфляции. Об этом на пресс-конференции «Индустрия напитков: взаимодействие государства и бизнеса в 2018 году», которая прошла в рамках Международной выставки производства напитков Beviale Moscow-2018, сообщила начальник отдела акцизов Минфина Нина Нечипорчук.

По ее словам, ставки акцизов на алкоголь после активного роста в период с 2011 по 2013 год, когда они увеличивались на 20% ежегодно, сейчас достигли среднеевропейского уровня. «Дальнейшее повышение ставок такими же темпами привело бы к негативным последствиям, в частности к росту нелегального оборота алкогольной продукции и объемов самогоноварения, — отметила она. — С 2014 по 2016-й год ставки индексировались лишь с учетом инфляции». При этом, добавила Нечипорчук, за это время, пожалуй, больше всего увеличились размеры акцизов на пиво. Если в 2009-м их ставка равнялась всего 3 руб./л, то сейчас — около 20 руб./л.

По данным Минсельхоза, ежегодный доход только от акцизов на пиво составляет более 100 млрд руб. «Это не считая налога на прибыль, — подчеркнул на пресс-конференции директор Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности агроведомства Евгений Ахпашев. — Кроме того, сектор производства пива насчитывает около 40 тыс. рабочих мест».

Производство алкогольных напитков неразрывно связано с сельских хозяйством. «Если говорить про пиво, то у нас площадь посевов пивоваренного ячменя превышает 1 млн га, а урожай агрокультуры — 2 млн т в год, внутри страны стало развиваться и производство хмеля, — говорит чиновник. — Отрасль становится все более высокотехнологичной — от производства сырья до выпуска готовой продукции, на рынке присутствуют достаточно сильные игроки, в том числе транснациональные компании, которые локализовали свое производство на территории России». Эти факторы дают возможность выходить со своей алкогольной продукцией на экспорт. Помимо традиционных рынков СНГ, существует хороший потенциал поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, считает Ахпашев. Это направление будет развиваться, уверен он, так как качество продукции (пивной в частности) не вызывает сомнения. Однако, акцентировал он, большая часть оборудования для пищевых производств и напитков до сих пор импортная.

По оценке Минпромторга, около 80% машин и оборудования, используемых в пищепроме — зарубежного производства. «И сектор выпуска алкогольных и безалкогольных напитков — не исключение», — обратила внимание начальник отдела машиностроения для пищевых и перерабатывающих производств Минпромторга Мария Елкина. Чтобы изменить ситуацию, ведомство разрабатывает различные меры поддержки российских производителей пищевого оборудования. В частности, в прошлом году для стимуляции спроса у производителей пищевой продукции и напитков была возможность приобрести отечественное оборудование со скидками в 15%. На их компенсацию было выделено около 500 млн руб. В этом году на данную меру предусмотрена такая же сумма. «Возможность приобрести оборудование российских производителей со скидкой позволит отечественным пищевым компаниям преодолеть предрассудок, что российское оборудование не такое хорошее, как импортное», — считает Елкина.

Кроме того, Минпромторг регулярно проводит заседания рабочей группы по импортозамещению, куда приглашает профильные союзы, ассоциации, непосредственно производителей оборудования и его покупателей, чтобы выявить потребности последних. По этому направлению действует мера поддержки инноваций в виде выделения субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на производство пилотных партий того или иного оборудования или машин. Так, в 2017 году в рамках этой меры был выявлен спрос на оборудование для мини-сыроварен. «Мы позвали машиностроителей, предложили им такую идею, помогли с субсидиями на проведение научно-исследовательских работ и уже запустили в серийное производство оборудование для выпуска сыров в том числе элитных для крестьянско-фермерских хозяйств», — сообщила Мария Елкина.

К 2030 году объемы производства отечественного оборудования для пищевой промышленности должны увеличиться в три раза. Значительная его часть должна уходить на экспорт, подчеркнула представитель Минпромторга, что будет свидетельствовать о его хорошей конкурентоспособности.

Загрузка...