Выбор редактора

В этом году сельское хозяйство вырастет на 1,5% относительно уровня 2015-го, а в следующие три года прибавит 7,2%, следует из прогноза социально-экономического развития страны, подготовленного Минэкономразвития. В прошлом году индекс производства сельхозпродукции составил 103% к показателю 2014-го. Базовый вариант госпрограммы развития сельского хозяйства в 2013—2020 годах предполагает рост отрасли на 0,9% в 2016-м и на 6,2% к 2019-му. По оптимальному варианту АПК должен прибавить 3,1% и 9,4%.

В ближайшей перспективе агросектор продолжит развиваться на фоне низкой инвестиционной активности, снижения реальных доходов населения, а также в условиях ограниченных возможностей для привлечения кредитов и ухудшения финансовых показателей деятельности сельхозпредприятий. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2016 году в сельском хозяйстве составит 98,2% к 2015 году, рассчитывает Минэкономразвития.

При этом положительный эффект действия продэмбарго в этом году будет практически исчерпан: рост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве замедлится с 3,1% в 2015-м до 1,1%. Тем не менее, в среднесрочный период на развитие отрасли будут влиять восстановление экономики, рост инвестиционной активности и рентабельности предприятий, оживление потребительского спроса. Кроме того, благодаря господдержке АПК станут повышаться качество и конкурентоспособность продукции, что будет способствовать ее выходу на зарубежные рынки, рассчитывает МЭР.

Согласно базовому и целевому вариантам прогноза, положительная динамика инвестиций в экономике в целом начнет восстанавливаться с 2017 года. В первом случае они вырастут на 0,8%, во втором на 3,8%. В этом году оба сценария предполагают снижение общих инвестиций на 3,1% после падения на 8,4% в 2015-м. Реальные располагаемые доходы населения в этом году могу уменьшиться на 2,8% после сокращения на 4,3% в 2015-м. По целевому сценарию Минэкономразвития они уменьшатся на 0,3% еще и в 2017-м, по базовому — увеличатся на 0,7%. При этом оба варианта предполагают рост на 1% в 2018 году.

Консервативный вариант прогноза предполагает, что инвестиционная активность начнет восстанавливаться только в 2018 году (плюс 0,6%), тогда как в этом вложения в основной капитал сократятся на 9,4%, а в 2017-м — на 1,7%. Доходы населения, согласно этому сценарию, в 2016-м уменьшатся на 5%, а в следующие два года на 1,4% и 0,1%. Прироста на 0,4% Минэкономразвития ожидает только в 2019 году.

В 2016 году инфляция снизится до 6,5% после 12,9% в 2015-м и практически приблизится к докризисному уровню 2011−2013 годов (6,1−6,6%). Это связано с существенным снижением реальных доходов населения на протяжении двух прошлых лет, также инфляцию ограничивают высокие процентные ставки, сокращение кредитования экономики со стороны финансовых институтов и стабилизация курса рубля. В консервативном варианте уровень инфляции в 2016 году будет выше — примерно 9%, замедлением до 6% в 2017-м и до 5,5−5,1% в следующие два года.

В 2016 году наиболее существенно уменьшится темп роста цен на продовольственные товары — до 6,2% после того как за 2014−2015 годы цены выросли на 31,6%, превысив уровень инфляции в 1,2 раза. Сдерживать удорожание будет продолжающееся замещение импорта отечественными продуктами питания, а также ослабление влияния курсовой динамики. Кроме того, повлияет избыточное предложение и значительное падение цен на ряде продовольственных рынков. К концу 2019 года по базовому прогнозу продовольственная инфляция снизится до 4%, по целевому до 3,6%, общий уровень инфляции в обоих вариантах сократится до 4%.

В 2016 году падение ВВП замедлится до 0,2% по базовому и целевому сценариям и до 2,1% — по консервативному. При этом по первым двум уже в конце года предполагается возобновление экономического роста, в итоге в 2017-м ВВП прибавит 0,8% или 0,4%.

Базовый и целевой варианты прогноза исходят из того, что средняя цена на нефть марки Urals стабилизируется на уровне $40/баррель, консервативный прогноз рассчитан при цене в $25/баррель. Все варианты предполагают существенное снижение доходов федерального бюджета относительно проектировок 2016 года. На весь прогнозный период по всем сценариям наблюдается дефицит бюджета. Его будут финансировать за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, причем в консервативном варианте средства последнего начнут тратить уже в следующем году. При этом Минэкономразвития считает необходимым сохранить объем фондов в размере не менее 2 трлн руб. к концу 2019 года. Однако по консервативному сценарию ресурсы к этому времени будут полностью исчерпаны.

Кроме того, прогноз рассматривает развитие российской экономики в условиях продолжающейся геополитической нестабильности, также Минэкономразвития предполагает сохранение действия санкций со стороны ЕС и США и ответных экономических мер до 2019 года.