За бортом. Либерализация торговли проходит вне ВТО и без участия России

О новых торговых партнерствах и о том, как рекорды нашей страны влияют на мировые рынки

ВТО — многополярная система, где отдельно взятой стране или группе стран трудно продвигать свои интересы. Именно поэтому региональные торговые союзы играют все большую роль в либерализации международной торговли, а ВТО остается «за скобками». Сейчас наиболее активными участниками переговорных процессов являются ЕС, Япония и Китай. США под управлением Дональда Трампа стали активным участником в негативном смысле — вышли из переговоров по созданию Тихоокеанского партнерства (ТПП) и приступают к пересмотру соглашений в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Между США и ЕС продолжаются переговоры о создании Трансатлантическое торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), но это скорее заслуга европейских лидеров, чем администрации Трампа. Япония и ЕС готовятся к созданию зоны свободной торговли «на двоих». Япония также прилагает усилия к завершению переговоров по ТПП, несмотря на выход США. Китай является одним из лидеров переговоров по созданию Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП) — объединения 16 стран, включающего кроме Китая Индию, Японию, Южную Корею и Австралию (АСЕАН +6).

У создаваемых зон свободной торговли есть общие характеристики — они объединят крупнейших экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции, они огромны (ВВП участников исчисляется многими триллионами долларов), и они не включают Россию. В то время как западные аналитики рассуждают, кто получит большие привилегии по доступу на емкие рынки стран Дальнего Востока, мы пытаемся выйти на отдельные рынки Японии и Китая на общих основаниях. В следующем десятилетии крупнейшие экономики мира будут встроены в новые торговые союзы, а мы останемся с тем, что получили при присоединении к ВТО: с низкими и снижающимися импортными пошлинами на многие виды продукции, без права применять специальные защитные меры при избытке импорта (как недавно это сделала Япония в отношении замороженной говядины). С нами также будут Казахстан и Белоруссия — не очень-то емкие рынки, к тому же не проявляющие никакой лояльности по отношению к российской внешней политике. Первая страна усиленно завозит американские окорочка, а вторая — старательно обеспечивает российских потребителей «йеменской» вишней и прочими фруктами, внезапно выросшими в песках аравийского полуострова.

Проигрывая системно, мы также отстаем в заключении громких двухсторонних сделок. После избрания Трампа президентом, США быстро, всего за несколько месяцев, получили доступ на китайский рынок говядины (правда, пока китайцы этого не заметили). По интересному совпадению Китай одновременно «закрыл» несколько австралийских предприятий. Китайцы в ответ получили доступ на американский рынок термообработанного бройлера. Теперь американская пресса вынуждена объяснять потребителям, что именно произошло, и как с этим жить дальше, ведь репутация у китайских продуктов, мягко говоря, спорная.

Российские экспортеры пока получают более весомую поддержку от погоды, чем от переговоров. Аналитики Минсельхоза США неделю назад существенно повысили прогноз по производству зерновых в России. Суммарно в сезоне-2017/18 производство оценивается в 120 млн т. В прошлом было 114 млн т. Экспорт зерновых оценен в 42 млн т. Если оценка производства все еще может повышаться, то увеличивать прогноз по экспорту было бы нелогично из-за инфраструктурных ограничений. Публикация американского отчета привела к снижению мировых цен
как на пшеницу, так и на прочие зерновые и масличные. В целом отчет был крайне позитивен для животноводов, а вот многим производителям зерна придется решать, что именно они будут хранить под открытым небом. Наш свою точку зрения до рынков в таком формате не доводит и, соответственно, никак не влияет на ценовую конъюнктуру в мире. Нежелание российских чиновников публиковать и продвигать свое мнение также оказывает негативное влияние на развитие экспорта. При наличии ценовых ориентиров проще планировать сбыт по каналам продаж, а спрогнозировать цены в рамках отдельно взятой компании сейчас довольно затруднительно.

является безусловным чемпионом по обеспечению рынков информацией. Но Европейская комиссия также регулярно публикует прогнозы по собственному рынку. В конце Краткосрочного обзора ситуации на сельхозрынках ЕС можно ознакомиться с прогнозными балансами зерновых, сахара, молочной продукции и мяса. При беглом просмотре бросается в глаза прогнозируемое двукратное увеличение экспорта сахара до 2,8 млн т (отменены квоты на посадку сахарной свеклы). Эта динамика еще более интересна в контексте прогнозов о долгосрочном тренде на снижение употребления сахара. На бытовом уровне тревожит резкое падение производства оливкового масла (-25%) из-за неблагоприятной погоды.

И, наконец, хорошая новость для холостяков. Ученые выяснили, что надо есть, чтобы понравиться прекрасной половине человечества. Дело в том, что в зависимости от диеты меняется источаемый нами запах (речь идет о чистом теле). Исследование показало, что наиболее привлекательным для женщин запахом обладают мужчины, употребляющие много овощей и фруктов. А вот количество углеводов, наоборот, следует ограничить. Употребление мяса усиливает любой запах. Вырисовывается беспроигрышная формула успеха: овощи + мясо + фрукты. И запить бокалом шардоне.

Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «». Материал подготовлен специально для agroinvestor.ru. 

Загрузка...