Выбор редактора

По оценке «Русагротранса», в текущем сезоне общие номинальные мощности российских портов по перевалке зерна выросли на 6,7 млн т до 38,2 млн т (с учетом портов Крыма — 40,5 млн т). В прошлом сельхозгоду показатель был на уровне 31,53 млн т. По прогнозу компании, к 2020 году за счет строительства новых терминалов и расширения действующих, мощности российских портов могут возрасти еще на 25 млн т — до 65 млн т.

Далеко не все порты используют имеющиеся мощности, обращает внимание замдиректора департамента стратегического маркетинга по аграрным рынкам и тарифной политике «Русагротранса» Игорь Павенский. В последние годы полностью загруженными были лишь порт Тамань, терминалы Каспийского моря и Туапсе. Также почти на 100% использованы возможности малых портов Азовского моря.

В то же время избыток мощностей Новороссийска в целом составляет почти 1,7 млн т, Калининграда — около 1,3 млн т. «Практически не задействован Владивосток — профицит превышает 0,9 млн т при общей, правда номинальной мощности исключительно прямой перевалки в 1 млн т, Крыма — 2 млн т при мощности 2,3 млн т, — рассказывает эксперт. — По мере увеличения производства зерновых и масличных агрокультур на Дальнем Востоке поток продукции через дальневосточные порты станет увеличиваться, однако, скорее всего, в ближайшие годы будет измеряться лишь сотнями тысяч тонн». Кроме этого, часть объема, в том числе из регионов Дальнего Востока и Сибири будут оттягивать сухопутные пограничные переходы с Монголией и Китаем, в том числе строящиеся Забайкальск и Нижнеленинское.

За июль-апрель 2015/16 сельхозгода через малые порты Азовско-Черноморского бассейна за рубеж ушло 12,3 млн т зерна. Показатель порта Тамань достиг 3,09 млн т, Новороссийска — 9,29 млн т. Через Туапсе вывезли 1,97 млн т. Объемы портов Балтики незначительно увеличились, составив 1,6 млн т. В Азербайджан и на порты Каспия (Иран) было отгружено существенно меньше зерна на фоне роста урожая в этих странах, отмечает Павенский. Всего в июле-апреле текущего сезона объем экспорта из глубоководных портов составил около 15,1 млн т, в том числе 11,2 млн т пшеницы, 2,3 млн т кукурузы и 1,55 млн т ячменя. До конца сельхозгода ожидается значительное падение поставок пшеницы из глубоководных портов на фоне исчерпания ее запасов при сохранении значительных объемов кукурузы, полагает эксперт.