Левиафан-наставник. Должно ли государство воспитывать потребителя?

Здоровое питание по-канадски, не смузи единым и когда зерна слишком много

С точки зрения государства грамотное потребление продуктов питания не менее важно, чем финансовая грамотность. Безграмотность россиян в вопросах финансов заслужено привлекает внимание чиновников и банкиров. А вот неразборчивость соотечественников в вопросах питания, кажется, беспокоит только отдельных отраслевых экспертов и диетологов. «Хотелки» Министерства здравоохранения по поводу увеличения потребления овощей и фруктов теряются в объемном нечитабельном документе. Между тем, неправильное питание наносит колоссальный ущерб экономике страны. И речь идет не только о расходах на здравоохранение, но и альтернативных издержках — товарах и услугах, которые не были произведены в период нетрудоспособности работника или из-за его безвременной кончины.

Конечно, это хорошо понимают на Западе. Эталонной работой в сфере государственных рекомендаций является «пищевая пирамида» (food guide pyramid) Минсельхоза США. Но представления о «правильности» питания быстро изменяются. Поэтому появление новых документов в этой области представляет особый интерес. В августе Министерство здравоохранения Канады обнародовало принципы, которые лягут в основу нового Руководства по питанию. Выпуск самого руководства намечен на 2018 год. С содержанием предыдущих версий можно ознакомиться здесь. Отметим, что в этот раз Правительство Канады решило сохранить дистанцию между отраслевыми союзами и разработчиками документа — лоббисты могли вносить замечания на общих основаниях, через сайт. Получившиеся на данном этапе принципы можно свести к коротким максимам: разнообразь питание; избегай сахара, насыщенных жиров и соли (NaCl); готовь дома (контроль нежелательных составляющих + больше времени на прием пищи и общение).

Как интерпретировали принципы СМИ? Кто выиграет и проиграет в результате популяризации новых правил? Очевидно, публикация не добавит продаж производителям сахара. Интереснее то, что «зацепить» может и производителей соков, которые некоторые диетологи считают витаминизированной водой с сахарным сиропом. «Диверсификация» бьет по производителям животных белков. Предлагается наращивать потребление бобовых, орехов и семян — это частичные субституты мяса. Собственно, авторы подчеркивают этот факт, объединяя «молочку», мясо и источники растительных белков в одну протеиновую группу. Контроль потребления насыщенных жиров подразумевает снижение потребления многих молочных продуктов и «красного» мяса. Без сомнения, производители птицы будут приветствовать дальнейший переход со свинины и говядины на их более постную продукцию. Совет сделать воду напитком по умолчанию, который также содержится в принципах, в Канаде может быть интерпретирован, как призыв к снижению употребления молока. Ассоциация производителей молочных продуктов уже развернула кампанию в прессе, протестуя против такого подхода. Производители сахара молчат. Отношение к их продукции меняется глобально и не в лучшую сторону. Правительство Великобритании запускает программы снижения потребления калорий и конкретно сахара. Сингапур обязал снизить содержание сахара в напитках крупнейших производителей, таких как Coca-Cola, Pepsi и Nestle. Тенденция укореняется не только в «рознице», но и в сегменте питания «вне дома». В США ресторанная сеть Panera теперь указывает на стаканчиках для газировки содержание сахара и калорий.

Авторы канадских принципов подчеркивают, что правильное питание требует знаний и специальных умений. Не последнюю роль играют навыки поиска информации. В то время как сахар спорит с солью за репутацию «врага общества №1», с животными жирами все менее однозначно. Их репутация на Западе устойчиво меняется в лучшую сторону. Принимать на веру советы диетологов, даже государственных, не стоит. Но, по крайней мере, две рекомендации выглядят бесспорными: ешьте разнообразную еду и больше готовьте сами. Несмотря на неуклюжесть некоторых попыток воспитания, государство не может остаться в стороне от «тарелки» потребителя. Ни рынок, ни эволюция не работают достаточно быстро для искоренения вредных привычек. И свобода выбора не может быть бесплатной. Хотите нанести себе вред — платите акцизы для поддержания системы здравоохранения.

И о других зарубежных новостях конца августа. По крайней мере две статьи были в некотором диссонансе с изысканиями канадских экспертов по здоровому питанию. Хот-доги завоевывают Англию, а американцы открывают для себя субпродукты. Логично — если китайцы едят больше стейков, то где-то должны есть больше мозгов и требухи. Сами китайцы празднуют поставку охлажденной свинины на «задний двор» России, в Таджикистан. И у Китая явно нет стратегических планов оставаться нетто-импортером этого вида мяса.

Также довольно много внимания по-прежнему уделяется рекордному урожаю пшеницы в России. Аналитики отмечают, что пшеница вывозится недостаточно быстрыми темпами. Объемы экспорта, соответствующие последнему прогнозу Минсельхоза США на сезон-2017/18 (31,5 млн т.), должны составлять 600 тыс. т в неделю. По факту за предпоследнюю неделю августа вывезено 512 тыс. т. Остается отметить, что государственные инвестиции в инфраструктуру (в отличие от экспортных субсидий) относятся к «зеленой корзине» ВТО и ограничиваются только наполненностью казны. Классическая экономическая дилемма: чем длиннее пушка, тем больше зерна сгниет в поле.

Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «». Материал подготовлен специально для agroinvestor.ru. Для связи с автором — dalnov@yandex.ru

Загрузка...