Модификация поголовья

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В настоящее время в основе мирового свиноводства лежит гибридизация — скрещивание животных разных пород. В результате это позволяет производить свиней с более высокой продуктивностью и качеством мяса.

По данным экспертов Знаменского селекционно-гибридного центра (Орловская область), в России помимо собственной племенной базы используются породы, выведенные более чем в 20 зарубежных компаниях, как широко известных, так и мелких, предлагающих товар сомнительного происхождения. «Племенные животные, представленные в нашем свиноводстве, довольно разношерстные: с одной стороны, можно найти отдельные образцы, выведенные по лучшим западным технологиям, но в то же время встречаются и откровенно слабые экземпляры», — поясняет главный зоотехник-селекционер-генетик центра Анатолий Андрющенко.

По его словам, в настоящее время в России появились компании, которые используют самые современные мировые научные разработки в области селекции и генетики. Это шаг вперед, ведь до недавнего времени селекционная работа, проводимая на отечественных племпредприятиях, была направлена на разведение мясо-сальных пород, что объяснялось системой организации племенной работы, регламентированной нормативной и законодательной базой советского и постсоветского периодов, поясняет эксперт. «Неудивительно, что производственные и экономические результаты отечественного свиноводства сильно отстают от аналогичных показателей ведущих мировых стран, которые уже давно используют системы раздельной селекции и гибридизации», — продолжает Андрющенко. Но необходимо также подчеркнуть, оговаривается он, что за последние 6-7 лет в отечественном свиноводстве все же произошли положительные сдвиги: раздельная селекция стала применяться более активно, а стало быть, возросло количество гибридных животных для получения мяса с высокими качественными показателями и минимальными издержками на его производство.

Держим ли марку?

Процесс внедрения мировых научных разработок имел в нашей стране долгий путь, рассказывает эксперт по племенному и промышленному свиноводству России Элла Васильева. По ее мнению, качество продукции части российских предприятий, занимавшихся гибридизацией в свиноводстве, соответствует зарубежным стандартам.

По мнению Андрющенко, использование в гибридизации современных научных разработок, удовлетворяющих запросам рынка, — обязательная составляющая экономического эффекта. В современном свиноводстве существует четкая специализация: разделение на генетические центры и товарные предприятия, рассказывает эксперт. В состав генетических центров должны входить нуклеусы (племенные заводы), племенные репродукторы и испытательные товарные фермы. На этих предприятиях используются самые современные технологии ведения селекционной работы (BLUP, маркерная селекция по ДНК и др.). Впрочем, достигать хорошей эффективности (получать гибридных родительских свинок высокой продуктивности и статуса здоровья, а также родительских хряков для выведения гибридного 3-х, 4-породного молодняка на мясо) можно и на товарных предприятиях, не сомневается Андрющенко.

Но помимо существенных затрат на ведение внутренней генетической работы необходимо иметь и достаточно большое количество чистопородных животных (свиноматок и хряков), а также применять современные технологии, позволяющие постоянно совершенствовать генетику поголовья, уточняет Андрющенко. К сожалению, в настоящий момент отечественная генетика не в состоянии удовлетворить потребностям современного мирового рынка, сетует он.

Поэтому сегодня в России применяются лучшие мировые научные разработки в области селекции и генетики. По мнению Васильевой, племенное свиноводство в идеале должно развиваться по интегрированной пирамидальной схеме, в основе которой лежит соединение 3-4 пород. «Матка (крупная белая порода) скрещивается с хряком (ландрас), а на полученную свинку идет подключение породы дюрок», — объясняет она.

Данную систему гибридизации в товарном свиноводстве используют как в России, так и за рубежом. По мнению Васильевой, скрещивание по определенной схеме животных трех-четырех исходных генетически разобщенных линий позволяет добиться показателей откормочных туш и качества мяса, сравнимых с иностранными. «Поскольку в России животных исходных линий такого качества не было, приходилось покупать поголовье из-за рубежа. Сейчас в нашей стране уже появились свиньи высокого генетического уровня, но их пока недостаточно, поэтому их по-прежнему приходится приобретать за рубежом», — поясняет Васильева. В отличие от зарубежного поголовья, породы свиней, которые разводятся на российских племзаводах, не имеют высоких показателей скорости роста и качества мясных туш, уверена эксперт, а стало быть, они не совсем пригодны для эффективного свиноводства и тем более для современной переработки на мясокомбинатах. «Отечественные породы на эти показатели целенаправленно не селекционировались, поэтому их использование для скрещивания в современной схеме гибридизации не является целесообразным», — поясняет Васильева.

Комплексное решение вопроса

В настоящее время практически все вновь строящиеся свинокомплексы заполняются животными с современным генетическим потенциалом, поставляемыми иностранными селекционными фирмами. Компании , JSR, SMS (Великобритания), Topigs и Hypor (Голландия), DanBred (Дания), Hermitage (Ирландия), Nucleus и France-hybride (Франция) и другие совместно с российскими инвесторами создали на территории России репродукторы по производству родительских свинок.

Компания создала первый репродуктор в России в 2001 году в Белгородской области, где начиналось освоение уникальной программы по развитию свиноводства области. Безусловно, поставки по России обходятся покупателю значительно дешевле за счет недорогих транспортировок, а также меньшей стоимости ветеринарных тестов и сравнительно небольшой аренды карантинного помещения, говорят в компании. Кроме того, ввоз животных из-за рубежа делают менее привлекательным проблемы, связанные с получением разрешения на импорт, прохождение таможенных процедур, обязательная организация командировки ветеринарного специалиста. По этим причинам генетические компании стремятся создавать репродукторы в России.

Репродукторы, производящие в России животных западной селекции, могут полностью закрыть потребность строящихся и реконструируемых комплексов и ферм в племенном молодняке, утверждает старший консультант в России компании Александр Подгурский.

Тем не менее на сегодняшний день 25-30% животных продолжает завозиться из-за рубежа. С одной стороны, это связано с желанием покупателей закупить исходные для гибридизации линии, а с другой — с недоверием к российским производителям и недостаточной информацией, поясняет специалист.

Предложение достаточно велико, и часть свинок порой оказывается невостребованной, рассказывает Подгурский. Особенно остро ситуация сложилась в период кризиса, когда приостановилось финансирование ряда строящихся объектов. «А ведь на фермах бывших колхозов и совхозов, а ныне акционерных обществ, кооперативов и других организационных форм остались свиньи российских пород, которые много лет не обновлялись и отличаются низким уровнем продуктивности, а значит, требуют больших затрат на корма и обладают мясом низкого качества», — замечает Подгурский. Также, по его словам, во многих старых комплексах нередко осуществляется бессистемный завоз племенного молодняка из разных генетических компаний, что тоже не может быть хорошим вариантом.

По словам специалиста, большинство современных российских комплексов с животными иностранной селекции имеют показатели, отвечающие мировому уровню. А вот предприятия со свиньями, выведенными российскими генетиками, достичь таких показателей не могут, сожалеет специалист: животные отечественной селекции имеют среднесуточный прирост на 150 г ниже, конверсию корма на 1 кг больше и убойный выход мяса на 7-10% меньше, чем «иностранцы».

На сегодняшний день и в России, и за рубежом лучшим показателем является достижение веса в 100 кг за 154-156 дней, говорит Васильева. «В 1970-е годы отличным результатом считался привес в 100 кг за 220 дней. Но таких рекордов достигали только на лучших комплексах! При внедрении же современных систем содержания и кормления и использовании более высокого генетического потенциала мы сокращаем эти сроки на несколько месяцев», — довольна эксперт.

Как отмечают в Знаменском селекционно-гибридном центре, в генетической работе особое значение отводится присущему товарным гибридам эффекту гетерозиса: увеличению мощности и жизнеспособности гибридов первого поколения по сравнению с родительскими формами. В свиноводстве эта гибридная сила дает возможность улучшить беконные и мясные качества животных, их плодовитость, скороспелость, конверсию корма и т. д. «Под эффектом гетерозиса следует понимать, что средняя продуктивность потомства, полученного в результате преднамеренного скрещивания, всегда будет выше средней продуктивности у исходных родительских форм, — объясняет Андрющенко. — Например, среднее многоплодие крупной белой породы — 11,9 поросенка, ландраса — 12 поросят, а свинки F1, полученной от скрещивания этих пород, — 12,4 поросенка на опорос».

По его словам, для того чтобы эффект гетерозиса проявлялся устойчиво, селекция пород, участвующих в создании товарного гибрида, должна вестись по ограниченному количеству хозяйственно полезных признаков. Именно поэтому появилось деление пород на материнские и отцовские. В материнских породах селекция направлена на улучшение воспроизводительных качеств: многоплодие, количество отнятых поросят от свиноматки в год, интервал от отъема до осеменения, срок хозяйственного использования. В отцовских — на откормочные и мясные качества: энергия роста, конверсия корма на единицу прироста, качество мяса, выход постного мяса в туше, толщина шпика. Наибольший эффект гетерозиса проявляется на признаках с низким коэффициентом наследуемости, к которым относятся в том числе воспроизводительные качества, говорит Андрющенко.

Переход на «высокопродуктивную генетику» дает существенный рост доходности и экономической эффективности предприятия, не сомневается эксперт. «Он может варьироваться в достаточно широких пределах и зависеть от первоначальной продуктивности стада до выхода на полную производственную мощность при работе уже на новой высокопродуктивной генетике и составлять от 200 до 400 млн руб. с одного свинокомплекса на 4,8-5 тыс. свиноматок», — приводит пример Андрющенко.

При этом он напоминает, что современные принципы ведения генетической работы подразумевают не только постоянное улучшение производственных качеств животных, но и повышение ежегодной прибыли от генетического прогресса в расчете на одну свиноматку или одну голову откормочного молодняка. «По нашим оценкам, генетический прогресс ежегодно приносит 1,25 тыс. руб. на одну свиноматку, то есть следующее поколение свиноматок генерирует больше прибыли, чем предыдущее», — заключает эксперт.

Породное разделение

Руководитель блока «Сельское хозяйство» группы компаний «» (Республики Мордовия, выращивание зерна, производство комбикормов и мясного сырья, мясопереработка) Александр Вдовин уверен, что высокую продуктивность можно получить только от животных, приспособленных к определенной климатической зоне и кормовым условиям. Поэтому в нашей стране разводят 32 отечественные и за¬рубежные породы и породные группы свиней, что связано с разнообразием климатических, коромовых и других условий.

Все породы по направлению продуктивности делят на три группы, рассказывает специалист. К наиболее многочисленной относят свиней мясо-сального (универсального) направления. Это крупная белая (Великобритания), украинская степная белая (Украина), сибирская северная (Россия), брейтовская (Россия), литовская белая (Латвия), латвийская белая (Латвия), миргородская (Россия), украинская степная рябая (Украина), кемеровская, муромская (Россия) и другие породы. Ко второй группе мясного и беконного направления относятся эстонская беконная (Эстония), ландрас (Дания), дюрок (США), гемпшир (США), уржумская (Россия) и т. д. А животные третьей группы, в которую входят миргородская (Россия), украинская (Украина), крупная черная (Англия), по мясным и откормочным качествам приближаются к первой группе, но плодовитость их несколько ниже, заключает Вдовин.

В свиноводческом хозяйстве «9-я Пятилетка» (Воронежская область) агропромышленной корпорации «Стойленская Нива» (хлебопечение, зернопереработка) поясняют, что самыми распространенными породами в России являются крупная белая (длинноухая и короткоухая), ландрас и дюрок. Их популярность объясняется их использованием в классической схеме получения трехпородных гибридов.

По словам исполнительного директора «9-й Пятилетки» Анатолия Столбоушкина, основными критериями отбора животных при создании этих пород являлись неприхотливость к условиям содержания, хорошие материнские качества, многоплодие, хорошая молочность и высокие откормочные (мясные) качества. Исходя из потребностей населения России, мясным качествам туши внимания уделялось значительно меньше. «С целью создания трехпородного гибрида в 2008 году наше хозяйство, имея крупную белую вытянутую породу, приобретенную в ПЗ «Большое Алексеевское» Московской области, закупило хряков породы ландрас и дюрок французской селекции. Это позволило к концу 2010 года иметь в составе маточного стада 70% двухпородных свиноматок (крупная белая/ ландрас), а на откорме — 48% трехпородных гибридов», — делится опытом Столбоушкин.

Вдовин считает, что для воспроизводства желательно выбирать свиней универсального направления. «Если цель откорма — получение мясной, постной свинины, то лучше использовать животных мясных или беконных пород или помесей. Для получения копченостей на откорм лучше ставить беконных животных, так как пигментированная кожа ухудшает товарный вид про¬дукции», — объясняет он.

В «Талине» при разведении свиней используются породы ландрас, йоркшир, дюрок и крупная белая. «Среднесуточные привесы каждой из вышеперечисленных пород в 2009 году у нас выросли с 643 до 716 г. И теперь по этому показателю мы уверенно нагоняем Данию, где масса поросят вырастает за день более чем на 800 г», — доволен Вдовин. По его словам, качество мяса у таких поросят очень высокое. Главным образом их используют для скрещивания с йоркширами, а хряки породы дюрок необходимы для промышленного скрещивания в качестве заключительной породы при гибридизации, поясняет специалист.

По словам Подгурского, для небольшой фермы (например, для комплекса, рассчитанного до 1 тыс. голов) ремонт стада лучше проводить с того же репродуктора, с которого ферма заполнялась. Для организации ремонта собственного стада целесообразно покупать 10% прародителей. А если холдинг имеет в своем составе 4-5 комплексов по 4,8 тыс. маток, то необходимо иметь нуклеус с прапрародителями (чистыми линиями). При этом специалист добавляет, что климатические условия не играют роли при выборе селекционной компании, так как параметры микроклимата в помещениях для выращивания животных одинаковы практически для любых зон.

В то же время при выборе генетической компании необходимо учитывать ветеринарную ситуацию на репродукторах, возможности дальнейшего сопровождения проекта, возможности поставки ремонтного молодняка с минимальными издержками, стоимость поставляемых животных. Неплохо также изучить опыт работы комплексов с различной генетикой, хотя сегодня доступность таких материалов крайне невелика, сетует Подгурский.

Но в любом случае важно помнить, что свиньи западных пород по сравнению с животными отечественной селекции имеют меньший слой шпика, а значит, они требовательнее к соблюдению температурного режима и им необходимо большее содержание протеина, витаминов и минералов в кормах, добавляет Подгурский.

Контрольная закупка «Когда-то качественным считалось мясо с толстым слоем шпика. Однако с распространением идей здорового питания люди начали понимать, что самое ценное в свинине — это само мясо, а не сало», — добавляет Вдовин.

В Европе уже довольно давно востребованы свиньи мясных пород с тонким слоем шпика. В нашей же стране свинопоголовье было зажиренным. Однако на протяжении последних 20 лет такое положение постепенно исправляется, и происходит это в основном благодаря крупным мясопроизводителям, говорит специалист.

Сегодня в агрохолдинге «», где разводят те же породы и их гибриды, что и на Западе (ландрас, йоркшир и дюрок), толщина шпика у животных не превышает 1,5 см.

Впрочем, в измерении толщины шпика в России и за рубежом есть свои тонкости. «В нашей стране ее измеряют между 6 и 7 грудными позвонками, а по канадской системе, практикуемой в США и Европе, — между 10 и 11, — рассказывает Столбоушкин. — Неудивительно, что разница в показателях может составлять до одного сантиметра!» Поэтому, когда разговор о толщине шпика ведется с европейскими партнерами, необходимо уточнить, какой системой они пользовались, советует он.

Что касается вопроса вырождения поголовья, то, по мнению специалиста по развитию Знаменского селекционно-гибридного центра Александра Мартынова, он может быть актуален только для предприятий, ведущих генетическую работу. Если же хозяйство перешло на специализацию производства, приобретая родительское поголовье у генетической компании, основной задачей для него является своевременное обновление маточного поголовья гибридной родительской свинки в размере 40-50% в год. При этом вопрос о вырождении поголовья не встает — его просто не может быть: гибриды не могут производить себе подобных.

В проведения генетической работы есть свои правила и законы, тщательное исполнение которых является залогом успешной деятельности, в том числе обеспечивает гарантию ухода от инбредной депрессии, продолжает Мартынов. По этим же причинам ведение генетической работы в товарных хозяйствах на ограниченном поголовье чистопородных племенных животных не может приносить каких-либо положительных результатов длительное время, уверен он. «Закупая гибридных свинок, надо четко понимать, куда пойдут эти животные — на существующие комплексы с уже работающим поголовьем или на комплектацию новых комплексов. Например, на западных фермах нормой считается окупаемость затрат (при замене низкопродуктивного поголовья на высокопродуктивное) в течение 2,5 лет. Для более точных прогнозов необходимо понимать, насколько заменяемое поголовье низкопродуктивно, и знать особенности производственных помещений», — объясняет Мартынов.

Исходя из этих особенностей окупаемость затрат может составлять от 18 до 36 месяцев, говорит эксперт. «Если мы имеем в виду заполнение новых ферм и производство на этих фермах, то затраты начнут окупаться уже со второго года, когда первая продукция пойдет на реализацию. На современных свинофермах, заполненных высококлассной генетикой, совокупная окупаемость первоначальных инвестиций ориентировочно составит 5,5-6 лет», — заключает он.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»