Индюшачий прорыв

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Несмотря на многочисленные заявления агрокомпаний о запуске индейководческих проектов, за последние годы не было замечено существенного увеличения числа хозяйств, занимающихся этим направлением. Однако те агрохолдинги, которые уже вложили средства в развитие индейководства, с каждым годом наращивают объемы своих производств: строят инкубатории, комбикормовые заводы, внедряют новейшие технологии содержания. В дальнейшем эксперты прогнозируют динамичный рост этой отрасли, который, впрочем, возможен при определенных условиях.

Первое крупное российское промышленное индейководческое предприятие «Бибигон» (сейчас «») было создано в Тульской области в 2001 году и продолжает работать до сих пор, рассказывает Юрий Марков, генеральный директор Национальной ассоциации в области индейководческого хозяйства в России (Москва). Технологии и породы птиц, которые применили на этом предприятии, из-за отсутствия отечественных наработок были заимствованы у немецких коллег, говорит эксперт. По его словам, процесс развития производства проходил нелегко: тормозили нехватка опыта выращивания и переработки индейки, а также проблемы со сбытом продукции и дефицит квалифицированных кадров.

С 2005 года начинается постепенное увеличение индейководческого производства в России: появляются другие масштабные индейководческие предприятия — «» (Ростовская область), «Задонская птицефабрика» (Липецкая область), «Сибирская губерния» (Красноярский край) — с объемами в 10-20 тыс. т/год и менее мощные проекты, такие как «Герцевская птицефабрика» (Белгородская область) и «Башкирский птицеводческий комплекс им. М. Гафури» (Башкортостан), объем производства которых составляет около 3-4 тыс. т/год. Кроме того, индейку начинают выращивать и фермерские птицеводческие хозяйства.

В 2011 году объем производства всех российских индейководческих предприятий составил около 70-80 тыс. т. При этом емкость рынка сегодня составляет 250-300 тыс. т, замечает Марков. По его прогнозам, суммарное производство отечественной индейки к 2020 году вырастет лишь до 120-150 тыс. т. Впрочем, уже это можно считать неплохой перспективой, полагает эксперт.

Анализ рынка

При проектировании нового индейководческого комплекса в регионе, где еще не развита культура употребления в пищу индейки, необходимо разумно подходить к определению стартовых масштабов производства. Для того чтобы плавно расширять сбыт готовой продукции, лучше закладывать предприятие до 10 тыс. т на старте с перспективой роста, причем именно в тех регионах, где есть города-миллионеры, советует Марков. В таких городах лучше развита покупательская способность населения, что поддерживает начинающее предприятие.

Несмотря на то, что в последние годы в России многие инвесторы объявили о намерениях запуска крупных предприятий (мощностью от 20 тыс. т/год), практически пока еще ничего не сделано. Наиболее масштабный проект (25-30 тыс. т мяса в год с перспективой увеличения мощности до 50 тыс. т) совместно с испанской компанией Grupo Fuertes планирует ориентировочно к 2014-2015 году запустить в Тамбовской области группа «». Стартует производство в 2014 году, а на полную мощность выйдет к 2015 году. Общая сумма запланированных инвестиций составит 4,5 млрд руб., включая НДС (более 100 млн евро), говорит Александр Костиков, руководитель управления по коммуникациям и связям с инвесторами. Проект будет финансироваться в равных долях группой «» и Grupo Fuertes из собственных средств, а также при помощи привлеченных банковских кредитов. Администрация Тамбовской области возьмет на себя обеспечение необходимой инфраструктуры для нового предприятия. А из существующих сегодня индейководческих проектов можно упомянуть, например, компанию «», которая за счет дополнительного расширения производства на уже действующих площадках планирует произвести к концу 2012 года 35 тыс. т мяса.

Впрочем, на этом компания останавливаться не собирается. «Мы готовимся к реализации масштабного проекта по строительству вертикально интегрированного агрокластера с объемом производства 60 тыс. т мяса индейки в живом весе в год, основанного на технологии полного цикла выращивания и переработки», — делится планами генеральный директор компании «» Вадим Ванеев.

И все же, серьезного практического развития индейководства в стране не происходит. В основном движение идет за счет уже действующих предприятий, которые за последние несколько лет увеличили объемы производства в среднем на 30% и планируют наращивать их и впредь. Но в целом резкого увеличения количества предприятий в этой отрасли птицеводства пока не наблюдается, констатирует Марков.

Впрочем, в США и Европе рост производственных мощностей тоже происходит за счет развития уже действующих птицеводческих площадок, продолжает эксперт. Из-за этого, по его данным, рынок США в следующем году прирастет всего лишь на 30 тыс. т. «А учитывая их объем потребления птицы — 2,5 млн т, — можно сделать вывод о временной стагнации американского рынка», — рассуждает Марков. Примерно такие же тенденции к стагнации прослеживаются и в ЕС.

Чья генетика?

Практически все отечественные предприятия по разведению и откорму индейки используют генетические достижения западных коллег. Обычно суточных индюшат доставляют из-за границы самолетом или машиной, рассказывает Марков. Предприятия, имеющие свой инкубаторий (например, «Сибирская губерния» или «Егорьевская птицефабрика»), привозят яйцо. А «» и «родителей» закупает на западе. В ближайшее время кардинально изменить ситуацию в данном секторе не получится, сожалеет эксперт.

Отечественная селекция в области индейководства еще долгое время не сможет быть конкурентоспособной, считает Марков. Ведь на сегодняшний день единственным в России селекционно-генетическим центром по разведению и сохранению генофонда индеек, а также выведению новых пород и кроссов является племенной птицеводческий завод «Северо-Кавказская зональная опытная станция по птицеводству» Россельхозакадемии (Ставропольский край), констатирует эксперт. Этого явно недостаточно.

По словам директора Северо-Кавказской зональной опытной станции по птицеводству Виктора Канивца, его предприятие занимается производством индейки отечественных кроссов, вес которых достигает 10-12 кг. По сравнению с импортной птицей, которая за пять месяцев набирает массу до 20 кг, это маленький вес, говорит Марков. Исходя из этого, выгоднее заниматься разведением импортных пород, считает эксперт.

Канивец не отрицает получения хорошей экономической эффективности при выращивании импортных гибридов, однако предупреждает о возможных рисках, связанных с ветпрофилактикой такой птицы. По его словам, у индеек зарубежной селекции диагностируется до 13 заболеваний, для профилактики которых требуются дорогостоящие препараты импортного производства, а также промышленные условия содержания и микроклимат. Отечественная же птица выгодно отличается от импортной тем, что требует профилактики всего лишь пяти заболеваний и неприхотлива в содержании (например, ее можно разводить на подворьях и на выгулах). Однако такие факты мало интересует крупных производителей, и они продолжают игнорировать возможность производства индейки отечественной селекции, сетует специалист. Ежегодно Северо-Кавказской зональной опытной станцией по птицеводству продается около 3 млн инкубационных яиц в такие регионы как Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Курганская и Ленинградская области, Северный Кавказ и др.

Напольное или клеточное?

Страны, считающиеся лидерами в индейководстве (США, Израиль, Германия), клеточное оборудование для выращивания индейки не используют. Дело в том, что для тяжелых пород выращивание в клетке не подходит: индейка вольная птица и, находясь в тесных условиях, плохо развивается. На полу финишный вес взрослого индюка тяжелой породы превышает 20 кг, а рост птицы составляет более 80 см, рассказывает Марков. По его словам, средний «напольник» на финише — это 6-6,5 тыс. самцов (около 200 т живого веса). «Трудно представить клеточную батарею, которая выдерживает 200 т. Понятно, что в клетке птица не сможет двигаться и будет больше лежать, «залеживая» грудные филейные части (наиболее дорогие в продаже)», — рассуждает эксперт. Наверное, есть аргументы и в пользу клеточного содержания индеек, не отрицает Марков, но мировой опыт наглядно показывает, что недостатков у этого способа все же больше, чем достоинств.

Однако мнения экспертов насчет технологии клеточного содержания разделились. Канивец видит в этом методе больше плюсов, чем минусов. Поэтому «Северо-Кавказская зональная опытная станция» разработала технологию клеточного содержания для птиц среднего кросса. Удобство этого кросса заключается в том, что такую тушку можно отправлять как на переработку, так и на реализацию целиком, ведь весит она всего 8 кг. «В одном птичнике в клетках может содержаться 16-21 тыс. голов индейки, при этом выход мяса с одного кв. м составляет 170-200 кг и выше, тогда как при напольном содержании у лучших зарубежных фирм он не превышает 110-150 кг», — сравнивает директор.

Помимо этого, у технологии клеточного содержания есть и другие достоинства. Так, по сравнению с напольным способом откорма у клеточного метода сохранность птицы на 3-8% выше, а эффективность использования помещений возрастает в 6-7 раз, продолжает Канивец. Но самое главное достоинство состоит в том, что оборудование для этой технологии теперь производится только в России, а значит, тем самым можно снизить зависимость отрасли от импорта, доволен специалист.

Опираясь на результаты, полученные в собственных корпусах, специалисты «Северо-Кавказской зональной опытной станции» заявляют, что рентабельность производства, где установлено клеточное оборудование, составляет 30-50% (а напольного — 17-19%). При этом один «клеточный» корпус, который могут обслуживать всего три человека (напольный — 14 человек), способен заменить шесть напольных птичников и в год давать не менее 300 т мяса (напольный — около 45 т мяса), сравнивает Канивец. «Строительство одного «клеточника» обойдется инвестору примерно в 30 млн руб. Чтобы получить аналогичную по объему производства мяса мощность в напольной технологии, придется возвести шесть птичников, затратив по 12-15 млн руб. на каждый. Таким образом, получается экономия и на земельных площадях, и на инфраструктуре», — резюмирует руководитель зональной опытной станции.

Не все коту масленица

И все же, основные трудности связаны не с организацией индейководческих предприятий, а с поиском сотрудников, говорят участники рынка. В России не хватает квалифицированных специалистов по индейководству. А ведь организация индейководческого производства отличается от того же бройлерного на 80%, замечает Ванеев. За короткий срок его предприятию удалось сформировать команду профессионалов, которые могут с нуля создавать и запускать такие проекты. Обучение новых сотрудников всегда происходит силами компании, так как учебные заведения не занимаются обучением по этой специальности.

Не менее важный вопрос — обеспечение регулярной и бесперебойной поставки инкубационного яйца, от которого зависит развитие любого нового индейководческого проекта. В мире всего несколько производителей инкубационного яйца индейки, занимающихся поставкой яйца, сетует Ванеев. Поэтому индейководческим предприятиям приходится либо находиться в полной зависимости от зарубежных поставщиков, либо строить собственные аналогичные комплексы. «» пошел как раз по такому пути, создав собственное родительское стадо индейки. Предприятие также осуществляет поставки и другим производителям индейки.

Трудности могут возникнуть и с содержанием птицы, ведь индейка — одна из самых подверженных воздействиям внешней среды и стрессу птица, поэтому экономия на санитарных барьерах или кормовой базе может привести к отрицательным результатам, предупреждает Ванеев. «В наш комплекс входит собственный комбикормовый завод, который обеспечивает необходимыми кормами производство. При этом все наши объекты равноудалены друг от друга минимум на 3-5 км», — говорит специалист.

Правильное кормление действительно важно, ведь успех индейководческого предприятия напрямую зависит от качества кормов, объясняет Марков. Индейка очень чувствительна к составу кормов, поэтому рационы для этой птицы требуют тщательно продуманного состава, соответствующего ее возрасту. Некачественные и несбалансированные комбикорма приводят к болезням и торможению развития индейки, что негативно сказывается на прибыли предприятия.

Опыт аграриев

В компании «» отдают предпочтение выращиванию индейки кросса BIG-6. В мире эту породу выводят всего две компании, находящиеся в Канаде и Великобритании. «» тесно сотрудничает с Aviagen Turkey (Великобритания). «Летом 2012 года наш комплекс по производству инкубационного яйца «Урсдон» (Усть-Донецкий районе Ростовской области) получил статус официального дистрибьютора этой компании, и теперь у нас право единственного в России поставщика инкубационного яйца тяжелого кросса индейки BIG», — рассказывает Ванеев.

В «Евродоне» применяют технологию напольного содержания птиц, так как считают ее оптимальной для промышленного производства мяса. «Благодаря налаженному технологическому процессу и адаптированным западным технологиям условия содержания наших птиц близки к идеальным», — утверждает специалист.

В агрохолдинге «» (Липецкая область; животноводство, растениеводство) разведением индейки занимаются с 2007 года. К октябрю 2012 года объемы производства составили 4 тыс. т (в 2011-м — 3,5 тыс. т). В течение ближайших 2-3 лет в компании планируется расширение производства до 10 тыс. т, делится планами председатель совета директоров агрохолдинга Николай Бобин. По его словам, предприятие начало заниматься индейководством, потому что это динамично развивающееся направление: рентабельность производства в 2011 году составила 12-16%, а в этом году ожидается 16-20%. В качестве основного рынка сбыта Бобин называет центральный регион.

На предприятии занимаются выращиванием породы канадской селекции. Поскольку в «Зеросе» имеется свой инкубаторий, компания осуществляет закупку суточных птенцов. Как и на большинстве индейководческих предприятий, здесь отдается предпочтение напольной технологии, которая выполняется в соответствии с компьютерной программой, определяющей температуру и другие условия содержания.

В ГК «» (бывший «Бибигон», Тульская область) занимаются индейкой с 2001 года. За последний год объемы производства составили 20 тыс. т. Работают здесь с породой канадской селекции, яйца инкубируют в Польше, а потом везут суточного птенца в Россию. По словам владельца компании Аркадия Левина, сейчас ведутся работы по постройке инкубатора, чтобы все работы проводить в Тульской области.

По словам Левина, с рынком сбыта проблем у «Краснобора» нет. Компания поставляет продукцию в розничные сети центральной России, причем, ежегодно происходит расширение каналов сбыта посредством строительства новых площадок. Так, за последние годы были введены дополнительные площади, а также возведен еще один убойный завод, рассказывает генеральный директор.

Помимо крупных агрохолдингов существуют также небольшие индейководческие компании. Например, хозяйство «Русь» (Ленинградская область; разведение индейки, 1,5 тыс. голов) существует с 2001 года и производит 20 т мяса в год. На данный момент проект не является прибыльным (работает только на окупаемость), сетует директор Владимир Шушков. Причины этого довольно просты: старый, нетехнологичный птичник, маленькое поголовье, «ручные» технологии. Изменить положение дел пока не представляется возможным по причине недостатка средств.

Будущее рынка — за крупными индейководческими компаниями, не сомневается Шушков.

Кроссы индейки

Промышленные породы индейки делятся на три типа: тяжелый кросс, средней тяжести и легкий, перечисляет Юрий Марков, генеральный директор Национальной ассоциации в области индейководческого хозяйства в России (Москва). В силу своих генетических особенностей они различаются по скорости набора массы: тяжелый кросс (например, BIG-6) за 19-20 недель роста набирает вес около 20 кг. Соотношение потраченного корма на полученные килограммы привеса составляет в среднем 2,7:1 при нормативной сохранности 93%. К тому же филейные и грудные части занимают от общей массы тушки примерно 20% что, безусловно, выгодно.
Сегодня в России тяжелый кросс индейки наиболее популярен, особенно на предприятиях, где осуществляется глубокая переработка, продолжает Марков. Это связано с тем, что индеек можно перерабатывать практически без отходов, включая лапы, головы и шеи, объясняет эксперт. Однако, несмотря на очевидные преимущества, выращиванием пород тяжелого кросса занимаются, как правило, крупные производители, поскольку у фермеров, которые не имеют перерабатывающих мощностей, возникают проблемы с реализацией столь больших тушек птицы (15 кг).
А вот породы легких кроссов как раз подходят для разведения в фермерских хозяйствах. За 10 недель птица набирает вес 4,5-5 кг (в тушке чуть, чем курица) поэтому может поступать в продажу не по частям, а целиком. Следовательно, для успешного производства таких кроссов большие мощности по глубокой переработке не понадобятся. Нужны будут только линия убоя и упаковки.
Породы легкого кросса популярны в Испании. Для отечественных фермеров они тоже являются подходящими, заключает эксперт.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»