Железные дояры

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Около пяти лет назад в России стали появляться фермы, оборудованные доильными роботами. Однако широкого распространения они до сих пор так и не получили. Несмотря на преимущества роботов, полностью отказываться от доильных залов готовы далеко не все аграрии: во-первых, робот — дорогое удовольствие, а, во-вторых, не всякую корову можно доить таким способом. Эксперты уверены, что пока сроки окупаемости молочного животноводства не сократятся, а кредиты не подешевеют, ожидать массового внедрения доильных роботов на отечественных фермах не стоит.

Можно считать, что «эра роботов» в российском молочном животноводстве началась с 2007-го года. Именно тогда компания реализовала первый проект «Робот-дояр» и установила системы добровольного доения VMS на «Племзаводе Родина» Вологодской области, вспоминает Татьяна Рыбалова, руководитель аналитического центра .

С тех пор прошло уже шесть лет, однако по сравнению с доильными залами, доля роботов, приобретаемых российскими хозяйствами, по-прежнему очень мала, сожалеет председатель Правления Андрей Даниленко. Это связано, в основном, с высокой стоимостью оборудования. В современных условиях, когда кредиты дорогие, процентные ставки высокие, а срок окупаемости молочного животноводства и без того чрезмерно длинный, владельцы хозяйств с покупкой доильных роботов не спешат, объясняет эксперт.

Однако опыт аграриев по всему миру показывает, что доильные роботы — идеальное решение для небольших сельхозпредприятий и семейных фермерских хозяйств. Так, по данным Минсельхоза Израиля, каждый доильный робот высвобождает на предприятии 2,5 работника, приводит данные Рыбалова. В перспективе минсельхоз Израиля планирует заменить роботами всех гастарбайтеров, которые ныне трудятся на молочных фермах. А ведь в отличие от крупных молочных комплексов, где за счет большого поголовья и более эффективного распределения человеческого ресурса затраты на одну голову снижаются, маленькие хозяйства заинтересованы в уменьшении числа рабочих, уверен Даниленко.

Лидирующую позицию на рынке доильных роботов по-прежнему занимает компания , однако в последнее время ей на пятки наступает GEA Farm Technologies, рассказывает Даниленко. Также стала набирать обороты компания , но в России их роботов пока не очень много, добавляет эксперт. Поэтому чувствует себя сейчас довольно уверенно. «Выводя на российский рынок доильных роботов, мы были крайне осторожны в прогнозах, — вспоминает Дмитрий Вигандт, менеджер по внедрению систем добровольного доения и охлаждения компании . — Но после успешного запуска первой роботизированной фермы в Вологодской области продажи роботов стали расти как снежный ком». По данным компании, за 2007-2008 годы было продано 13 роботов, а в 2012 году уже 76.

Кому это нужно

Интерес к доильным роботам проявляют совершенно разные хозяйства: и те, кто проводит реконструкцию молочных ферм, работающих еще с советских времен и те, кто строит новые молочные комплексы, рассказывает Алексей Фролов, специалист по роботизированным доильным системам компании GEA Farm Technologies Rus. Вызван этот интерес в первую очередь возможностью сокращения персонала: автоматические системы доения позволяют минимизировать затраты ручного труда на процесс доения, а проблему дефицита кадров на селе никто не отменял. Действительно, в ситуации, когда квалифицированную рабочую силу на местах найти достаточно тяжело, аграрии рано или поздно задумаются о приобретении робота, убеждена Оксана Лундерсков, региональный директор компании SAC в Восточной Европе, России и СНГ. В случае покупки этого оборудования расходы на персонал просто примут иную форму: перенесутся на оплату оборудования и сервиса. Кстати, размер поголовья хозяйства, решившего перейти на роботизированное доение, не имеет особого значения, добавляет Лундерсков. Аграрий просто делит свое поголовье на группы, и каждую «прикрепляет» к одному или нескольким роботам. Безусловный плюс доильных роботов в том, что при их наличии в хозяйстве практически полностью исчезают риски, связанные с человеческим фактором, уверен Даниленко. И действительно, на всех этапах производства от первичной обработки вымени до и после дойки, а также отслеживание здоровья коров и качества поступающего молока осуществляется компьютером, говорит Лундерсков. Более того, благодаря тому, что робот всегда проводит очистку сосков перед доением и после него, производит все процедуры ухода за выменем, осуществляет промежуточную промывку доильных стаканов после каждого животного, удается избежать перекрестного заражения вымени и предотвратить перенос инфекции от одного животного к другому, добавляет Фролов. Многие аграрии также отмечают значительное улучшение качества молока. Особенно это важно для предприятий, нацеленных на производство органических продуктов. Например, в агрохолдинге «» (Ярославская обл.; молочное животноводство) в 2011-м году тремя роботами компании было оснащено одно из пятнадцати хозяйств. Агрохолдинг полностью переоборудовал ферму на 200 голов. На переоснащение решились по достаточно простой причине, рассказывает коммерческий директор Сергей Ключников: качество молока заметно повышается, если оно сразу после дойки поступает в танк-охладитель (а потом и в цех упаковки) без контакта с воздухом. А такое возможно только с внедрением доильных роботов и новейшей техники, поясняет аграрий. Естественно, и стоимость такого молока будет выше: до приобретения оборудования хозяйство продавало молоко по 16 руб. за литр, а сейчас — по 45.

На племзаводе «Красноармейский» (Ленинградская обл.; 902 гол. дойного стада) тоже отмечают улучшение качества молока. «С помощью робота осуществляется постоянный контроль здоровья животных, и, что важно, на ранних стадиях выявляются маститы», — подчеркивает заместитель генерального директора по животноводству Галина Помельцева. Начиная с января 2012 года в хозяйстве постепенно вводились в работу четыре робота GEA Farm Technologies (последний был запущен в феврале 2013-го), в связи с чем пришлось отказаться от одного доильного зала. Еще одну «елочку» закроют в ближайшее время. Однако полностью переходить на роботы не планируется, т.к. не все коровы подходят для дойки роботами. «Если у коровы задние соски вымени очень сближены, к роботу ее не подключить, — объясняет Помельцева. — Да и животные с больными суставами к роботам могут просто не подходить, а на «елочке» их в любом случае пригонят на дойку. А ведь нестандартные коровы обычно не менее высокоудойные и могут также приносить по 40-50 литров». Несмотря на то, что хозяйство сейчас реализует молоко по такой же цене, что и раньше, выгода от внедрения роботов ощутимая: надои на голову увеличились с 8380 л на голову в 2011 году до 9022 л в 2012-м, довольна специалист.

«Встречаем» по сервису

С каждым годом сервисных специалистов становится все больше, а это является показателем возрастающего интереса к доильным роботам, убежден Даниленко.

Разветвленная сервисная сеть, безусловно, внушает большое доверие. Поэтому все производители доильных роботов уделяют развитию этого направления особое внимание. Например, по правилам компании , сервисные центры должны располагаться максимум в двух-трех часах езды от хозяйства, в котором установлен робот. Также, по словам генерального директора «Лейли Рус» Йеруна Кейзера, строго контролируется наличие всех необходимых запасных частей на местах.

По правилам компании GEA Farm Technologies, когда в регионе впервые устанавливается доильный робот, для контроля соблюдения всех условий, требований и технологий приглашаются специалисты из Германии. В дальнейшем обслуживание производится авторизованным центром продаж и сервисного обслуживания, инженеры которого прошли обучение в Германии, рассказывает Фролов.

А вот компания SAC делает упор на обучение работников ферм, установивших роботы. Лундерсков считает, что именно независимость аграриев и наличие в хозяйстве собственного профессионального инженера будет способствовать успешному ведению бизнеса. Впрочем, это не означает, что фермеров бросают на произвол судьбы: они всегда смогут обратиться в сервисный центр, который должен быть расположен не дальше 200 км от хозяйства, говорит Лундерсков.

Что же касается обучения, то оно проходит непосредственно в Голландии и Дании. Подготовка инженеров включает три курса с последующим повышением квалификации. А с этого года для улучшения поддержки дилерских центров и хозяйств компания открыла свой филиал «С.А.Кристенсен и Ко» в России, рассказывает специалист.

Компания также с самого начала придерживалась стратегии кластеров, когда дорога сервисного инженера до фермы занимает не больше 2,5 часов. Впрочем, за время работы в России у сотрудников сервиса уже накопился опыт, так что порой ехать в хозяйство не приходится — можно по телефону или через интернет объяснить аграриям, как устранить неполадку, рассказывает Вигандт. Так что теперь сервисное обслуживание занимает все меньше времени.

Примеров аграриев, остановивших свой выбор на том или ином производителе роботов по результатам оценки качества сервисных центров, достаточно. Так, первый клиент компании «Племзавод Родина» имеет уже три фермы с роботами, а четвертая готовится к запуску. Всего в хозяйстве восемь роботов, еще два будут устанавливать этим летом — контракт на поставку уже заключен. «Мы сразу же остановили свой выбор на , побывав на голландских фермах и оценив работу роботов, — вспоминает генеральный директор племзавода Геннадий Шиловский. — А сейчас, когда у компании налажено хорошее сервисное обслуживание, присматриваться к роботам других фирм тем более не видим смысла». Сервисный центр находится в часе езды хозяйства, специалисты приезжают в течение двух часов, доволен аграрий.

Достойно представлен сервис и в Ярославской области. «Мы давно сотрудничаем с этой компанией, поэтому выбрали именно их роботы, — рассказывает Ключников. — К тому же нам обеспечивают оперативное сервисное обслуживание: уже через два часа после звонка специалист находится в хозяйстве».

Впрочем, внедрение роботов далеко не всегда проходит без проблем. Помельцева из племзавода «Красноармейский» вспоминает, что у них поначалу возникли сложности — у одного из роботов обнаружился крайне нестандартный заводской брак, который привел в недоумение даже сервисных специалистов из Германии.

Но сейчас с обслуживанием вообще не возникает проблем, довольна специалист. По ее словам, сотрудники сервисной службы оперативно реагируют на любой сигнал, да и инженеры хозяйства уже научились самостоятельно устранять некоторые неполадки в роботах: изучили их настолько хорошо, что даже могут давать подсказки специалистам сервиса. «У нас богатая практика: научились ремонтировать методом проб и ошибок» - говорит Помельцева. Однако на электронике метод «тыка» опасно применять, предупреждает она, лучше в случае выхода из строя оборудования обратиться к инженерам сервиса.

Дорогое удовольствие

Конечно, установка доильного робота требует больших инвестиций по сравнению с обычным доильным залом.

Так, согласно прайс-листу компании , одна станция VMS стоит 4,12 млн руб. без учета НДС. Впрочем, производитель обещает, что цена одного модуля при покупке двух, трех, и более станций будет снижаться. Однако к этому оборудованию нужно будет еще купить воздушный компрессор, вакуумный насос, программное обеспечение и прочее. В целом стоимость всего комплекта рассчитывается индивидуально для каждого проекта. Если же говорить о затратах на обслуживание, то самый дорогой контракт на сервисное сопровождение (по так называемой системе «Все включено»), подразумевающий плановое ТО, аварийное обслуживание и расходные материалы, обойдется аграрию в 335 тыс. руб. в год.

Стоимость обслуживания у компании SAC, так же как и у , зависит от типа сервисного договора, поэтому привести конкретные цифры сложно. Кстати, по словам производителей, вне зависимости от типа робота и фирмы производителя, рекомендуется проводить проверки оборудования через каждые 15 тыс. доек или раз в три месяца, то есть раз в квартал фермерам придется менять сосковую резину, прокладки, делать классический сервисный осмотр системы.

Как правило, аграрии прекрасно знают, во сколько обойдется установка робота. Когда на рынке так много предложений, важно выбрать именно то, что оптимально для конкретного хозяйства, убеждена Помельцева. По ее словам, на «Красноармейском» остановили выбор на роботах GEA Farm Technologies потому, что компания предлагает мультибоксовую систему, позволяющую добавлять новые модули. Например, что установка «Астронавта» от , что Mlone от GEA требовала расширения помещений (а это дополнительные траты). Однако благодаря тому, что GEA давала возможность установить мультибоксовую систему, расширение помещений на 6-9 метров было оправданным. В итоге, по подсчетам Помельцевой, четыре робота вместе со стойловым оборудованием обошлись хозяйству в 68 млн руб. Средства были взяты в кредит, с апреля 2013 года начнутся выплаты.

Разговор об инвестициях был бы не полон без прогнозов окупаемости. Но об окупаемости роботов говорить сложно, так как все зависит от закупочных цен на молоко, поясняет Шиловский. Сейчас закупочные цены только вышли на себестоимость производства литра молока, поэтому ни о какой рентабельности молочного животноводства нет и речи. И все же, выгода от покупки роботов очевидна, не сомневается аграрий: на приобретенном им старом коровнике на 200 голов после реконструкции и установки роботов из 15 человек, обслуживающих ферму, осталось всего четыре.

По прогнозам Даниленко, будущее все равно за роботами. Не случайно же в Америке монотонный труд дояров осуществляют мигранты из Мексики, а в Европе семейные фермы приобретают роботов: дойка два-три раза в день — это тяжелая работа, которая, как и работа у станка, постепенно уйдет в прошлое. Но пока в России продолжает оставаться дорогой инвестиционная составляющая, а также присутствуют риски недостаточно оперативного сервиса, делать прогнозы о времени наступления массовой роботизации молочных предприятий сложно, убежден эксперт.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»