Против шерсти. Почему в России не развивается шерстяное овцеводство

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Поголовье овец в стране постепенно увеличивается, но вот шерстяной сегмент постепенно сужается, уступая место мясному. Производство шерсти зачастую малорентабельно или даже убыточно. Переработка хоть и приносит небольшую прибыль, однако работать именно с российской шерстью трудно — она либо дешевая, но низкого качества, либо отборная, но дорогая. Пока проработанных решений для отладки цепочки производитель — переработчик — покупатель нет, а актуальная господдержка едва позволяет предприятиям не разоряться

По информации Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства (ВНИИОК) — филиала Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, за последние 20 лет поголовье овец в России увеличилось в 1,5 раза и к 2019 году составило 22,6 млн голов. При этом в структуре овцеводческих хозяйств сокращается удельный вес крупных сельхозпредприятий и увеличивается доля ЛПХ и КФХ. Соответственно, основными производителями шерсти в стране сейчас являются как раз последние, что объективно ведет к снижению уровня селекционно-племенной работы в овцеводстве, отмечает замдиректора по научной работе ВНИИОК, ведущий научный сотрудник отдела овцеводства и козоводства, кандидат сельскохозяйственных наук Светлана Шумаенко. Так, 42% поголовья овец сосредоточено в хозяйствах населения, более 40% — в КФХ, а на сельхозорганизации приходится лишь 18%, сообщает она. 

Структура отрасли

Основная доля шерсти тоже производится в хозяйствах населения (46,7%) и КФХ (38,2%), где содержится от нескольких животных до 2-4 тыс. голов. «Говорить о том, что это качественная шерсть, мы, к сожалению, не можем, — констатирует начальник информационно-аналитического отдела Национального союза овцеводов (НСО) Елена Осычкина. — Нет стабильно больших партий однотипной шерсти, нельзя даже сказать, полутонкая это шерсть или грубая. В небольших хозяйствах не ведется необходимая селекционная работа, никто не заботится о качественных показателях получаемого сырья, поэтому такая шерсть не интересует переработчиков, производителей ткани».

Российские сельхозпроизводители способны производить крупные партии качественной однотипной шерсти, возражает Светлана Шумаенко. Однако их не так много — около сорока. И они все-таки остаются ядром тонкорунного овцеводства и точкой роста отрасли в целом.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»