Шоковая заморозка. Смогут ли российские производители оперативно заместить дефицит запчастей?

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Российский рынок сельхозтехники замер в ожидании политических решений, которые скорректируют его развитие. После того, как иностранные компании без объявления причин заморозили поставки запчастей и оборудования на российский рынок, многие дилеры и предприятия-производители сельхозтехники оказались в подвешенном состоянии. Своими мнениями о том, как будет развиваться ситуация, с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка

Эксперты отрасли указывают, что причина происходящего имеет, скорее, политическую, нежели экономическую подоплёку. «Если происходит удорожание картофелеуборочной техники, нам официально объявляют о причинах повышения цен, а когда заходит речь о неопределённых сроках поставки, то просто отвечают, что, такая ситуация», — недоумевает эксперт Картофельного союза Артём Вартанян. 

Его слова подтверждают и другие участники рынка. «Не-смотря на то, что никаких официальных заявлений от представителей иностранных компаний, поставляющих на российский рынок сельхозтехнику не было, её отгрузка оказалась фактически заморожена, а уже оплаченные контракты перестали исполняться», — констатирует специалист по развитию сельскохозяйственного машиностроения Андрей Горгодзе. 

Об этом же говорит и председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД Александр Алтынов. «Почти все крупные корпорации прекратили поставки в Россию сельхозтехники, включая поставки запасных частей», — подтверждает он, добавляя, что возникшая пауза используется для принятия политических решений. 

lemken_solitair_25_4.jpg

Из старых запасов 

Тем не менее, какое-то время производство техники ещё продолжится за счёт ранее ввезённых в Россию импортных компонентов. «Наверняка какие-то компоненты успели привезти и в ближайшие пару месяцев, так что сборочное производство, пусть в усечённом режиме, с перебоями, но до лета будет продолжаться. А вот что дальше — неочевидная история», — рассуждает Алтынов. 

Схожий прогноз даёт и Артём Вартанян, отмечающий, что иностранной техники, которая была ввезена в нашу страну до 24 февраля, достаточно и её отгружают, правда, уже подорожавшую. А вот сроки ввоза новой техники под вопросом, более того, по многим производителям они вообще неизвестны. «Некоторые бренды определяют поставки июлем, некоторые — августом, некоторые в принципе не определяют никаких сроков до того, как политическая ситуация не прояснится, а кто-то, как, например, , продолжает поставки», — рассказывает Вартанян, добавляя, что для этих компаний российский рынок один из крупнейших. 

Впрочем, прерванные поставки — это только половина проблемы. Для сохранения стабильности на отечественном рынке сельхозтехники крайне важна бесперебойная работа построенных в России заводов. Так, для рынка готовой техники принципиально важно, как будет работать расположенный в Краснодаре завод , отмечает Александр Алтынов. «У них есть локализованные машины, которые практически не требуют западных компонентов, но есть и те, которые требуют, а стало быть, производство этих моделей может пострадать от проблем с поставкой», — говорит эксперт. 

При этом он подчёркивает, что вопрос нехватки техники скажется особенно остро, если, к примеру, урожай будет выше запланированного. «Ведь иначе уборку дополнительных 20 млн тонн зерна производить будет нечем», — предупреждает Алтынов. 

По словам президента ассоциации «» Константина Бабкина, из-за разрыва логистических цепочек и санкционных ограничений многие предприятия сельхозмашиностроения испытывают необходимость в перенастройке. «В ближайшие полгода производство сельхозтехники будет работать, наверное, не столь ритмично, и из-за этого произойдёт снижение производства примерно на четверть. Но с осени пойдут новые модели, независящие от ненадёжных поставок, и в следующем году отрасль машиностроения будет работать в полном объёме», — рассказал он на прошедшем 29 марта заседании совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России «Как сделать сельское хозяйство локомотивом вывода экономики России из кризиса?» 

Но даже если это произойдёт, российский агропром окажется в весьма странной ситуации, когда монополистом лизингового рынка окажется лишь одна компания, замечает Александр Алтынов.

«После того как выросли кредитные ставки, лизинговые программы очень сильно у всех подорожали. Это привело к тому, что лизинговый рынок в России, по сути, прекратил существование. Западные компании, которые были его активными участниками, свою деятельность приостановили, а , у которого стоимость программ по отношению к прошлому году не изменилась, остался фактически единственным игроком», — констатирует эксперт.

Тракторный цех.jpg

Последние запчасти 

Тем не менее, само по себе краткосрочное снижение предложения зарубежных сельхозмашин для отрасли не критично, полагает Александр Алтынов. «Последние два года обновление техники у нас превышало её выбытие. Этому способствовали высокие закупочные цены на сельхозпродукцию, неплохое финансирование аграрного сектора и радужные перспективы. Поэтому аграрии активно брали машины. И благодаря их инвестициям в сельхозтехнику, её дефицит сегодня ощущается уже гораздо меньше», — анализирует он. 

По мнению Александра Алтынова, отсутствие новых поставок техники станет серьёзной проблемой только в средне- и долгосрочной перспективе. А вот нехватка запасных частей вызывает у эксперта куда большее опасение. «Особенно тревожит то, как будет решаться вопрос с поставкой запчастей для высокопроизводительных импортных и отечественных самоходных машин. Это от­дельная большая тема. Есть также сложности с навигационным оборудованием, обеспечивающим точную работу машин в поле. Отсутствие таких решений сделает такое оборудование крайне неэффективным», — предупреждает Алтынов. 

Смогут ли российские производители оперативно заместить дефицит запчастей — действительно один из наиболее остро стоящих сегодня вопросов, соглашается Артём Вартанян. «Техника на рынке есть, но чтобы поддерживать её в рабочем состоянии, нужны запчасти, которые требуются в достаточно большом количестве. Например, номенклатура по одной только картофельной технике — миллионы позиций», — констатирует он. По словам эксперта, запчастей, производимых сейчас в стране, для отрасли явно недостаточно. Заместить же выпавшие объёмы поставками из ЮгоВосточной Азии или Китая оперативно тоже вряд ли получится — логистические цепочки не налажены. А проблемы с запчастями начнут сказываться на производстве уже этим летом, когда подойдёт время уборки. 

«На весенних работах это отразится не сильно, так как готовиться к посевной аграрии начинают ещё заранее. И даже те, кто запоздал, имеют все шансы купить недостающее, так как определённые объёмы запчастей в Россию на склады были ввезены. По-настоящему большие сложности, я думаю, будут при уборке, которая в центральном регионе начинается уже в июле-августе», — прогнозирует Артём Вартанян. 

Как отмечают эксперты, заложниками ситуации могут стать аграрии, выращивающие любую сельхозпродукцию, начиная от производителей зерна и заканчивая овощеводами и производителями ягод. Так, в Ягодном союзе считают, что небольшие запасы комплектующих и оборудования вряд ли спасут отрасль, если не будет принято какое-то оперативное решение. Это особенно важно, учитывая, что последние два года активно внедрялись интенсивные технологии и системы выращивания, благодаря чему отрасль становилась всё более технологичной. «Даже если у некоторых предприятий сейчас существуют запасы запчастей, они вряд ли закроют потребности сезона полностью, а при современных технологиях, таких как системы полива и орошения, которые заменить ручным трудом нельзя, даже временное отсутствие каких-то компонентов критично», — обеспокоена директор Ягодного союза Ирина Козий. 

AVR-CR450M-05.jpg

Заграница нам поможет? 

В России, несмотря на, казалось бы, пристальное внимание властей к АПК, все последние годы целый ряд моделей сельхозтехники продолжал завозиться из-за границы. 

По данным Минпромторга, импорт в Россию сельскохозяйственной техники по итогам 2021 года составил 191,4 млрд руб. В числе иностранных поставщиков машин для сельского хозяйства в 2021 году фигурировали Германия, США, Китай, Нидерланды и Италия. При этом основной объём сельскохозяйственных тракторов малой и средней мощности поставляется из Республики Беларусь, подчеркнули в ведомстве «». Как бы там ни было с тракторами, но отсутствие в России сельхозтехники для целого ряда направлений не может не настораживать. «Мы не производим ни одного комбайна для сахарной свёклы, то же самое в отношении моркови и томатов, крайне мало картофелеуборочных комбайнов», — заявил на прошедшем 29 марта заседании председатель комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Пётр Чекмарёв. 

В Ассоциации «» подтверждают: в России отсутствует собственное производство тракторов малой мощности, сельхозтехники для садоводства, возделывания льна, конопли, виноградарства и овощеводства. «У нас картофелеуборочные комбайны в небольшом количестве выпускает только одно предприятие — «Колнаг», находящееся в городе Коломна Московской области. И то, по бельгийской франшизе и из частично бельгийских запчастей, так что сказать, что это в полной мере российская техника, к сожалению, нельзя», — замечает Артём Вартанян. 

Это же предприятие занимается выпуском оборудования для промышленной посадки картофеля, рассказывает эксперт. «В 2020 году они отказались от выпуска картофелесажалок , а в 2021 году наладили производство картофелесажалок AVR. Но линейка не большая и не покрывает всего спроса на рынке», — отмечает Вартанян. «По морковоуборочным комбайнам ситуация ещё хуже, — продолжает он. — Нет даже крупноузловой сборки. Не менее сложная ситуация по необходимым для посевной и уборочной тяговым тракторам классической компоновки 3, 4 и 5 классов. Вся эта техника закупалась в основном США и ЕС, а из ближайших дружественных стран тракторы от 150 лошадиных сил поставляет Белоруссия и Татарстан, где производится крупноузловая сборка белорусских тракторов». 

Ситуация с отсутствием собственной узкоспециализированной техники и компонентов не удивительна. Производить её в отдельно взятой стране и исключительно для собственно рынка не выгодно, поэтому производство рассредоточено по всему миру и закупается всеми участниками, комментирует ситуацию директор Ягодного союза Ирина Козий. «Те же самые польские поставщики оборудования, с которыми мы работаем, завозят какие-то узлы из Италии, что-то — из Китая, и т. д. Весь мир завязан на международных поставках», — поясняет она. 

Однако так было до 2022 года. Сегодня же старые логистические цепочки не работают. Более того, круг стран-партнёров России сужается: недавно кроме ЕС и США недружественную политику в отношении нашего государства продемонстрировали Южная Корея и Япония. «С Китаем тоже не всё так просто, — рассуждает Ирина Козий. — В Поднебесной на фоне пандемии сохраняются проблемы с производством и логистикой. Планировать в такой обстановке, когда политические решения каждый раз корректируют ситуацию, бессмысленно. Более того, ситуация ежедневно меняется: ещё недавно можно было везти товары через Прибалтику, а теперь это уже сделать не получится». 

По словам Андрея Горгодзе, ситуация отчасти повторяет 1990-е, когда развал СССР в одночасье оборвал налаженные связи. Только сегодня это произошло из-за чрезмерной интеграции в международный рынок и слепого доверия западным партнёрам. Впрочем, эксперт уверен, что ситуация не столь критична и будет исправлена в ближайшие 2-3 месяца за счёт переориентации поставок на другие страны, такие как Китай и Индия, и налаживания выпуска необходимых компонентов российскими заводами, которые переоборудуют производство под новые потребности. 

«Заводы могут сейчас сделать две вещи: переориентировать свои линии на сборку тех моделей, по которым нет зависимости от зарубежных поставок (тот же уже это делает), или же ехать в Китай, Индию и иные дружественные страны и искать там недостающие комплектующие», — считает Александр Алтынов. По его мнению, переориентация сотрудничества на Китай вполне очевидна, тем более что рынок сельхозтехники Поднебесной ориентирован на рост. «По очень многим нишам объёмы производства китайского рынка больше российского в 10-15, а где-то и в 20 раз. Выручка крупнейших машиностроительных корпораций Китая может составлять до $80 млрд и больше, что существенно превосходит показатели широко известных нам лидеров из числа западных компаний. И на следующий год они строят ещё более грандиозные планы. Найти у них компоненты, наверное, можно, но это определённая работа, и вестись она будет не месяц, и не два, а возможно, как сказал Мишустин про адаптацию экономики к санкциям, полгода», — заключает Александр Алтынов. 

31345891007_ac22d0cd8e_o.jpg

Ложка мёда 

Тем не менее, как замечают в «» по целому ряду жизненно важных позиций, таких как зерноуборочные комбайны и энергонасыщенные тракторы, Россия собственной техникой обеспечена, и отечественные производители занимают в этом сегменте лидирующие позиции. По данным ассоциации, в 2021 году объём производства сельскохозяйственной техники в РФ составил 218 млрд руб., что на 46% больше, чем за аналогичный период 2020 года, а отгрузки выросли на 33% до 199 млрд руб. 

Если говорить ещё более детально, то производство плугов в 2021 году выросло на 34% — до 3,9 тыс. ед., опрыскивателей — на 34% до 1,7 тыс. ед., борон — на 29% до 6,7 тыс. ед., сельскохозяйственных тракторов — на 28% до 6 тыс. ед., зерноуборочных комбайнов — на 26% до 7 тыс. ед., сеялок — на 15% до 6,7 тыс. ед. Всего же по данным Минпромторга, доля высоколокализованной российской сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке по итогам 2021 года составила 51%, доля российских производителей в сегменте зерноуборочных комбайнов — более 70%, а в сегменте энергонасыщенных тракторов — более 90%. 

Что же касается мер поддержки, то основной из них является субсидирование производства техники, на которое в 2021 году было выделено 10 млрд руб. На 2022 год объёмы финансирования уточняются, сообщили в ведомстве «». Что же касается поддержки самих аграриев, то в начале марта Правительство выделило 12 млрд руб. на поддержку программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»