«Союзмолоко» и АКОРТ будут бороться с фальсификатом

Поддельную молочную продукцию станут изымать из продажи

Доля фальсифицированной молочной продукции, по разным оценкам, составляет 10-25%
Доля фальсифицированной молочной продукции, по разным оценкам, составляет 10-25%

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и ») заключили соглашение о сотрудничестве, цель которого — саморегулирование потребительского рынка молочной продукции и обеспечение условий добросовестной конкуренции, в том числе, борьба с выпуском фальсифицированных товаров. В первую очередь речь идет о замене молочных жиров растительными без указания этой информации на упаковке. АКОРТ и «» планируют проводить независимые проверки качества молочной продукции и обмениваться данными о выявленных нарушениях.

«Совместное сотрудничество позволит нам не только публично заявлять о компаниях-нарушителях, как это уже делает «», но и использовать имеющиеся у АКОРТ рычаги — изымать из продажи такую продукцию, — ответила пресс-служба союза в ответ на запрос «Агроинвестора». — Это лишит фальсификаторов возможности реализовывать свой товар, и, мы надеемся, приведет к снижению нарушений при производстве молочных продуктов. Все результаты проверок, которые подтверждают факт фальсификации, будут направляться в и ФАС». Когда именно начнут проверять молочные продукты, пока неизвестно. План проверок будет составлен до конца года, также за это время предполагается сформировать и согласовать регламент работы, уточнил представитель «».

Соглашение между отраслевым союзом и ритейлерами — реакция на опубликованный осенью доклад Россельхознадзора. По итогам мониторинга ситуации на молочном рынке с января по сентябрь этого года ведомство подчитало, что 25,3% всей молочной продукции фальсифицировано. Однако, у «» другие данные. Его аналитический центр провел анализ объемов производства сырого молока и выработки молокопродуктов за девять месяцев 2015 года. С учетом импорта и экспорта дефицит молочного жира, требуемого для производства 670 тыс. т молочной продукции составляет 62,9 тыс. т., что составляет менее 10%. То есть именно такой объем молочной продукции в России может быть фальсифицирован. ранее оценивал возможную долю некачественной продукции на уровне 10-15%.

Председатель совета директоров «Великолукского молочный комбината» Дмитрий Матвеев в целом поддерживает инициативу АКОРТ и «». «Я считаю, что это очень важное решение в условиях сложившейся ситуации на молочном рынке. Но, если говорить честно, мне кажется, что проверки не дадут ощутимого результата», — прокомментировал он «».
По словам Матвеева, на работу его предприятия наличие на полках магазинов фальсификата никак не повлияло. «Мы работаем с такими крупными компаниями как «Валио» и «Сваля», они ежемесячно присылают на наше производство свой аудит. Приходится постоянно доказывать, что мы — честный производитель, — рассказывает он. — Мы ужесточаем требования для самих себя, поскольку понимаем, что необходимо соответствовать высоким стандартам». При этом Матвеев признает, что в регионах приходится сталкиваться с тем, что фальсификат продается по заниженной цене. «На выпуск 1 кг сыра нужно 10,5-12 л молока. Его цена сегодня составляет не менее 26 руб./л, то есть себестоимость сыра — около 300 руб./кг, а значит, он не может стоить менее 350 руб./кг», — подсчитывает Матвеев.

Генеральный директор завода «Карат» Павел Розенфельд тоже положительно оценивает соглашение АКОРТ и «». «Сейчас в магазинах продается очень много сырного продукта, хорошо замаскированного под, например, натуральный плавленый сыр. Такая продукция, как правило, содержит жиры растительного происхождения и стоит дешевле, — отмечает он. — Если производители будут вынуждены указывать настоящие составы, то у потребителя появится честный выбор: купить дешевле сырный продукт или натуральный и более дорогой торговой марки». Причем, в отличие от Матвеева, Розенфельд думает, что проверки дадут результат, хотя это произойдет и не быстро. При этом для решения проблемы нужны совокупные меры: проверки, изменения законодательства, привлечение к ответственности недобросовестных производителей, перечисляет топ-менеджер.

Павел Розенфельд отмечает актуальность проблемы фальсификата для «Карата»: предприятие получает большой объем некачественного сырья — молока и сыра. «Мы вынуждены постоянно перепроверять поставщиков и ингредиенты, из которых производим наши продукты, сдавать образцы в государственные лаборатории, — делится он. — В то время, пока мы ожидаем результатов анализов, продукция лежит на складе, нарушается производственный цикл».

Матвеев добавляет, что кроме использования пальмового масла нужно обратить внимание на еще один вопрос: из сыров тридцати разных марок, представленных в торговых сетях, только на упаковке двух или трех можно найти информацию о производителе. «Все остальные — лишь перекупщики, и указывают только место фасовки товара, — знает он. — Пока государство не будет жестко подходить к проблемам молочного рынка, вплоть до уголовного наказания, ничего не изменится. Нужны высокие штрафы — по аналогу штрафов за нарушение правил дорожного движения».

Проблема качества молочной продукции в России обострилась после введения в августе 2014-го продовольственного эмбарго. Из-за дефицита сырья и ради снижения себестоимости продукции недобросовестные производители заменяют молочный жир растительным, чаще всего пальмовым маслом. По данным , его импорт в Россию за январь-сентябрь этого года составил около 614 тыс. т, что на 31,7% больше аналогичного показателя прошлого года. В ноябре этого года предложил обязать производителей маркировать свой товар, если он содержит заменители молочного жира и пальмовое масло, причем надпись должна занимать не менее 30% площади упаковки. Также ведомство намерено внести поправки в КоАП: ужесточить ответственность за фальсификацию продуктов питания — увеличить штрафы, изымать и уничтожать продукцию, а также приостанавливать деятельность нарушителей на срок до 90 суток.

Загрузка...