Дополнительная маркировка может навредить производству безалкогольных напитков

Нововведения могут привести к повышению цен на продукцию

Потребление сладких газированных напитков в России в 8-10 раз ниже, чем в тех странах, где на них действуют акцизы
Потребление сладких газированных напитков в России в 8-10 раз ниже, чем в тех странах, где на них действуют акцизы

Введение «сплошной» маркировки (с ее помощью можно отследить путь продукта от производителя до потребителя) для безалкогольных напитков может навредить производителям. Возможность внедрения этой системы, а также маркировки «светофор» - красный, зеленый и желтый цвета на этикетке должны подсказывать покупателям, насколько товар соответствует принципам здорового питания — в последние месяцы активно рассматривается на государственном уровне. Об этом на пресс-конференции «Индустрия напитков: взаимодействие государства и бизнеса в 2018 году», которая прошла в рамках Международной выставки производства напитков Beviale Moscow-2018, рассказал президент Союза безалкогольных напитков Максим Новиков. По его словам, тот фон, который был создан в конце 2017-го — начале 2018 годов вокруг изменений правил маркировки продукции негативно воспринят всей индустрией.

«Регуляторы не открывают всех подробностей, как они видят процесс сплошной маркировки минеральной воды и безалкогольных напитков, все прикрывается благими намерениями — борьбой с фальсификатом и контрафактом, — говорит Новиков. — Нововведение позволит отслеживать движение товара от производителя к потребителям, но могу сказать, что крупнейшие компании уже обладают такими системами. А для малого бизнеса введение дополнительных схем контроля без снятия с них каких-либо других ограничений является фактически выстрелом в упор». Стоимость оборудования для дополнительной маркировки составляет от 30 тыс. евро, а стоимость кода, который предлагается покупать для каждой бутылки произведенной продукции, — от 30 коп. Это дополнительные затраты, которые индустрия будет вынуждена понести, а потом переложить эту нагрузку на потребителей, опасается Новиков.

Негативное влияние на рынок могут оказать и ограничения, которые предполагает стратегия здорового образа жизни (ЗОЖ), разработанная до 2025 года. Ее проект уже около года пытается продвинуть Минздрав. В частности, ведомство относит к категории «вредных продуктов» сладкие газированные напитки и рекомендует ограничить время показа на российском телевидении их рекламы, а также рассматривает возможность ввести акцизы на них. ФАС недавно отклонила стратегию в таком виде, однако, как отмечает Новиков, подобные «информационные вбросы» ведут фактически к «демонизации» отрасли. Между тем, как показало исследование, проведенное союзом совместно с ВЦИОМ, доля безалкогольных напитков в общей калорийности ежедневного рациона россиянина не превышает 1,5%. При чем объем потребления сладких газированных напитков в России в 8-10 раз ниже, чем в тех странах, где уже действуют акцизы на эту категорию или были попытки их ввести. «Как показывает опыт других государств, введение акцизов на безалкогольные напитки ведет к снижению конкурентоспособности производителей и росту импорта», — обращает внимание Новиков.

Производство безалкогольных напитков в России

По данным , за январь-ноябрь 2017 года производство безалкогольных напитков составило 602 млн дал, минеральной воды — 539 млн дал (в 2016 году — 610,2 млн дал и 598,5 млн дал соответственно). В отрасли наметились положительные тенденции, считает Максим Новиков. «Если мы хотим, чтобы индустрия вышла из периода стагнации, начала развиваться, то мы должны поддержать наших производителей, не обременяя их различными фискальными и не фискальным мерами, а также помочь им в выстраивании равных конкурентных условий с партнерами по Евразийскому экономическому союзу», — подчеркивает он.

Кроме того, у российских компаний есть возможности более активного выхода на международные рынки. По словам Новикова, на недавнем экспертном совете по вопросам развития экспорта продукции АПК, к развитию вывоза были рекомендованы пять товаров из категории «напитки», и три позиции из них — безалкогольные напитки (минеральная вода, а также экстракты сибирских ягод и различных дикоросов). По оценке ФТС, за 11 месяцев прошлого года Россия экспортировала минеральной газированной воды без добавления сахара на сумму около $22,3 млн, сладкой — на $155,9 млн.

Загрузка...