Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Немногие знания — многие печали
Чтобы развивать экспорт, для начала нужно хорошо понимать, что происходит на внутреннем рынке
Фото: М. Стулов

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Эта любимая Черчиллем максима Ротшильдов легко могла бы стать девизом американского Министерства сельского хозяйства (МСХ США). Публикуя свои отчеты, ведомство оказывает постоянное и мощное воздействие на аграрные рынки по всему миру. Из американской аналитики можно узнать, какая погода ожидается на следующей неделе под Рязанью, как обстоят дела в сегменте HoReCa в Перу, и какими складскими остатками зерна будут располагать бразильцы по истечении 2018/19 сельскохозяйственного года.

Закономерно, что по собственному рынку МСХ США дает информации еще на порядок больше. Оптовые цены? Пожалуйста, каждый день, по основным позициям. Можете посмотреть многолетний архив отчетов или построить динамику в одной таблице, если интересует ретроспектива. Объемы? Конечно, вот вам объемы, произведенные на прошлой неделе, и графики с динамикой цен за последние пять лет в качестве бонуса. Прогнозы цен и объемов? Без проблем, заодно покажем и по другим странам прогнозные балансы зерновых и масличных (например, по ссылке стр. 32 — US meat supply and use).

Но чем больше пользуешься американской статистикой, тем разительнее контраст при попытках воспользоваться данными отечественных аналогов — Минсельхоза России и Росстата. Оптовые цены? Да, они существуют
(из плюсов отметим их реалистичность и появление котировок соевого шрота в ЦФО). Но публикуются эти цены только раз в неделю и в довольно неудобном файле. Почему компаниям, которые являются клиентами американского агроведомства, важно иметь ежедневные цены? Средние и малые предприятия ориентируются на них при ценообразовании (для крупных компаний это не так актуально, они сами являются прайс-мейкерами). Кроме того, в США развита система долгосрочных контрактов, в рамках которых ценообразование через формулы привязано к «спотовым» ценам.

Объемы производства по сельхозорганизациям? У нас появляются раз в месяц, через две-три недели после отчетного месяца. Почему важно показывать их оперативно? При относительно небольших объемах импорта, показатели производства позволяют прогнозировать динамику цен. По факту, у нас практически не существует опорных точек для оперативных ценовых прогнозов. Данные приходят поздно, и детализация далеко не всегда адекватна.

Прогнозы объемов рынка? В конце сентября в СМИ появилась информация, что были согласованы совместные прогнозные балансы России и Беларуси. Но, если они и существуют в открытом доступе, найти их затруднительно. Почему так важны прогнозные балансы, не говоря уже о прогнозах цен, которыми делится МСХ США? Если у вас есть возможность экспортировать продукцию, то необходимо планировать, где продавать больше — внутри или вне домашнего рынка. Если нагрузка на внутренний рынок растет, то имеет смысл активнее искать экспортные контракты и наоборот. Именно поэтому для развития экспорта для начала необходимо хорошо понимать, что происходит на внутреннем рынке.

Предположу, что, как и производители, регулятор также не получает достаточно адекватной информации. Приведу пример по рынку мяса птицы. В статистике производства не разделяется индейка и мясо бройлера. Это продукты с совершенно разной ценой, у них зачастую разные потребители, и при этом динамика производства может быть прямо противоположной. В конце марта этого года Минсельхоз России пожурил Росптицсоюз за высокие темпы увеличения производства птицы. А еще через два месяца цены на бройлера «выстрелили» вверх, поскольку замедление роста и последующее снижение выпуска продукции в этом сегменте маскировалось восстановлением производства индейки (главным образом, в Ростовской области).

Конечно, изречение, приведенное в начале текста, можно считать гиперболой — роль Ротшильдов в управлении миром остается неочевидной. Но рассчитывать на захват внешних рынков, не обладая первоклассной статистикой и аналитикой, кажется нелогичным. На внутреннем рынке для компаний, которые производят продукцию с низкой добавленной стоимостью, необходима «система раннего предупреждения» в виде ежемесячных отчетов с текущей и прогнозируемой динамикой предложения. Иначе падение цен каждый раз будет становиться неприятным сюрпризом.

Российские рынки становятся более зрелыми. Без детальных и гласных ориентиров нам уже не обойтись. Необходим новый подход к сбору и распределению информации. От бизнеса требуется больше оперативных данных, от регулятора — удобные агрегирующие информационные базы и интуитивно понятная аналитика. Как свидетельствует американский опыт, глубокое понимание рынков продовольствия соответствует общим, национальным интересам.

Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово».

Показать еще