Асимметрия господдержки

Несмотря на поручение президента сосредоточить внимание на помощи малому и среднему бизнесу, ставка, видимо, по-прежнему делается на поддержку крупного бизнеса

Судя по данным , особых проблем в сельском хозяйстве нет: по итогам первого полугодия отрасль выросла на 3%. Между тем, как минимум отмечается проблема с доведением средств господдержки до сельхозпроизводителей. По состоянию на 9 июля, согласно информации Минсельхоза, освоение средств федерального бюджета в среднем по России составило 41,5%, месяцем ранее показатель был на уровне лишь 34%. А ведь в идеале к этому времени должна была быть перечислена уже хотя бы половина средств для обеспечения сезонных полевых работ. При этом в 42 регионах процент освоения средств ниже среднего значения. Месяц назад в таком важном аграрном регионе как Ростовская область до получателей было доведено всего 9,9% поддержки из федерального бюджета, к 9 июля показатель увеличился до 18,4%. 

Неясная ситуация и с предоставлением льготных кредитов. Согласно плану льготного кредитования заемщиков на 2020 год от 23 июня, 25,1 млрд руб. предусмотрено для льготных краткосрочных кредитов, в том числе на новые — около 15,6 млрд руб., 68,75 млрд руб. — на льготные инвестиционные кредиты, в том числе лишь 5 млрд руб. — на новые. Из плана следует, что почти 48% субсидий по новым краткосрочным кредитам «выбирают» 10 регионов. Абсолютным лидером среди получателей субсидий традиционно является Белгородская область — для нее в этом году предусмотрены субсидии в размере 1,6 млрд руб. — около 10% от общего объема субсидий по новым краткосрочным кредитам. Эта сумма сопоставима с объемом, выделенным всему Южному федеральному округу (1,6 млрд руб.) или Сибири (1,44 млрд руб.), почти вдвое превышает размер субсидий Уральскому (810,8 млн руб.) и Северо-Западному (841,4 млн руб.) округам, в два с лишним раза больше, чем может получить Северный Кавказ (656,4 млн руб.), и почти в пять раз превышает объем субсидий, предоставленных Дальневосточному федеральному округу (337,8 млн руб.). 

Несмотря на поручение президента сосредоточить внимание на помощи малому и среднему бизнесу, , похоже, все-таки идет по пути достижения требуемых показателей, в первую очередь, поддержкой крупного бизнеса. Это проявляется и в его инициативах по увеличению максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого региона страны с 600 млн руб. до 1,2 млрд руб. С одной стороны, без сомнения, прежние показатели устанавливались, исходя из расчета издержек при ином сценарии развития экономики, сейчас же себестоимость сельскохозяйственной продукции выросла, как и необходимость в заемных средствах. С другой стороны, рост лимитов может способствовать уменьшению числа получателей и повышает риск возврата к ситуации, когда буквально несколько крупных компаний в регионах выбирали все средств.

Удивительно также и то, что ранее регулярно публиковал перечень заемщиков, которым одобрены льготные кредиты — этот список в том числе позволял оценить степень концентрации средств господдержки в руках крупных компаний в каждом регионе. Однако теперь эти данные исчезли с сайта агроведомства. Это также наводит на мысль, что в этом году средства будут распределяться еще более асимметрично.

При этом в нынешних условиях очень важно предусмотреть дополнительную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, возможно, ввести норматив по каждому региону, что они должны получать не менее 30% субсидий по льготным кредитам. В 2019 году лишь 8,7% субсидий по льготным кредитам досталось крестьянско-фермерским хозяйствам и ИП.

Автор — эксперт Института комплексных стратегических исследований.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...