России нужна полноценная сеть ОРЦ

Необходимо активизировать усилия для снятия логистических ограничений в АПК

Российский АПК дошел до того состояния, когда без решения назревших логистических проблем дальнейшего значимого развития не будет. Дефицит мощностей для хранения сельхозпродукции, сложности с ее сбытом и транспортировкой приводят к неоправданно высоким потерям, ограничениям роста выпуска, уходу части сельхозпроизводителей с рынка. Все это не позволяет снизить темпы продовольственной инфляции. Задача снятия логистических ограничений требует, в первую очередь, активизации программы строительства сети оптово-распределительных центров по всей стране. 

Логистическая система сейчас представляет собой «слабое звено» российского АПК, поскольку самые большие сложности для аграриев связаны именно с вопросами заготовки, хранения, транспортировки, переработки и сбыта сельхозпродукции. Однако эти процессы играют решающую роль для АПК — как правило, сохранить или переработать необходимо порядка 60-70% урожая, поскольку лишь небольшая часть продукции может быть потреблена в сезон сбора. При этом в России наблюдается хронический дефицит мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции. 

По оценкам , из-за нехватки мощностей хранения аграрии теряют до трети овощей; по данным , потери картофеля в 2019—2020 годах почти в два раза превышали объемы его импорта. Среди некрупных сельхозпроизводителей до сих пор распространена практика оставлять часть урожая неубранным в случае, если не удается обеспечить сбыт продукции «в сезон», поскольку иначе его хранение обходится слишком дорого. 

Дефицит мощностей по хранению продукции является причиной зависимости российского сельхозрынка от импорта, а также приводит к существенному росту цен на продовольствие, что связано как с высокими логистическими издержками, так и с использованием импортной продукции. В регионах наблюдается сильная вариация цен на одни и те же продукты питания, причем разрыв порой составляет 5-10 раз. Этот разрыв в первую очередь объясняется состоянием логистики в разных субъектах страны, причем особенно информативны в этом плане цены на те продукты питания, которые в России не производятся (лимоны, апельсины, бананы). 

Наряду с дефицитом мощностей для хранения и переработки, участники агрорынка сталкиваются со сложностями сбыта своей продукции. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего бизнеса. В последние годы уменьшается количество розничных рынков и ярмарок, а сетевые супермаркеты зачастую предпочитают работать с крупными производителями. Согласно данным , в 2020 году в стране функционировало 911 розничных рынков, которые предоставляли 251,4 тыс. торговых мест. Для сравнения, в 2006-м количество розничных рынков составляло 5,6 тыс., а число торговых мест на них превышало 1,2 млн. Для сравнения, в Испании действует более 1,3 тыс. рынков, в США — только фермерских рынков более 8 тыс. 

В международной практике известен успешный опыт организации логистики в сельском хозяйстве, где важнейшую роль играет создание оптово-распределительных центров (ОРЦ) — инфраструктурных центров, где налажен полный цикл приема, хранения, обработки, отгрузки сельхозпродукции. ОРЦ может выполнять множество функций, таких как торговая площадка, где может быть организован розничный фермерский рынок с доступом региональных производителей, налажена оптовая, международная и биржевая торговля; предоставление услуг по хранению продукции, где обеспечен широкий спектр температурных режимов, ее обработке (производство полуфабрикатов и готовой продукции); услуги лаборатории, где проводят анализ и сертификацию продукции, а также услуг приема и отгрузки товаров разными видами транспорта. ОРЦ часто служат и бизнес-центрами, где организованы офисы, выставочные пространства, гостиницы, представительства банков, страховых компаний, компаний-лизингодателей и т. д. Важно и то, что создаются не просто отдельные ОРЦ, а сеть таких центров, связанных друг с другом. 

Например, в Испании сеть из 23 ОРЦ обслуживается государственной компанией Merkasa, созданной еще в 1966 году. Во Франции компания Semmaris обслуживает 19 оптовых рынков национального значения, самый крупный из которых — Rungis, крупнейший рынок свежей продукции в мире, оптовые цены которого являются индикатором динамики продовольственных цен в Европе. В Японии также действует государственная система оптовых продовольственных рынков, создание которой началось еще в 1923 году. На долю оптовых рынков приходится от 70% до 90% товарооборота фруктов и овощей, продуктов рыболовства, цветов, а их доля в товарообороте мясных изделий достигает 40%, по данным НИФИ. 

Оптовые рынки играют важнейшую роль в обеспечении работы АПК. По данным Rungis, оптовые рынки в Европе обеспечивают 200 млн потребителей в день, через них реализуется 40% фруктов и овощей, при этом система рынков создает 150 тыс. рабочих мест. При этом в таких оптовых центрах потери продукции минимальны. Например, в Испании на объектах Mercasa благодаря большому количеству зон хранения и холодильных камер потери составляют всего 1-2%, тогда как в отдельных странах они достигают 30-40%. Услугами оптового рынка пользуются не только крупные агрохолдинги, но и малые производители, расходы за пользование услугами ОРЦ не превышают 1% от их оборота.

Задача развития сети оптово-распределительных центров в России была поставлена еще в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Данная подпрограмма, в частности, подразумевала обеспечение доступа мелких производителей к системам хранения и сбыта продукции. Согласно подпрограмме, до 2020 года должно было быть выделено 79,3 млрд руб., результатом чего должен был стать ввод новых мощностей ОРЦ на 4,7 млн т единовременного хранения (в 2017 году цель скорректировали до 3 млн т). Предусматривалась господдержка в виде компенсации 20% капитальных затрат на строительство ОРЦ и части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам. 

Однако план строительства сети ОРЦ был провален. В 2015 году из запалнированных 750,9 тыс. т мощностей единовременного хранения ОРЦ, было введено лишь 75 тыс. т, в 2017-м было отобрано и профинансировано лишь два проекта по созданию ОРЦ на 66,4 тыс. т. Затем, в 2018 году, была прекращена господдержка — компенсация части капитальных затрат, после чего заинтересованность в проектах создания ОРЦ сошла на нет. 

Несмотря на то, что отдельные крупные участники АПК открыли свои ОРЦ (например, «» в Домодедово и «РусАгроМаркет» в Новосибирской области), такие проекты характеризуются высокой стоимостью и длительными сроками окупаемости. Важно и то, что получение инвесторами господдержки на протяжении всего периода реализации проекта не гарантировано. 

Стоит отметить, что обсуждаемые сейчас направления развития ОРЦ (например, в рамках разработки Концепции создания сети ОРЦ для сбыта сельхозпродукции в странах-участницах ЕАЭС, а также утвержденной в сентябре 2021-го Концепции развития оптовых продовольственных рынков в России) во многом повторяют идеи программы строительства ОРЦ, однако на данный момент они не конкретизированы. 

В сложившейся ситуации сектор АПК, который по сравнению со многими другими отраслями не так сильно пострадал в пандемию, мог бы выступить локомотивом роста экономики. Более того, расширение объемов производства в сельском хозяйстве могло бы способствовать стабилизации внутренних цен. Однако необходимым условием для этого является четкий курс на снятие логистических ограничений в агросекторе. Устранение дефицита мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции позволит снизить издержки участников рынка и создать для них мощный стимул к расширению производства и повышению производительности. Важнейшей частью такой политики по снятию логистических ограничений должно стать создание полноценной сети ОРЦ на территории России. Такая задача может быть поставлена и реализована в качестве отдельного национального проекта. 

Новый национальный проект должен представлять собой программу строительства сети из нескольких десятков ОРЦ межрегионального и внутрирегионального значения, охватывающей как существующие, так и перспективные центры развития АПК в стране. Крайне важно обеспечить взаимосвязь данного проекта с проектами и программами развития транспортной системы страны, таких как развитие ключевых железнодорожных магистралей (Транссибирская магистраль), развитие внутреннего водного сообщения, региональной авиации. Проект строительства сети ОРЦ должен предусматривать в том числе предоставление господдержки частным инвесторам, финансирующим такие проекты, прежде всего путем компенсации части понесенных капитальных затрат (как в форме субсидий, так и снижения налоговых отчислений). Необходимо также предусмотреть возможности субсидирования затрат малых и средних сельхозпроизводителей на оплату услуг оптово-распределительных центров. 

Реализация проекта строительства сети ОРЦ способствовала бы обеспечению продовольственной безопасности в стране, масштабному выходу российских сельхозпроизводителей на международные рынки, повышению производительности всего АПК, обеспечению более устойчивого развития сельских территорий, причем не за счет дотаций, а в результате предоставления возможности самостоятельной реализации потенциала региона. Кроме того, развитие сети ОРЦ способствовало бы сокращению ценовых колебаний на продовольственных рынках. Важнейшим результатом развития сети ОРЦ станет и рост потребления качественной продовольственной продукции, что непосредственно влияет на здоровье населения страны. 

Автор — аналитик Института комплексных стратегических исследований.



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...