Инвестиции

Господдержка импортозамещения признана неэффективной

Счетная палата опубликовала отчет о работе мер поддержки импортозамещения в АПК

flickr.com
flickr.com

Аудитор Счетной палаты, подписавший отчет об эффективности господдержки импортозамещения в АПК за 2014-2015 гг., назвал меры поддержки запутанными, неэффективными и просто неактуальными.

В период 2013—2015 гг. по данным Счетной палаты, государство выделило на поддержку сельского хозяйства 618,6 млрд руб., что сопоставимо с тем, сколько отрасль получила за все пять лет действия предыдущей программы до 2012 г. В прошлом году Минсельхоз довел до аграриев почти все выделенные деньги — 98,9% (в 2013 г. — 99,9%), однако на 1 ноября этого года показатель выплат составил немногим более 75%, отмечают аудиторы.

Причины неэффективности господдержки, на которые указывают в Счетной палате — избыточное количество субсидий (что ведет к непродуктивному использованию бюджетных средств), дублирование некоторых субсидий (например, поддержка молочного животноводства регламентируется двумя отдельными подпрограммами), а также не востребованность субсидий по некоторым направлениям.

При этом Минсельхозу не раз приходилось перераспределять деньги с одной статьи на другую. Например, в 2014 году из 14,2 млрд руб., выделенных на поддержку хозяйств, подверженных сезонным рискам, 12,9 млрд руб. было перенаправлено на погашение ставок по краткосрочным кредитам и несвязанную поддержку.

Как писал журнал «Агротехника и технологии» в статье «Призрачная поддержка» №6, 2015 г.) сама схема предоставления субсидий иногда вынуждает областные власти идти на определенные ухищрения. «У нас предусмотрено предоставление субсидий на условиях софинансирования, — рассказывает заместитель генерального директора компании «Нива Плюс» (Ростовская область; растениеводство, животноводство) Олег Цоколь. — Но в областном бюджете средств для обеспечения необходимого уровня софинансирования всех направлений АПК нет. Вот и приходится выбирать приоритетное направление. Ведь у регионов очень большие бюджетные обязательства, и всем хочется получить федеральные деньги. Хотя, с другой стороны, принцип софинансирования повышает ответственность региона за предоставление субсидий».

Интересно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводила опрос органов власти, которые занимаются выдачей субсидий в регионах. Его целью было определение доступности субсидий местным товаропроизводителям и информационная открытость этого процесса. На первый взгляд, цифры получились радужные. Отказов мало, практически все заявки на выдачу кредитов удовлетворяются. Но по факту реестр сельхозпроизводителей на региональном уровне, как правило, отсутствует. Из-за чего большинство регионов не смогли предоставить ведомству информацию о том, какое количество сельхозпроизводителей потенциально может претендовать на получение субсидий. Осложняет ситуацию и то, что эта информация меняется год от года. Тогда как она очень важна: разница между претендентами на субсидию и количеством товаропроизводителей, уже получивших помощь, позволяет сделать получение субсидий для аграриев более доступным.

Загрузка...