Премиум-зерно

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Чтобы выращивать семена на продажу, нужно минимум $5-7 млн

В условиях падения цен на агрокультуры можно хорошо заработать на выращивании семян: они продаются в несколько раз дороже товарного зерна. Впрочем, семена дешевеют вместе с товарными агрокультурами, а спрос на них снижается вместе с платежеспособностью аграриев, сетуют участники рынка. Часть семян им приходится реализовывать как продовольственное зерно. Хуже всего продается пивоваренный ячмень: падение выпуска пива сократило спрос на солод, а вместе с ним — на сырье и семена.

« АПК-Холдинг» (выращивает 120-130 тыс. т зерна/год) с 1997 года производит семена для реализации. Сейчас как семена продается 20-30 тыс. т/год, или примерно 25% зерна, которое получает компания, рассказывает замгендиректора Юрий Васюков. «Мы выращиваем всю группу зерновых, горох, сою, а с прошлого года — семена трав, — перечисляет он. -10% семян оставляем себе, остальные объемы идут на продажу».

На продажу

Затраты на производство семян намного выше, чем ординарного зерна, говорит Васюков. «Для товарного растениеводства используют семена зерновых средней стоимостью 6 руб./кг (1,2 тыс. руб./га). Для семеноводства же нужно покупать элиту. Отечественная стоит около 15 руб./кг (3 тыс. руб./га), импортная — до 60 руб./кг (12 тыс. руб./га), — объясняет он. — Не забудьте о дополнительных затратах на обработку почв фунгицидами (1 тыс. руб./га), а также сертификацию, сортовые и видовые прочистки и т. д.».

Рентабельность производства семян в этом году очень низкая, сетует Васюков. Вместе с товарным зерном дешевеет семенное. «В 2009 году самые неудачные август и сентябрь, с тех пор как мы начали заниматься этим бизнесом», — говорит он. Свои семена «» реализовала по цене на 5 руб./кг ниже, чем в прошлом году. А около трети объема вообще пришлось продать как товарное продовольственное зерно по 3-4 руб./кг, недоволен Васюков.

В 2009 году ситуация с закупочными ценами на семена «крайне сложная», причем по всем агрокультурам, соглашается Наталья Киселева, директор по маркетингу подразделения «Семена» компании «». «У всех производителей и поставщиков рентабельность резко сократилась в первую очередь из-за сильного падения закупочных цен на агрокультуры», — говорит она. Но при этом, замечает Киселева, выросли долларовые цены на семена подсолнечника и кукурузы. Она связывает это с падением курса рубля и переходом компаний-производителей импортных семян на расчеты с российскими дистрибуторами в иностранной валюте.

В «ЭкоНиве» корректируют сортовую политику. По наблюдениям Васюкова, устойчив спрос на высококачественную яровую пшеницу, из которой можно производить продовольственное зерно, а также на некоторые виды фуража — прежде всего на горох. «Животноводство сейчас развивается, и поскольку в нашей стране можно выращивать не все виды зернобобовых, горох остается основной белковой агрокультурой», — поясняет он. Сохраняется стабильный спрос на семена подсолнечника, посевы которого в последние годы стабилизировались на уровне 6 млн га, дополняет Андрей Воропай, гендиректор компании «Лимагрен Ру» («дочка» французской компании «Лимагрен», производящей семена под брендами LG и Nickerson). А вот посевы кукурузы сократились, из-за чего упал спрос на гибридные семена этой агрокультуры, а теперь еще и снизились цены на товарную кукурузу, приводит противоположный пример Воропай. В 2009 году кукурузы на зерно в России засеяли около 1,5 млн га — на 0,3 млн га меньше 2008-го, знает он.

И все же цены на семена стабильнее, чем на товарное зерно, рассуждает Васюков. Но и это, по его мнению, не всегда хорошо. «В 2002 году, сразу после уборки, цена фуражного зерна начиналась с 70 коп./кг, а в 2003-м оно в тот же период уже продавалось по 3 руб./кг, — вспоминает он. — Однако стоимость семян в эти годы [не росла и] оставалась одинаковой. К примеру, зерновые импортных сортов первой репродукции стоили около 11 руб./кг».

Ячмень не покупают «Артель» (Курская область) обрабатывает 10 тыс. га пахоты, на которых выращивает пшеницу, пивоваренный ячмень, кукурузу на зерно, сою, подсолнечник и гречиху. С 2006 года компания производит для реализации семена пшеницы и ячменя, рассказывает начальник отдела продаж «Артели» Вячеслав Селин. 3 тыс. га заняты озимой пшеницей. 70% урожая продается как товарное, 30% — как семенное зерно. Ячменем «Артель» засевает столько же, но соотношение составляет 60% на 40%. С гектара в среднем получается 3 т семян, прикидывает Селин. «По лицензионным договорам мы выращиваем яровой ячмень пивоваренных сортов европейской селекции: Скарлетт, Ксанаду, Марни, Беатрис», — продолжает он.

С момента ввоза семян высоких репродукций из Германии и Франции до начала продаж в России размноженных товарных проходит, по его словам, два года. Клиенты «Артели» - хозяйства Курской, Воронежской, Липецкой и Белгородской областей. «Они занимаются сельхозпроизводством и поставляют сырье крупным пивоваренным компаниям», — уточняет Селин. Семена в 2-2,5 раза дороже товарных аналогов. Как и «», «Артель» уже реализовала свою продукцию: цена на элиту зерновых начиналась от 8 руб./кг или от 10 руб./кг в зависимости от сорта.

Васюков из «» не верит в большие перспективы рынка семян пивоваренного ячменя. В 2008 году упало производство пива, вместе с ним сократились посевы ячменя и уменьшилось потребление семян, говорит он. Хотя в последние семь лет они продавались лучше, чем семена других агрокультур, добавляет

Васюков. А в этом году был наибольший спрос на семена пшеницы, замечает Селин. С реализацией семян пивоваренного ячменя он тоже предвидит проблемы: «Завезли хорошие сорта, которые дают высокие урожаи, а выпуск пива упал. Теперь у нас перепроизводство семян [пивячменя], да и у пивоваренных компаний остались докризисные запасы», — разводит руками Селин.

Для себя «Зерновая компания» (Пензенская область, пашня — 20 тыс. га) производит семена, чтобы обеспечить ими собственное растениеводство. В этом году закупили их только для посева на 1 тыс. га, говорит замгендиректора компании Станислав Фролов. «Мы выращиваем, подрабатываем, протравливаем и высеваем пшеницу, пивоваренный ячмень и горох — в общей сложности порядка 5 тыс. т/год семян», — рассказывает он. По его словам, себестоимость семян на 25-30% выше, чем товарных агрокультур. Но производить их самим все равно дешевле, чем покупать. Разница — 3-4 руб./кг, приводит в пример зерновые Фролов: «Пшеница стоит в среднем от 10 руб./кг, свои семена обходятся в 6 руб./кг».

Недостающий объем обычных семян «Зерновая компания» приобретает у местных семеноводческих совхозов, а элиту для размножения — у опытного хозяйства Пензенской сельхозакадемии.

Зарабатывать на реализации семян в компании пока не думают. «Наш основной бизнес — производство товарного зерна», — говорит Фролов. Для внутреннего потребления выращивает семена и липецкий «Сельхозинвест» (25 тыс. га). «Покупаем элиту и тиражируем из первой репродукции вторую», — приводит пример член совета директоров компании Александр Жемчужников. Семена на продажу, по его оценке, сложный, хотя и прибыльный бизнес. Так, тонна семян пивоваренного ячменя продается минимум по 10 тыс. руб. против 3,5 тыс. руб./т товарного, сравнивает Жемчужников. «Конечно, мы хотели бы заниматься семеноводством, но пока такой возможности нет. Нужно лицензировать эту деятельность, закупать оборудование и т. д., — рассуждает он. — Проблема и в том, где брать исходный материал». В России трудно получить элиту, чтобы делать из нее другие репродукции, поясняет Жемчужников, а заниматься собственной селекцией нужно много лет, чтобы создать новый сорт, который предстоит еще зарегистрировать и запатентовать. Сейчас «Сельхозинвест» производит 1 тыс. т семян пивячменя, которые сам же и потребляет. «Еще 300-400 т в этом году хотим докупить для сортообновления», — делится он планами.

Производство семян — почти свободная ниша с точки зрения рынка, обращает внимание Васюков из «». На 100 млн га пашни нужно около 20 млн т семян, подсчитывает он, а предложение составляет только 2 млн т. Остальные 18 млн т аграрии производят сами, уточняет Васюков. Семян во внутрихозяйственном обороте было бы меньше, а на рынке предлагалось больше семян, если бы интеллектуальная собственность была лучше защищена, думает он. «Создание сорта занимает около 10-12 лет, — говорит Васюков. — Затраты на примере зерновых — $5-7 млн, а сейчас [из-за переоценки курсов валют] даже больше». На западе тиражирующие семена компании платят правообладателю лицензионные сборы. «В российском же законодательстве такие сборы не предусмотрены», — сожалеет он, объясняя, что имеет в виду хозяйства, которые выращивают семена для себя, а не на продажу. С учетом того, что рыночный оборот семян — всего 2 млн т (10% объема), получается, что селекционер, создавший и зарегистрировавший в России сорт, может фактически лишиться прибыли.

Есть и другие трудности вхождения в семеноводческий бизнес, предостерегает Васюков. Одна из них — нехватка квалифицированных специалистов. «Чтобы агроном стал семеноводом, требуется, чтобы он занимался этим минимум четыре года», — говорит Васюков. Во-вторых, затраты на приобретение специализированного оборудования составляют $1,5-2 млн, добавляет он. Но самое сложное — заручиться разрешением компании-селекционера на размножение необходимого сорта. «Мы, конечно, могли бы просто покупать у производителей суперэлиту, делать элиту и продавать. Но об этом договориться очень непросто», — согласен с Васюковым Жемчужников.

Селин из «Артели» говорит, что для вхождения в семеноводческий бизнес кризис — не самое лучшее время. Дело не только в долгой окупаемости и высоких затратах на оборудование, утверждает он: «Сейчас платежеспособность аграриев снизилась. Чтобы уменьшить себестоимость продукции растениеводства, они постараются обходиться собственными семенами. Значит, рынок семян может сократиться вместе со спросом».

Гибриды лучше?

По данным компании «Лимагрен», сортовыми семенами в России сейчас засевают более 50% площади подсолнечника. «Это нерационально и неэффективно, — доказывает Андрей Воропай. — У гибридных семян есть явные преимущества перед сортовыми». Несмотря «на кажущуюся высокую стоимость» гибридов, переход на них повышает рентабельность производства, а дополнительная прибыль перекрывает затраты, уверяет он. Чтобы окупить средства, потраченные на гибриды подсолнечника, достаточно увеличить урожайность на 2 ц/га, говорит Воропай.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»