Затраты опять растут

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Больше всего подорожали удобрения, ГСМ и запчасти

Расходы аграриев на маттехресурсы для производства продукции растениеводства — технику, запчасти, семена, удобрения и химикаты — все время растут. Этот год не исключение. При этом сократить такие затраты трудно, сетуют они: непродуманная оптимизация приведет к снижению объема и качества урожая, а значит, лишит участников рынка части выручки и прибыли.

С начала года ощутимо выросли цены почти на все основные ресурсы, сетует управляющий директор Вадим Григорьев. Удобрения, семена, ГСМ подорожали на 25-30%, запчасти на импортную технику (отдельные позиции) — на 40 и более процентов, перечисляет он. «Во время полевой кампании ресурс может стоить столько, сколько за него хочет получить продавец, — утверждает топ-менеджер. — Например, этой весной одному из наших предприятий пришлось платить за деталь трактора Case почти вдвое больше, чем в прошлом году».

Экономить сложно

По наблюдениям члена совета директоров липецкого «Сельхозинвеста» Александра Жемчужникова, с начала года больше всего подорожали удобрения — на 25-30%. На 15% выросли в цене ГСМ, даже при том что часть из них компания как агропроизводитель получает с дисконтом. В затратах на производство почти всех агрокультур удобрения занимают 35%, ГСМ — 10%, говорит он. «Оптимизировать эти расходы трудно, — сожалеет Жемчужников. — Остается надеяться на хороший урожай и адекватную цену зерновых».

При средней цене около 5,5 тыс. руб./т плановая рентабельность хозяйства составит 25-30%, посчитал он. «Легче сказать, какие затраты не выросли», — говорит Александр Кириченко, гендиректор холдинга «АСТ компани М». По его словам, электроэнергия подорожала с 4,9 руб./КВт в начале 2010 года до 6 руб./КВт в начале 2011-го, аммиачная селитра (за это же время) — с 6,8 руб./кг до 9,2 руб./кг. «Запчасти, которых покупаем на несколько миллионов рублей в год, прибавили в цене до 7%, — продолжает он. — Цена ГСМ начала расти еще осенью. Эти ресурсы продолжают дорожать до сих пор». В прошлом сезоне холдинг тратил на гектар посевов зерновых 10 тыс. руб., теперь — до 13 тыс. руб. Минимум 30% затрат на производство — это удобрения, средства защиты растений (СЗР) и электроэнергия, резюмирует Кириченко.

Председатель наблюдательного совета кубанской агрофирмы «Прогресс» Александр Неженец подсчитал, что больше всего в этом году подорожали дизтопливо, запчасти и удобрения — примерно на 40% каждая из позиций. На 10-15% выросли цены самоходной импортной техники, на 7-10% — СЗР. «Еще мы перед Новым годом примерно на 20% повысили работникам зарплаты», — добавляет он: сейчас средний оклад в хозяйстве — порядка 20 тыс. руб. И все же Неженец в этом году хочет удержаться на уровне прошлогодней себестоимости: 4 тыс. руб./т озимой пшеницы, 3,5 тыс. руб./т кукурузы и 8 тыс. руб./т сои.

Павел Репников, президент Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники, говорит, что импортные самоходные машины и запчасти к ним в этом году прибавили в цене не более чем 2-5%. «О 40% речь не идет! — уверяет он. — Ни в прошлом, ни в этом году заметного удорожания не было». По словам Репникова, 30-40%-ное повышение в 2011 году возможно только в сравнении с 2008-м — в основном из-за роста курсов доллара и евро по отношению к рублю. Да и потом, техника и запчасти в затратах на возделывание агрокультур занимают не самую высокую долю, обращает внимание Репников: «При производстве зерновых — не более 17-20%, овощей — максимум 22%. Энергоносители, гербициды, семена — намного более затратная часть».

ГСМ действительно на втором месте по затратам, соглашается Неженец. Но самая большая доля, по его опыту, приходится на удобрения — на уровне 25%. «Вообще затраты растут каждый год, — сетует он. — Сейчас трудно поверить, что восемь лет назад себестоимость производства зерновых у нас была всего 1,25 тыс. руб./т. Одной из причин инфляции затрат он считает большую зависимость от импорта СЗР, техники, семян, запчастей: зарабатывают аграрии в рублях, а значительная часть расходов у них приходится на ресурсы, цены которых привязаны к курсам иностранных валют. «Также в цену импорта заложены транспортные расходы и таможенные пошлины», — напоминает Неженец.

Многое зависит от региона, говорит гендиректор «Тамбовагропромхимии» Валерий Солопов (поставляет СЗР). В его области с этом году цены сельхозхимии не выросли, а по отдельным позициям снизились: например, гербициды крупной западной компании продаются почти на 10% дешевле. «У поставщиков большая конкуренция во всех регионах, некоторые начинают демпинговать», — объясняет он. К тому же цены, которые называют аграрии, нельзя считать чистыми затратами, указывает Солопов. Так, на российские СЗР предусмотрены дотации, добавляет он: если хозяйство применит средств защиты более чем на 4 тыс. руб./га сахарной свеклы, то до 900 руб./га возместит государство. Кроме них, есть дотации на семена и удобрения.

Татьяна Губина, замгендиректора холдинга «», рассказывает, что при выращивании картофеля и других овощей на СЗР, удобрения и ГСМ в общей сложности приходится минимум 25% затрат. Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) и Росагропромсоюз один-два раза в год согласовывают максимальный уровень отпускных заводских цен на минудобрения. В середине мая его задекларировали до конца года на уровне первых шести месяцев, знает Губина. Цена аммиачной селитры по этой формуле у разных производителей — 6,3-7,73 тыс. руб./т физического веса, приводит пример она. «Если сравнивать [заводские] цены, которые заявляли в 2010 и 2011 годах, то разница — 10-12%, это не так уж и много, — рассуждает Губина. — Но цены поставщиков, у которых аграрии приобретают удобрения, могут быть уже до 40% выше». Если взять не только удобрения, а все затраты, то себестоимость продукции в этом году может увеличиться на 30-40%, резюмирует она.

Для расчета цены взят единый базис — тонна удобрения без НДС и упаковки, которая лежит насыпью на предприятии, поясняет исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский: «Все, что может производитель, — выпустить продукцию и продать ее по цене не выше декларированной. Удобрения для аграриев часто закупают дистрибуторы или трейдеры, которые за свои услуги прибавляют к заводской цене до 10%. Плюс расходы на хранение, упаковка, 18% НДС». Рост на 30-40% — это не заводская, а конечная стоимость, за которую производители минудобрений уже не отвечают, говорит Калужский. Он советует сельхозпроизводителям заблаговременно планировать закупку удобрений, а регионам — заключать с участниками рынка «рамочные соглашения, в которых будет оговариваться, в какое время и в каком объеме они нужны».

ГСМ: дешево, но мало

ГСМ для весеннего сева реализовывались по утвержденным правительством лимитам со скидкой в 10% к уровню, зафиксированному 1 ноября прошлого года. Если взять рыночные цены мая-июня, то дисконт составляет 25-30%. По данным Минсельхоза, на 1 июня сельхозпроизводители купили 970 тыс. т дизтоплива (78% по льготной цене) и 180 тыс. т автобензина (22%). Разница в сравнении с ценой рынка — 6-8 тыс. руб./т, сообщало ведомство. Реально же топлива со скидкой аграрии получают не более 35% необходимого объема, так как существует дефицит, сетует Губина. «Остальные 65% покупаем по рыночной цене, и, несмотря на наличие льготы, общий объем расходов на ГСМ вырос», — говорит она. Из-за майского топливного кризиса был вынужден замещать льготный бензин Аи-80 (которого у поставщиков не оказалось) более дорогим Аи-92, причем по «коммерческой» цене, вторит ей Григорьев. По бизнес-плану доля ГСМ в затратах на производство зерна у холдинга составляет 16,1%. Но теперь, с учетом роста цен, будет выше, разводит руками топ-менеджер.

Дизтопливо подорожало на 14% (с 19,4 руб./л в январе до 22 руб./л в апреле), подсчитал гендиректор кировских «Дороничей» Константин Гозман. «Нам удалось немного сдержать влияние роста цен на нефтепродукты, жестко контролируя расходование ресурсов, а также применяя ресурсосберегающую технику — за один проход трактора выполняют несколько операций», — говорит он. Доля расходов на ГСМ в себестоимости зерна теперь 6% против 7% в 2009 году, доволен директор.

Как оптимизировать

«Мы пытаемся сокращать затраты. Например, раньше отключаем отопление, стараемся исключить холостые пробеги техники, модернизируем систему погрузки, изменили севооборот, сконцентрировав посевы в одном месте, где-то уменьшили нормы удобрений», — перечисляет Кириченко из АСТ. По его данным, для расширенного воспроизводства нужно зарабатывать не меньше 1 тыс. руб./га чистой прибыли.
Можно планировать объемы и время закупок минудобрений заранее, предлагает Губина. В межсезонье у производителей низкие продажи, в отличие от весны и осени, когда они часто не успевают вовремя поставлять удобрения аграриям, говорит она: «Равномерные закупки в течение года были бы лучшим выходом для всех». Еще один вариант — увеличивать закупки удобрений на биржах, добавляет Губина.
«Прогресс» пересматривает севооброт, увеличивая посевы агрокультур, генерирующих стабильную прибыль — сеют больше сахарной свеклы, сои и кукурузы, меньше — пшеницы.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»