Число вакансий в сельском хозяйстве за год выросло на 135%

Средняя предлагаемая зарплата увеличилась на 16%

Самая востребованная профессия — агроном
Самая востребованная профессия — агроном

За 10 месяцев 2025 года число вакансий для работников сельского хозяйства в России увеличилось на 135%. Среднее зарплатное предложение увеличилось на 16%, до 72 тыс. руб/мес. В топ регионов с наибольшей динамикой прироста этого показателя вошли ПФО (+24%), СЗФО (+21%), ЮФО (+16%) и СКФО (+16%), следует из совместного исследования селекционно-семеноводческой компании и сервиса «Авито Работа» о ситуации с кадрами в российском растениеводстве в этом году. 

При этом в первом полугодии 2025-го количество вакансий в сфере сельского хозяйства увеличилось на 24% год к году. Активнее всего в отрасли стали искать агрономов — число вакансий на сервисе для них выросло на 35%, а средняя предлагаемая зарплата для данной специальности уже достигла 100 тыс. руб./мес. Востребованными остаются и офисные специалисты в сфере растениеводства: логисты, менеджеры по продажам, маркетологи. По этим вакансиям также отмечается рост предлагаемой оплаты по сравнению с предыдущим годом. Среднее зарплатное предложение для менеджера по продажам в растениеводстве на «Авито Работе» составляет 90 тыс. руб., логиста — 83 тыс. руб. в месяц.

Востребованными также являются научные и исследовательские кадры — ученые, исследователи в области селекции. Это специальности на стыке с фармацевтикой и биотехом, поэтому за таких специалистов идет межотраслевая конкуренция. Чтобы выиграть ее, необходимо популяризировать аграрные профессии на уровне школьников и студентов, чем активно занимаются большинство крупных работодателей отрасли.  

Кадровый вызов в отрасли решают за счет расширения границ найма и гибкой системы привлечения специалистов всех возрастов. В исследуемый период на 45% увеличилось число вакансий агрономов для студентов с различными вариантами занятости. Наибольший рост средних зарплатных предложений для них отмечается в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах.  При этом все чаще работодателей интересуют кандидаты с цифровыми компетенциями, которые умеют работать с программами и платформами, в том числе использующими искусственный интеллект. 

По данным опроса сотрудников компании , главный мотивирующий фактор для 48% опрошенных — интерес к сельскому хозяйству в целом, для 26% — стабильный заработок, гарантии и соцпакет, для 12% — желание принести пользу стране.  

«Ситуация с кадрами в нашей отрасли меняется. Мы уже знаем, где найти просто хорошего растениевода. Благодаря совместным усилиям государства, учебных заведений и бизнеса, таких специалистов становится больше», — отмечает управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании Марк Гехт. По его словам, фокус компании смещается в сторону работников не только с аграрными, но и с цифровыми компетенциями — нужны специалисты, умеющие работать с базами данных, платформами, системами искусственного интеллекта.

Гендиректор компании «Агропромцифра» Ольга Чебунина отмечает, что ключевые технологические тренды меняются быстрее, чем адаптируются образовательные программы. Так, всего два года назад акцент был на больших данных, сейчас в приоритете ИИ, IoT и платформенные решения, а завтра появятся новые технологии, требующие таких же быстрых изменений в подготовке кадров. Учитывая стремительное развитие технологий, специалисты, работающие на стыке АПК и ИT, должны обладать уникальными компетенциями, и принципиально важно, во-первых, уметь быстро переподготовить сотрудников. «Аграрии должны не просто осваивать новые инструменты, но и понимать их практическую пользу для повседневной работы, — уверена эксперт. — Во-вторых, важна цифровизация как инструмент повышения производительности. При этом цифровизация — не самоцель, а средство для увеличения производительности труда и снижения себестоимости сельхозпродукции. Третья задача — интеграция новых навыков в образование от средней школы до программ переквалификации».

По мнению Чебуниной, через пять лет будут особенно востребованы цифровые агрономы — те, кто видит не только урожай, но и его алгоритм, инженеры по агророботам — от доильных систем до беспилотных тракторов, аналитики агроданных — превращающие спутниковые снимки в решения, специалисты по устойчивому земледелию и т. д.

Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда говорит, что дефицит сотрудников в сельском хозяйстве — общая проблема для всех стран, и для решения кадрового голода в АПК только два пути. Первый — продолжение роста производительности труда. Сельское хозяйство в России уже модернизировано в значительной мере, однако прогресс не стоит на месте. «Но этот путь требует, с одной стороны, доступа к самым совершенным технологиям, что влечет за собой определенные инвестиции, с другой — высокой квалификации работников, способных участвовать в этих технологиях, а также денег для их найма. С этим есть проблемы, которые могли бы частично решаться через пересмотр программ обучения в системе образования», — прокомментировала Шагайда «».

Также нужно содействие со стороны властей в доступе малого предпринимательства к цифровым технологиям, которые уже существуют: компании разрабатывают продукты, помогающие фермерам определить множество параметров удаленно, получить консультации по борьбе с болезнями, сорняками, юридическим вопросам и др. По мнению Шагайды, субсидирование такого доступа было бы полезно, поскольку небольшие хозяйства имеют крайне усеченный штат специалистов, а часто и вообще не имеют его. В то время как доступ к цифровым сервисам снижает потребность даже во временном привлечении сотрудников. Таким образом, поддержка малого бизнеса в доступе к сервисам, а также к производственным современным технологиям, сокращает потребность в работниках.

Еще одно направление — содействие миграции, продолжает Наталья Шагайда. «Как показали наши исследования, в малых городах и селах есть население, которое имеет опыт работы в сельском хозяйстве, но оно не идет туда работать», — говорит она. Одна из причин — несовпадение территорий с наличием потенциальных работников с районами и регионами, где эти они нужны. «Для переезда навсегда вряд ли найдутся причины: затратно экономически, эмоционально. Для вахтовой работы — вполне возможно, если заработная плата, условия проживания будут привлекательными», — добавляет она. То есть, продолжает эксперт, нужна внутренняя или внешняя трудовая миграция. Также необходимы и стандарты жилья для мигрантов, чтобы человек был уверен, что приедет и будет жить в нормальных условиях.

Ограничение миграции из стран ближнего зарубежья вряд ли приветствуется сельхозпроизводителями, полагает эксперт. «Очевидно, что здесь есть потенциал совершенствования процедур и продолжение процесса миграции. Переход к мигрантам из дальнего зарубежья пока показал неожиданный эффект — местные люди, кто занимается адаптацией таких работников, стали вспоминать свой английский — на другом объясняться невозможно», — добавляет она.

Впрочем, жизнь в селе — это не только работа, Подчеркивает Шагайда. «Это образ жизни. С одной стороны — всегда найдутся те, кто предпочитает жизнь в селе, даже из числа городских жителей. Для них сейчас создаются условия: селекционные центры в сельской местности, растет заработная плата, улучшаются условия труда, есть льготная ипотека. С другой стороны, чтобы жить в селе на уровне обычной городской жизни, нужно быть богатым и здоровым», — считает она.

Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Загрузка...