Слияния и поглощения. Чего ждать в 2018 году?

В АПК известно о сделках на $1,6 млрд. Это 5% M&A-активности в стране
В АПК известно о сделках на $1,6 млрд. Это 5% M&A-активности в стране
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Главный редактор журнала «Агроинвестор» Николай Лычев о том, чего можно ждать в плане M&A от 2018 года

В этом номере «Агроинвестора» мы анализируем сделки M&A — то есть слияний и поглощений российских аграрных и продовольственных активов. Нам известно об агросделках на $1,6 млрд против $31 млрд по всем отраслям экономики России. Это 5% M&A-активности в стране — цифра, в принципе сравнимая с вкладом АПК в ВВП. Строго говоря, речь идет только о поглощениях: слияния в российской бизнес-культуре почти не распространены. Основа обзора — рейтинг, впервые объявленный редакцией в декабре на конференции «Агрохолдинги России», затем опубликованный на нашем сайте и теперь уточненный по итогам всего 2017 года.

Не буду повторять экспертов в анализе трендов агро-M&A завершившегося года — отсылаю вас к нашему обзору, где все хорошо объяснено. Скажу несколько слов о том, чего, на мой взгляд, можно ждать в плане M&A от 2018 года.

В наступившем году сделки поглощений, скорее всего, активизируются, а их сумма превысит результат 2017-го. Интересно будет в таких сферах, как растениеводство (сельхозземли и связанные с ними имущественные комплексы) и переработка молока. Напомню, что как раз в растениеводстве заключались самые крупные сделки M&A и в 2017, и в 2016 годах. Возможно, объектами сделок начнут становиться мясоперерабатывающие мощности — как небольшие, но заметные на уровне региона локальные производители, так и более крупные и известные комбинаты, которые пока независимы.

Вопросом времени, причем недалекого, является начало перехода к новым собственникам или санация масложировых производств — от игроков из первой пятерки (владельцы как минимум двух из пяти лидеров уже не первый год пытаются продать бизнес) до компаний второго-третьего эшелонов. И выпуск масла, и переработка мяса — если она не включена в интеграционную модель — это все последние годы затратные и низкомаржинальные бизнесы. Их владельцы постоянно сталкиваются с сырьевым и ценовым кризисами, растущей конкуренцией более сильных игроков, катастрофическим падением прибылей, которые уже никогда не восстановятся до прежних значений. И перспектива выхода из бизнеса в той или иной форме становится для них все более близкой.

Еще M&A наверняка активизируются на насыщенных и насыщающихся рынках. Вопрос только в том, насколько развернется этот тренд в 2018 году, так как он среднесрочный. Это в первую очередь производство мяса птицы, яйца и свинины, а в перспективе нескольких лет — еще и тепличных овощей. Мясное птицеводство — рынок, склонный к перенасыщению, с падающей ценой на продукт и с неочевидной экспортной перспективой.

Дальнейшее ценовое давление вынудит отрасль к смене собственников и закрытию части старых мощностей — так же, как вынудит производителей яйца, где перенасыщение наступило несколько лет назад. Просто в яичной отрасли этот процесс, на мой взгляд, уже несколько лет как сильно назрел, а, скажем, в свиноводческой в 2018-19 годах он только начнется. Сектор как раз придет к насыщению. Давление растущих объемов свинины на рынок, скорее всего, не будет скомпенсировано экспортом и точно не будет — увеличением потребительского спроса. Так что цена станет падать, а господдержка сместится в сторону логистики и переработки: власти не раз заявляли, что не заинтересованы в создании новых сырьевых мощностей. В сочетании с ветеринарными рисками, первый из которых — АЧС, все больше участников рынка будут искать возможностей выхода из бизнеса.

Другой источник для сделок — залоговые и собственные агроактивы госбанков и ЦБ, санирующего банковский сектор через свой Фонд консолидации. Эти активы — такие, как «Мысхако» у  — начали продаваться инвесторам в 2017-м и в предыдущие годы. Непрофильные активы в АПК могут оказаться у санированных в прошлом году частных банков — таких, как Бин и Промсвязь, как когда-то немаленький агробизнес оказался у потерявшего контроль над Банком Москвы его владельца Павла Бородина.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»