Китайский захват. Что ждёт российский рынок тракторов в 2023 году

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

По мере усиления санкционного давления в 2022 году, в числе прочего изменился облик российского рынка сельскохозяйственных тракторов. В связи с уходом из России импортёров тракторной техники стран дальнего зарубежья освободилась целевая ниша, которую ранее занимали дорогие иностранные тракторы. Вследствие этого пострадала сбытовая сеть, направленная на реализацию качественной западной техники, и у дилеров встал вопрос о том, как правильно распорядиться своими компетенциями в отсутствие необходимого продукта. Своим мнением о дальнейшей трансформации отечественного рынка тракторов в 2023 году, с журналом «Агротехника и технологии» поделился Андрей Никонов, руководитель комитета Союза промышленников «Прогресс»

Начиная с марта 2022 года многие из дилеров сменили свою направленность в сторону перспективных моделей тракторной техники китайского производства.

Выставка «Агросалон», проходившая в сентябре 2022 года, показала разнообразие китайской тракторной техники, представленной на российском рынке. И хотя под красивой обёрткой находится не всегда высококачественный и адаптированный под российские условия продукт, да и с обеспечением запасными частями и сервисом имеются некоторые проблемы, динамика продаж тракторов из Поднебесной в последние годы демонстрируют кратный рост.


Как видно из таблицы, продажи китайской техники в 2022 году в сопоставимые с 2020 годом периоды увеличились в нашей стране в 5 раз. Такому агрессивному росту могла бы позавидовать любая компания-разработчик инновационных IT-технологий, не говоря уже о сельскохозяйственном машиностроении. Но и эта динамика не отражает до конца всей глубины передела ниш российского рынка. Всё дело в том, что западные компании зачастую использовали производственные площадки Китая как дополнительные производственные мощности, покрывающие потребности российского рынка.


Как известно, начиная с марта 2022 года отгрузки в Россию тракторов западноевропейских брендов серьёзно снизились. В связи с внешнеполитическими изменениями запрет на поставку в нашу страну техники западных производителей, в том числе и произведённой в Китае, в немалой степени отразился на российском рынке тракторов. Если же исключить эту часть тракторов, собранных в Китае, мы получим ещё более ошеломляющий результат: увеличение продаж техники из Китая в 9 раз за последние три года или в 4,3 раза по сравнению с прошлым годом. Это так называемый «чистый рост» продаж тракторов, разработанных и произведённых в Китае.

Вот почему, несмотря на введение дополнительных санкций и уход западных производителей, российский рынок сельхозтехники за 12 месяцев 2022 года вырос на 30% по отношению к сопоставимому периоду 2021 года. 

Китайская реальность

Так в связи с чем популярность тракторов китайского производства растёт из года в год?

По нашему мнению, этому есть несколько причин:

  • Китай наращивает экспорт в Россию за счёт прорывной политики продаж именно китайской техники, не ограниченной рамками лицензий западных производителей.

  • Дилеры, которые продавали западную технику, остались не у дел, имея при этом некоторый рынок сбыта, удерживаемый на личных взаимоотношениях, но при этом не имея возможности его удовлетворить. Проработав несколько вариантов, позволяющих вписаться в существующие сбытовые сети тракторной техники, они пошли по пути наименьшего сопротивления, а именно наладили контакт с китайскими производителями. Используя свои компетенции для продвижения китайских тракторов, они тем самым увеличили долю рынка китайской техники в России.

  • Дополнительным стимулом продаж китайской техники стала активизация уже существующей в нашей стране дилерской сети китайских производителей, чему способствовала сложившаяся внешнеполитическая ситуация и образовавшаяся возможность занять высвободившиеся ниши.

Если рассматривать непосредственно конкурентные ниши, то можно увидеть, что в диапазоне мощностей 40-150 л.с. за 2022 год высвободившуюся ёмкость рынка китайские производители и МТЗ поделили в соотношении 36% на 64% или, если сравнивать в абсолютных единицах, то +3044 шт. поставили китайские производители и +8544 шт. — МТЗ. Это позволило полностью занять долю западных производителей и даже частично удовлетворить потребность в технике в сегменте 150-200 л.с. за счёт менее энергоёмкой техники. Однако в сегменте тракторов 150-250 л.с. полностью удовлетворить существующий спрос пока не удаётся. Это связано с тем, что данную нишу на протяжении многих лет в полной мере не могут освоить ни российские, ни белорусские производители. Поэтому в 2022 году эта потребность на 45% была удовлетворена за счёт китайской техники и на 17% — за счёт западных брендов. Отечественные компании в данном сегменте занимают 33% техники: 28% производит «» и 5% на рынок поставил «БТЗ». Оставшаяся часть — около 5% — пришлась на продажи из сегмента «более 250 л.с.», где, в основном, представлен «».


Необходимо понимать, что появление китайской техники в сегменте 250 л.с. и выше говорит о том, что данная ниша представляет собой особый интерес и в перспективе должна стать высококонкурентным сегментом. Пока доля китайских тракторов, отправленных в Россию в 2022 году, ничтожно мала, но исходя из агрессивности наращивания доли поставок в других сегментах, можно предположить, что к 2027 году объём продаж китайской техники мощностью более 250 л.с. может составить более 1000 ед. И если российские производители тракторов, специализирующие на этом мощностном диапазоне, хотят сохранить свою долю на рынке, им придётся пересмотреть свою ценовую и гарантийно-сервиснную политику, а также политику обеспечения конечных потребителей запасными частями.


В связи со всем вышесказанным напрашиваются следующие выводы:

  • При сохранении ценовой политики и изменении отношения к гарантийно-сервисному обслуживанию и обеспечению запчастями высока вероятность занятия китайскими производителями сельхозтехники значительной доли российского рынка — 40% и более.

  • Даже при низком качестве исполнения, наличия проблем в области гарантийно-сервисного обслуживания и отсутствия запчастей китайская тракторная техника показывает ошеломляющие темпы роста.

  • Китайские производители будут выходить в сегмент более 250 л.с. достаточно агрессивно и в последующие годы. 

  • Уход западных производителей с российского рынка, мягко говоря, положительно сказался на позициях китайской техники на нашем рынке.

  • Другие производители тракторной техники до конца не справились с освоением высвободившейся в результате ухода западных производителей ёмкости рынка.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»