Журнал «Агротехника и технологии»
После того, как наша страна, попав под санкции, оказалась отрезанной от Запада, российский бизнес в поисках новых рынков и партнёров совершил ожидаемый поворот на Восток. Однако довольно быстро стало понятно, что выстраивание отношений с бизнесменами из Азии и Ближнего Востока кардинально отличается от ведения переговоров с американскими и европейскими коллегами
Если с экономической точки зрения сотрудничество с восточными странами выглядит весьма впечатляюще (например, по данным Главного таможенного управления КНР, в 2023 году товарооборот России с Китаем по сравнению с 2022 годом увеличился на 26,3% и достиг рекордных $240,11 млрд), то с точки зрения выстраивания деловых отношений ситуация не столь радужная: переговоры с новыми партнёрами далеко не всегда развиваются гладко, а порой и вовсе заходят в тупик, что называется, на ровном месте. И виной тому — громадная пропасть в менталитете и в мировоззрении.
В 2023 году ВЦИОМ провёл интересное исследование об отношении россиян к «повороту на Восток». Социологи спрашивали граждан об их отношении к государствам Дальнего и Ближнего Востока, а также Центральной Азии. Выяснилось, что политику приоритетного развития связей со странами Востока, а не Запада поддерживают большинство респондентов — 67%. Однако, по их мнению, успешное сотрудничество — это прежде всего развитие торгово-экономических и инвестиционных связей (65%), а также туризма (36%) и научного взаимодействия (32%). При этом создание каналов межличностных коммуникаций между простыми жителями считают важным всего лишь 15%.
По мнению социологов, в основе такого ответа лежит культурный барьер. Не случайно при немалом интересе в России к восточным культурам и духовным практикам наши граждане культурно и ментально ближе к европейцам, а многие и вовсе считают себя представителями отдельной цивилизации.
Однако «поворот на Восток» потребует от российских предпринимателей в какой-то степени забыть о своей социокультурной идентичности и перестроить свои подходы к ведению бизнеса. А для этого необходимо не только знать традиции восточных стран, но и научиться смотреть на мир глазами человека традиционного общества, где во главе угла — иерархия, уважение к старшим, неспешность, а также приоритет на выстраивание личных дружеских отношений вместо цели выполнить задачу. Кроме того, в дружественных государствах российские бизнесмены столкнутся либо с ярко выраженным влиянием религии на все сферы общественной жизни, либо с клановой солидарностью.
Тот, кто окажется достаточно деликатен, образован и терпелив — впишется. Любители же деловых переговоров с быстрым результатом будут отторгнуты Востоком. И думается, таких будет немало. Недаром архетипические черты русского характера отражены в таких фразах, как «Вывести на чистую воду» (архетип искренности) или «Взять быка за рога» (архетип стремления к быстрым решениям). Кроме того, у нас всегда ценилась честность: не случайно слово русского купца в дореволюционной России значило больше письменного соглашения. Однако на Востоке на переговорах доминируют совсем другие стратегии: хитрость, интрига, внешняя мягкость и неторопливость.
Впрочем, проникновение культуры невозможно только в одном направлении. Так что, возможно и восточные партнёры со временем переймут многие русские традиции и подстроятся под наши подходы к ведению бизнеса. Но как бы там ни было, в основе долгосрочных отношений всегда будет лежать доверие. А это чувство возникает к человеку не по причине его соответствия тому или иному культурному коду.