Казахстан направит на господдержку 8,5% стоимости продукции АПК

Объем финансирования казахстанских агрохозяйств может превысить $2,1 млрд/год

Страна получит возможность наращивать поддержку сельского хозяйства
Страна получит возможность наращивать поддержку сельского хозяйства

27 июля Казахстан стал 162-м членом ВТО. Переговоры о вступлении продолжались 19 лет. Республика получила более мягкие условия по защите собственного рынка, чем Россия. Возможность прямой господдержки АПК субсидиями («желтая корзина») составит 8,5% стоимости валовой продукции отрасли. Объем сельхозпродукции Казахстана в 2014 году составил около $14 млрд, то есть страна может направить на прямую поддержку сельского хозяйства около $2,1 млрд/год.

В рамках «желтой корзины» разрешены такие меры поддержки, как субсидии, интервенционные закупки, компенсации стоимости продуктов, удобрений, комбикормов и т. п., льготная покупка ресурсов (в том числе ГСМ и электроэнергии), кредитование с господдержкой и др. По правилам ВТО поддержка может быть оказана как без привязки к продукту (льготы на приобретение ресурсов), так и с привязкой к нему (субсидии и интервенционные закупки). Исходя из своих показателей, Казахстан имеет возможность направить в сельское хозяйство $1,2 млрд без привязки и еще $0,9 млрд — с привязкой к продукту. По данным Минсельхоза республики, за предыдущие пять лет объем валовой продукции сельского хозяйства вырос почти в два раза. В дальнейшем, если динамичный рост продолжится, страна сможет наращивать поддержку своего сельского хозяйства.

Для сравнения, когда в ВТО вступала Россия (2013 год), разрешенный объем прямой поддержки ее сельхозпроизводства составлял $9 млрд, что примерно соответствовало 8-9% валовой продукции. Далее прямая поддержка должна снижаться, и к 2018 году составить $4,4 млрд. Впрочем, в 2013 и 2014 годах минимальный объем прямых субсидий, разрешенных «желтой корзиной», Россией выбран не был. Сегодня основная мера этой корзины, которая применяется в нашей стране — субсидирование процентной ставки по кредитам.

На первом этапе ВТО оказывает, скорее, негативный эффект на агроэкономики постсоветских стран, так как снижает защиту рынка. Однако затем он нивелируется развитием рынка либо регулятивными мерами. В 2007 году в ВТО вступила Украина. В результате, по данным Украинской аграрной конфедерации, доля импортных жиров и масел на рынке выросла с 0,5% в 2008 году до 40% — в 2011-м. Однако к 2014 году Украина вышла на шестое место в мире по экспорту масличных агрокультур, поставив на рынок около 4 млн тонн рапса и сои. В то же время импортировала страна менее 400 тыс. т различных растительных жиров.

Россия, вступив в ВТО, снизила ставки на импорт свинины в рамках квоты сразу с 15% до 0% (сверх квоты — с 75% до 65%). В несколько раз сократились ставки пошлин на ввоз живых свиней. В результате в 2013 году импорт европейской свинины вырос на 30%. Для защиты собственного рыка Россия использовала ветеринарные меры регулирования, ограничив ввоз свиней из ряда стран ЕС, в которых были зафиксированы вспышки африканской чумы свиней (АЧС). В итоге импорт свинины из стран Евросоюза практически обнулился в 2014 году еще до введения взаимных санкций.

Пошлину на ввоз риса Россия снизила в три раза. В итоге российский продукт начал терять долю рынка. По информации , рисоводческие отрасли Китая и Таиланда получают серьезную поддержку от государства: местные аграрии могут продавать рис на мировом рынке ниже себестоимости.

Загрузка...