Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Незаменимый импорт
Илья Дашковский
Агротехника и технологии
26 января 2011
Импортные овощи в России будут всегда. Причина этого кроется не только в отставании в технологиях и отсутствии материальной базы. Основная вина лежит на природе: зимой в нашей стране недостаточно света, чтобы вырастить качественные овощи в необходимом количестве. Другое дело — лето. В течение этого сезона российские овощеводы вполне могут составить конкуренцию импорту и даже выйти на зарубежные рынки.
журнал «Агротехника и технологии»
май-июнь 2010

Определенные достижения уже есть: овощи стали экспортировать отдельные производители из Сибири. Продукцию вывозят в среднеазиатские республики СНГ - Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Впрочем, оттуда к нам тоже поставляют овощи. А вот дальнее зарубежье отечественные овощеводы пока осваивать не могут из-за отсутствия субсидий, которые позволяют иностранным фермерам значительно снижать цену, и недостаточной доработки продукции в России. Однако это их мало беспокоит: на внутреннем рынке места более чем достаточно, утверждают специалисты.

Также у отечественных производителей есть шанс выйти на рынок Украины, с продукцией которой они конкурируют в России. Кстати, у украинцев тоже проблемы с импортозамещением. Так, недавно богатая черноземом и водой страна была вынуждена закупить картофель в пустынной и песчаной Саудовской Аравии. Дело не в плохом урожае, а в том, что продукция испортилась: ее негде было хранить. И это проблема всех стран СНГ.

Не доработали

Основная проблема российских овощеводов, особенно тех, которые работают на открытом грунте, — отсутствие послеуборочной доработки. Чтобы овощи успешно продавались в торговых сетях, их надо помыть, отшлифовать, откалибровать и красиво упаковать, признают аграрии.

Так, Павел Грудинин, директор «Совхоза имени Ленина» (Московская область, выращивание овощей и картофеля в открытом грунте), считает, что основная причина неудач многих российских хозяйств — слабое техническое оснащение цехов доработки продукции. «Крупные овощные хозяйства уже давно вложили деньги не только в новые технологии производства, но и упаковочные линии и доработку продукции до определенного стандарта (мойка и полировка). На Западе вы не найдете в продаже грязной моркови или свеклы. В России же до сих пор торгуют немытыми овощами в сетках или даже в мешках», — сокрушается он.

По словам Грудинина, его хозяйство тоже пошло путем добавления стоимости продукции. В этом году там поставили новую линию по мойке и упаковке и планируют в ближайшее время купить еще одну такую линию и полировщик для моркови. «Это существенно повышает стоимость продукции, а следовательно, рентабельность товара», — убежден руководитель.

Овощеводы подчеркивают, что с установкой линий по доработке и упаковке у хозяйств появляется возможность создания собственного бренда и выхода на качественно новый уровень производства, который позволяет успешно сотрудничать с торговыми сетями. Все опрошенные «АТт» аграрии сходятся во мнении, что взаимодействие с торговыми сетями выгоднее, чем работа с оптовиками, а наличие бренда позволяет получать дополнительную прибыль.

Заместитель генерального директора компании «Малино» (Московская область, производство картофеля, овощей, молока, кормов, зерновых и масличных культур) Татьяна Губина говорит, что предприятия, входящие в группу компаний «Малино», поставляют овощи (в зависимости от степени их доработки) и в торговые сети, и оптовикам. «Сети — это гарантированно проданная продукция, а бренд — это дополнительная капитализация и повышение стоимости товара», — объясняет она.

Свой бренд — «Удачный» - есть и в «Совхозе имени Ленина». «Иметь бренд выгодно, — продолжает Грудинин. — Хотя бы потому, что можно купить товар где угодно, а потом продать его под своим брендом». По словам директора, так делают многие крупные хозяйства. «Поскольку поступления в торговые сети, несмотря на сезонность выращивания овощей, должны быть регулярными, компании не только производят продукцию, но и пакуют чужую, то есть функционируют фактически как плодоовощная база», — рассказывает специалист.

Такой принцип работы связан с нехваткой в России плодоовощных баз. «Все овощные базы Москвы перепрофилировались, а парка автомашин для перевозки овощей в морозы недостаточно, — сетует Грудинин. — В итоге хранить товар стало негде, а это чуть ли не главная причина «ценовых качелей» в разные сезоны. Вот почему зимой цены растут, а в оттепель, когда все начинают распродавать запасы, резко падают». Кстати, белорусы тоже стали заложниками этой ситуации в России, замечает специалист.

Падшее качество

Главный недостаток многих отечественных овощей — недостаточно высокие вкусовые качества. Основной виновник этого — суровый российский климат. «Если не хватает света и тепла, у овощей не будет ни вкуса, ни аромата, — говорит директор НИИ овощеводства защищенного грунта (НИИОЗГ) Сергей Гавриш. — Томаты, выращенные у нас в январе, не имеют даже запаха, потому что без солнца не происходит накопления сахаров, кислот, ароматических веществ. В мае же, когда нарастает световой день, вкус появляется».

Однако для выращивания в темное зимнее время выведено много специальных гибридов для защищенного грунта, выносливых к недостатку света. Есть также гибриды для весеннего оборота в пленочных и остекленных теплицах, гибриды для простейших временных укрытий, для открытого грунта и т. д.

Поэтому всем, кто собирается заняться выращиванием овощей, перед покупкой семян эксперт советует выяснить, для каких условий созданы сорта и гибриды, которые планируется выращивать. «Иногда берут партенокарпический весенний гибрид огурца и сажают его зимой. Но он не растет в таких условиях, потому что выводили его не для этого», — говорит Гавриш.

Агроном Алексей Горелов из «Агрофирмы «СемАгро» (Москва, продажа семян овощных культур) рекомендует выбирать гибриды, а не сорта. По его мнению, удачный гибрид сложнее испортить, так как в нем генетически заложена хорошая урожайность и содержание определенных веществ: сахаров, пектиновых веществ, сухих веществ, ликопина (у томатов) и многих других. «Генетика отвечает за очень многие качества гибридов. Например, у капусты она определяет содержание сахаров, что важно для сортов, которые идут на квашение. Также генетика отвечает за лежкость, цвет моркови и другие характеристики», — говорит Горелов.

К потере качества овощей может привести и самостоятельное размножение сортов, чем вынуждены заниматься многие небольшие хозяйства из-за отсутствия средств на ежегодное приобретение новых гибридных семян. Дело в том, что при самостоятельном размножении с семенами передаются болезни, и в конечном счете качество сорта станет крайне неудовлетворительным, предупреждает Горелов.

Разница в цене между гибридами и сортами может быть большой. «Иногда цены на них могут различаться в несколько раз — все зависит от сравниваемого сорта и гибрида и нормы их высева. Если гибриды вносят с помощью сеялки точного высева, то, например, для моркови норма может составлять 1 млн/га. А сортовые семена вносят сеялками недозированного высева, и там на один гектар может понадобиться 2-3 млн семян», — сравнивает Горелов.

Но главное отличие гибридов от сортов заключается в эффекте гетерозиса, продолжает он. Гетерозис выражается в усилении гибридного растения по отношению к родительским формам. Гибридное растение более мощное, урожайное, лучше переносит стрессовые условия и воздействия окружающей среды, отмечает Горелов.

По мнению Гавриша, именно благодаря правильно рассчитанным дозам и своевременному внесению удобрений, грамотному применению средств защиты растений с преобладанием биологических методов, качество овощей под стеклом выше, чем в отрытом грунте. Любая агрономическая ошибка в зимних теплицах приводит к ощутимым потерям урожая, объясняет он.

Менеджер по маркетингу средств защиты растений компании BASF (Германия, химический концерн) Юрий Демидов добавляет, что потеря качества овощей в российских хозяйствах часто происходит из-за нарушения регламентов применения препаратов. Во время хранения тоже можно потерять качество, так как большинство хранилищ построены десятки лет назад, напоминает он. Поддерживать необходимый температурный режим и влажность в них сложно, а значит, овощи могут утратить вкус и внешний вид именно на этом этапе, рассуждает специалист.

Испортить качество овощей может и неверное выполнение даже, казалось бы, самых незначительных элементов технологии. Так, Губина из «Малино» среди распространенных причин снижения качества капусты назвала низкий срез при уборке, что уменьшает срок хранения этого овоща.

И все же основные сложности при выращивании любой сельскохозяйственной культуры возникают, если хозяйство находится в зоне рискованного земледелия, подчеркивает директор Общественного института Сибирского овощеводства при Союзе сибирских овощеводов Ринат Галеев. В этом случае необходимо применять технологические агроприемы, ускоряющие темпы роста овощных культур, говорит он. Особое значение имеет проведение качественного посева с использованием пневматических сеялок точного высева, повышение уровня междурядных обработок и борьба с сорняками, болезнями и вредителями. Применение современных технологий, например, выращивание моркови на гребнях и грядах, также позволяет получить более качественную продукцию. «К сожалению, чаще всего нашим производителям недостает качественной посевной и уборочной техники, то есть современных агрегатов», — замечает Галеев.

Кроме того, он обращает внимание на воздействие оптимальных доз комплексных удобрений на качество овощей. Правда, по их выбору общие для всех рекомендации дать сложно. «Мы стараемся подбирать из списка разрешенных препаратов по описанию и данным их использования те, которые лучше подходят для нашей зоны. Ведь в одном районе препарат может сработать, а в соседней области, где другая почва, нет. Поэтому в одной только Сибири у нас 37 экологических пунктов», — рассказывает эксперт.

Чужие и свои

Конечно, далеко не все хозяйства имеют проблемы с качеством овощей, однако лучше конкурировать на рынке это им все равно не помогает. Одна из причин в том, что импортный товар производится на субсидируемых фермах, что делает его дешевле. Поэтому российским овощеводам приходится бороться за место под солнцем не только с соотечественниками. Например, в Сибири перед крестьянами встал вопрос, как конкурировать с фермерами-мигрантами из Китая.

Галеев отмечает, что китайские фермеры используют агротехнические приемы, направленные на ускорение роста растений. При этом применяются завышенные дозы азота, что экологически необоснованно. «От Тюмени и до Дальнего Востока граждане Китая работают и в теплицах, и в открытом грунте. Китайские теплицы занимают значительные площади, но точные цифры никто назвать не может. По некоторым данным, у них в 12-14 раз больше тепличных площадей, чем у коренных жителей», — говорит эксперт.

С экологией производства у китайцев много проблем: большинство из них применяют средства химизации из списка неразрешенных препаратов и неизвестного происхождения. Происходит это, по предположению Галеева, от незнания российских законов и практики применения химических препаратов. Решение данной проблемы он видит во «вливании» китайских ферм в российский технологический процесс. В Европейской части России у наших овощеводов другие конкуренты. Грудинин из «Совхоза имени Ленина» основным соперником называет продукцию из Белоруссии. Дешевые овощи из этой страны, убежден он, снижают рентабельность российского товара.

Однако в «Совхозе им. Максима Горького» (Московская область, производство овощных культур в защищенном грунте; площадь теплиц — 5 га) убеждены, что их основные конкуренты на нашем рынке — овощи из Китая и Турции.

И все же Россия без импортных овощей обойтись не может, поскольку природно-климатические условия не позволяют организовать их круглогодичное выращивание, комментирует Гавриш из НИИОЗГ. Кроме того, мы не может отказаться от импорта из-за недостаточной для потребностей страны площади теплиц (по оценкам НИИОЗГ, у нас около 2 тыс. га зимних и 6-8 тыс. га пленочных конструкций). Поэтому с ноября по март к нам будет идти зарубежная продукция, и противиться этому бесполезно, считает эксперт.

Другое дело, что в летний сезон отечественные овощи вполне конкурентноспособны. Более того, российские хозяйства довольно успешно сбывают свою продукцию, в основном картофель, в среднеазиатские республики СНГ — Узбекистан и Туркмению, замечает Галеев. Но овощей туда, по его словам, пока поставляется немного.

Для большинства хозяйств экспорт — это отдаленная перспектива. По мнению Грудинина, в ближайшие годы никто из российских овощеводов не будет поставлять продукцию за границу. «Дело в том, что там сильное производство, субсидируемое государством, а мы из-за отсутствия дотаций имеем достаточно высокую себестоимость овощей. К тому же у нас большой внутренний рынок, поэтому надо заниматься импортозамещением. Нам бы выдержать конкуренцию внутри страны с Украиной и Белоруссией, а потом уже можно перейти к экспансии», — поясняет он.

С ним согласна и Губина из «Малино»: «Мы сейчас не поставляем овощи за границу, хотя, конечно, это было бы интересно».

Положительные побочные эффекты
Некоторые действующие вещества средств защиты растений могут влиять на качество овощей, утверждает менеджер по маркетингу средств защиты растений BASF (Германия, химический концерн) Юрий Демидов. Их действие либо выражается в улучшении качества продукции еще в поле, либо повышает показатели при хранении на складах.
В качестве примера специалист приводит два инновационных действующих вещества — боскалид и пираклостробин. На их основе созданы препараты, которые непосредственно влияют на качество томатов, салата и капусты, а также улучшают лежкость овощей при хранении.
Продать, но не сейчас
Павел Грудинин, директор «Совхоза имени Ленина» (Московская область, выращивание овощей в открытом грунте), отмечает, что овощи выгоднее всего продавать зимой. Если реализовывать их в сезон созревания, то можно остаться в убытке, предупреждает он, потому что цена в это время падает. По его опыту, овощеводство наиболее рентабельно, если у хозяйства есть свои склады и оборудование, позволяющее доводить товар до европейского уровня. При таком условии овощеводство можно считать одной из самых прибыльных отраслей сельского хозяйства, не сомневается Грудинин.
В теплицах вкуснее
Из теплиц и защищенного грунта продукция всегда поступает более высокого качества, заверяет директор НИИ овощеводства защищенного грунта Сергей Гавриш. У овощей из открытого грунта зачастую качество хуже, но зато и цена ниже.
То, что поступает к нам из-за рубежа, — это чаще всего продукция из пленочных теплиц, которая после сбора подвергается сортировке и доработке, поэтому качество у нее хорошее, говорит Гавриш. Но у нас, по его мнению, овощи из закрытого грунта не только выглядят не хуже импортных, но и вкуснее. Они поступают в продажу свежими, а, стало быть, нет необходимости в их длительном хранении при транспортировке, приводящей к ухудшению качества.
Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама