Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Длиннорукий помощник
Елена Волкова
Агротехника и технологии
26 января 2011
Сегодня на российском рынке представлен довольно широкий ассортимент погрузчиков как отечественного, так и иностранного производства. Выбрать из этого многообразия наиболее качественный и экономичный вариант, подходящий для конкретного хозяйства, порой бывает нелегко. Да и специалисты не сходятся во мнениях относительно того, какими характеристиками должен обладать «идеальный» погрузчик.

В 2010 году, по утверждению специалистов, наблюдается существенный рост продаж погрузочной техники, особенно фронтальных и телескопических погрузчиков. Так, по словам Сергея Харитонова, бизнес-менеджера по продажам сельхозмашин по России и СНГ фирмы JCB (Москва, производство и поставка строительного и сельскохозяйственного оборудования), показатели продаж сельскохозяйственных телескопических погрузчиков в России в этом году в три раза превышают аналогичные показатели за прошлый год. Сергей Клименко, директор по продажам компании «Сальсксельмаш» (Ростовская область, производство и поставка навесного оборудования на тракторы), приводит данные по фронтальным погрузчикам: «В наиболее «плодотворном» 2008 году в нашей стране всего было продано порядка 6 тыс. погрузчиков, в 2009-м продажи упали почти вдвое, а 2010-й отмечается уже стабильным ростом: по сравнению с итогами прошлого года в этом было продано 4 тыс. машин». По его оценке, увеличение продаж погрузчиков будет продолжаться.

Харитонов добавляет, что эта тенденция будет сохраняться благодаря наметившемуся экономическому росту и, как следствие, повышению заинтересованности фермеров в новых технологиях и покупке наиболее современной техники.

В целом в ближайшие год-два специалисты прогнозируют дальнейшее увеличение продаж погрузчиков до 50% в год при условии экономического роста.

Самоходные или навесные?

Сегодня существует огромное количество погрузчиков, которые можно классифицировать в зависимости от их функций, типа оборудования и т. д.

Как известно, погрузчики бывают навесные и самоходные. Одним из видов самоходных погрузчиков являются фронтальные с шарнирно-сочлененной рамой, рассказывает Андрей Горгодзе, заместитель генерального директора компании «Агротехмаш» (Санкт-Петербург, Тамбов, производство тракторов, комбайнов, поставка сельскохозяйственной техники). Благодаря своей доступной цене и простоте в управлении они активно используются в российских хозяйствах. Однако эти машины отстают по некоторым характеристикам (высота подъема груза, выбор погрузочных адаптеров, возможность крабового хода и т. д.) от стреловых (телескопических, telehandler) погрузчиков, набирающих популярность в последние годы, обращает внимание специалист.

В России они стали поставляться со второй половины 1990-х годов, а наибольшее распространение получили лишь в 2000-е, продолжает Горгодзе. Их особенность состоит в том, что они имеют интегральную компоновку ходовой части, что дает возможность разворота на маленькой территории. К тому же уникальна сама стрела — на ней можно разместить до 50 рабочих органов: вилы, грейферный, контейнерный, рулонный и тюковый захваты, отвал, ковш-отвал, стогометатель и т. д., перечисляет специалист. По его словам, телескопические погрузчики наиболее активно применяются в животноводстве, где преимущественно используются для работы с тюками. Наиболее активный спрос на эту технику начался с появлением штабельного хранения на крытых складах, так как благодаря использованию возможностей стрелы обеспечивается лучший доступ, поясняет Горгодзе. По словам Сергея Паранченко, генерального директора компании «Матадор» (Набережные Челны, проектирование, производство и поставка погрузочной техники), наибольшую популярность в последнее время завоевали телескопические вездеходные погрузчики, которые помимо солидной грузоподъемности и большой высоты подъема вил имеют три режима работы трансмиссии: автомобильный (задние колеса закреплены жестко и расположены параллельно оси машины), режим крабового хода (и задние, и передние колеса одновременно поворачиваются в одну сторону: влево или вправо) и режим наибольшей маневренности, при котором передние колеса поворачиваются в одну сторону, а задние — в противоположную. Все это в совокупности позволяет машине манипулировать грузом и маневрировать на ограниченном пространстве.

Харитонов добавляет, что рынок телескопических погрузчиков для сельского хозяйства России относительно нов: их наибольшее распространение началось с 2007 года, тогда как в Европе они завоевали популярность у аграриев гораздо раньше. По словам специалиста, телескопический погрузчик позволяет заменить менее мобильное погрузочно-разгрузочное оборудование узкой специализации, существенно увеличить производительность за счет применения огромного разнообразия рабочих органов, а также уменьшить трудозатраты, ведь на погрузчике работает всего один человек. «Благодаря универсальности и маневренности телескопические погрузчики могут передвигаться из одной фермы в другую в пределах одного хозяйства. К тому же сегодня существует множество самых разнообразных моделей, и фермер может легко выбрать вариант с той грузоподъемностью и высотой подъема стрелы, которая необходима именно ему», — говорит Харитонов. По его словам, сегодня на рынке представлены машины грузоподъемностью от 1,5 до 10 т с высотой подъема стрелы до 10 м (как правило, это максимальная высота подъема для сельскохозяйственных моделей). В зависимости от модели цена на такие погрузчики варьируется приблизительно от 1,8 до 5 млн руб. В хозяйстве «Грейнвелл» (Ростовская область, выращивание зерновых, зернобобовых и масличных культур) используются два телескопических погрузчика фирмы JCB. Как рассказал главный агроном хозяйства Игорь Вырвыкишка, несмотря на то, что их цена достаточно высока (каждый стоит порядка 3 млн руб.), по многим характеристикам эти машины в разы превосходят ранее использовавшиеся в хозяйстве старые модели фронтальных погрузчиков ПКУ-0.8. «Во-первых, у новых агрегатов большая грузоподъемность — 3,1 т (на старых моделях — 800 кг) и отличная высота подъема — 6,9 м. Во-вторых, они очень маневренные, благодаря чему применяются нами для буртования на буртах до 5 м. А ведь раньше для этих работ требовалось 2-3 зерномета, — вспоминает главный агроном. — Но в основном телескопические погрузчики применяются у нас для погрузки зерна, силоса и семечек». Дополнительно к ним хозяйство закупило гидравлический бур и корзину для поднятия людей на крышу. Работой техники Вырвыкишка доволен. «Хотя, конечно, не все могут позволить себе покупку такой дорогой техники», — замечает он. Нельзя не отметить и появление таких новых моделей телескопических погрузчиков, как «компактные» погрузчики, говорит Максим Дмитриев, начальник отдела продаж компании «Еврохимсервис» (Великий Новгород, поставка агрохимикатов, средств защиты растений и современной сельскохозяйственной техники). Эти машины (например, JCB 527-58 Agri Loadall, JCB 515-40 Compact Loadall) при своих достаточно маленьких габаритах обладают относительно большой грузоподъемностью и мощностью (100 л. с.).

Паранченко уточняет, что такие модели компактных погрузчиков способны выполнять достаточно широкий спектр работ: погрузка, разгрузка, распределение силоса в животноводческом комплексе, работа с сеном, рулонами (скирдование), перемешивание корма с премиксами, вывоз навоза и т. д.

Кроме фронтальных и телескопических, к самоходным погрузчикам относятся и мини-погрузчики с бортовым поворотом — так называемые «скид-стиры», продолжает Харитонов. Они имеют не очень большую грузоподъемность и не имеют телескопической стрелы. Однако у них есть особенность: при повороте левые колеса такого погрузчика крутятся назад, а правые (передние и задние) — вперед, за счет чего машина способна разворачиваться на месте в рамках своей длины. Смирнов добавляет, что это обычно очень маленькие по габаритам модели и основным их производителем является Япония. Также существуют мачтовые погрузчики, однако они, по мнению Харитонова, постепенно замещаются телескопическими, так как способны поднимать грузы только вертикально, в отличие от телескопических, осуществляющих подъем грузов не только вертикально, но еще и с выдвижением стрелы вперед.

Еще одним видом погрузчиков, не имеющих широкого распространения в сельском хозяйстве, являются электрические. По словам Клименко, такие машины вообще используются крайне редко и применяются в основном в складских помещениях. Электрическим погрузчиком (3М-60, Семилукский завод сельхозмашин) пользуются в хозяйстве «Авангард» (Воронежская область, выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение КРС), причем исключительно на складе. Как рассказывает главный инженер Александр Прокопов, производительность этой машины очень низкая (60 т/час), но зато ее можно использовать в помещениях любой высоты. «Такой погрузчик подходит для различных нетиповых построек, так как он оснащен откидными крыльями, осуществляющими передачу в центральную ленту на зерномет. Используется он нами в основном для отгрузки зерна», — объясняет специалист. Поскольку с большими объемами зерна электрические погрузчики справиться не в состоянии, в хозяйстве используют фронтальный погрузчик Амкодор-333 с ковшом объемом 1 куб. м. Эта модель задействована в основном на погрузке зерна. Производительность у погрузчика, по словам Прокопова, большая (до 100 т/час), работой машины специалист доволен. Также в «Авангарде» работают навесные погрузчики ПБМ-1200 и ПЗН-250 для тракторов МТЗ-1221. ПБМ-1200 применяется в основном для буртовки на зернотоках, объем его ковша составляет 0,6 куб. м, рассказывает специалист. А погрузчик ПЗН-250 используется для погрузки зерна с зернотока и обладает большой производительностью — 250 т/час.

А вот в хозяйстве «Кримм» (Тюмень, выращивание зерновых, зернобобовых культур и овощей), по словам генерального директора Геннадия Рязанова, для погрузки картофеля, моркови и свеклы используют телескопические электромоторные машины фирм Miedema (Голландия) и Grimme (Германия), а навесные применяются редко, в основном для погрузки сыпучих материалов: глины, земли и т. д.

По словам Рязанова, производительность приобретенных им телескопических погрузчиков составляет примерно 60 т/час. Что касается особенностей этой техники, то гендиректор отмечает, что машины работают в автоматическом режиме, благодаря чему колебания стрелы не превышают 40 см, поэтому продукт укладывается равномерно. Этому способствует и программа управления, предназначенная для равномерной закладки продукта, которая установлена на недавно купленном погрузчике фирмы Miedema, добавляет гендиректор. Погрузчик этой компании был приобретен хозяйством в 2010 году за 6 млн руб. и еще не окупился, погрузчики Grimme используются с 2002 года. А до 2002 года в «Кримм» использовались транспортеры ТЗК, которые не были в состоянии выполнить весь спектр работ с необходимой производительностью, вспоминает Рязанов.

Импортные или отечественные?

В вопросе выбора между российскими и импортными моделями специалисты не сходятся во мнениях.

Паранченко отмечает, что российские погрузчики уступают импортным по функциональным возможностям. Применяя отечественные машины, некоторые виды работ будет невозможно выполнить, убежден специалист. «Отечественная промышленность не выпускает телескопических погрузчиков. Агрегаты, которые она делает, имеют либо слабые и неэкологичные двигатели, либо устаревший тип трансмиссии. Да и ассортимент навесного оборудования ограничен», — говорит специалист. Среди отечественных ведущих компаний-производителей погрузчиков Паранченко называет «Амкодор», ХТЗ, «Ростсельмаш», «Алттрак». Лидерами среди импортных производителей в этой области, по его мнению, являются Manitou, Merlo, JCB, Dieci.

Наибольшее распространение из российских моделей имеют фронтальные навесные погрузчики на тракторах классической компоновки классов 0,9, 1,4, 2 и 3, производимые в Орле, Саранске, в Белоруссии и на Украине, говорит Горгодзе. Аграрии к ним просто привыкли, полагает он, к тому же цена этих машин, как правило, очень демократична. К тому же навесное оборудование у наших аграриев популярно потому, что его можно навешивать на тракторы МТЗ-80, -82, -1221, ЛТЗ-40, -60 и ВМТЗ-30, которые есть во всех хозяйствах, объясняет специалист.

Что же касается новинок, то на рынке российских погрузчиков они появляются очень редко, сожалеет Горгодзе: ставка делается на старые, завоевавшие доверие и популярность модели. Тем не менее на некоторых моделях отечественной погрузочной техники производители поменяли управление, а кабину сделали более комфортабельной, возражает Вячеслав Смирнов, менеджер по продажам компании «Великан» (Москва, поставка коммерческого транспорта и спецтехники).

И все же утверждать, что российские производители идут в ногу со временем, невозможно. По словам Харитонова, среди производителей из стран СНГ, единственной компанией, выпускающей телескопические погрузчики, является белорусский «Амкодор». Правда ассортимент у этой компании пока весьма невелик, считает специалист. Среди недостатков белорусских погрузчиков Харитонов называет большие габариты при относительно скромных характеристиках по грузоподъемности и высоте подъема, утверждая, что главным преимуществом этой техники является низкая цена. Однако Смирнов из компании «Великан» не соглашается с такими оценками. «Действительно, телескопические погрузчики компания «Амкодор» начала производить всего несколько лет назад, и существующие модели пока уступают своим импортным аналогам по некоторым параметрам, но несмотря на это аграрии, купившие их, остались вполне довольны», — утверждает он. Кроме того, эта фирма специализируется в первую очередь на продаже фронтальных погрузчиков, габариты и грузоподъемность которых также отнюдь не хуже, чем у западных моделей, продолжает Смирнов. Так, разница в габаритах составляет порядка 10 см, что несущественно, ведь средняя длина любого погрузчика — примерно 7,5 м, приводит он пример. Также нельзя говорить, что эти машины сильно уступают по грузоподъемности, уверен Смирнов. По его словам, «Амкодор» представляет широкий ассортимент моделей с разной грузоподъемностью (как с наиболее ходовыми, рассчитанными на 3-4 т, так и на поднимающими 6-7 т).

Говоря о недостатках отечественной техники, Клименко из «Сальсксельмаша» указывает на качество окраски, гидравлики (РВД, гидроцилиндры) и — для некоторых компаний — качество изготовления конструкций. Тем не менее российская техника, по словам специалиста, обладает надежностью, ремонтопригодностью и дешевизной. Так, импортные погрузчики, по словам Клименко, стоят в два раза дороже российских аналогов, а брендовые модели — порой в три раза и больше. В среднем комплект навесного на трактор фронтального погрузчика в комплекте с одним ковшом российского производства стоит от 85-120 тыс. руб., импортные погрузчики — 200-250 тыс. руб., а брендовые — от 300 тыс. руб., сравнивает он. Также, по мнению Смирнова, к отечественным маркам проще подобрать запчасти.

По мнению же Дмитриева из «Еврохимсервиса», российская техника, напротив, чаще ломается. К тому же импортные модели, хотя и стоят дороже, не имеют аналогов среди российских, добавляет он.

Еще одну нишу на российском рынке занимают китайские погрузчики, качество которых может варьироваться, а вот цена, как правило, очень демократична, замечает Смирнов. Вообще, по его мнению, покупка отечественных моделей наиболее целесообразна для отдаленных уголков нашей страны (как западных, так и восточных) по причине все той же простоты в ремонте, а для хозяйств Центральной России подойдут любые модели, как отечественные, так и западные, потому что здесь больше развита сеть сервисных центров, магазинов запасных частей и базируется основная часть дилеров. Вырвыкишка из «Грейнвелла» считает зарубежную технику намного более качественной, ведь часть работ, выполняемых импортным погрузчиком, отечественный выполнить не в состоянии. Кроме того, большую часть отечественной техники, по его словам, составляют устаревшие модели, тогда как рынок импортного оборудования гораздо шире и совершеннее. А вот Рязанов из «Кримма» утверждает, что за последние три года качество импортной погрузочной техники существенно ухудшилось, а цены стали необоснованно завышенными. Впрочем, отечественная техника все равно значительно уступает импортным аналогам, соглашается Рязанов, но у нее есть плюс — она гораздо проще в управлении.

Старое и новое

Современный рынок насыщен разнообразными моделями погрузчиков, однако до сих пор в некоторых хозяйствах в целях экономии средств или из-за их отсутствия используют устаревшую технику.

У аграриев есть альтернатива: купить одну универсальную, но дорогую машину, либо использовать устаревшие механизмы и технику западного или отечественного производства, но в большем количестве, чем это необходимо, иронизирует Паранченко. По мнению специалиста, при выборе второго варианта аграрий ничуть не экономит, а порой даже переплачивает за вынужденный ремонт старых узлов и агрегатов. Напротив, современные погрузчики увеличивают производительность труда в 2-3 раза, выполняя тот спектр работ, который способны осуществить только 5-6 устаревших машин, уверен он.

Смирнов рассказывает, что главное отличие современных погрузчиков от устаревших заключается в замене рычагов на многофункциональные джойстики. Харитонов уточняет, что в сельском хозяйстве постоянно внедряются новые технологии, меняются приоритеты, а стало быть, современная техника должна полностью отвечать этим требованиям. Так, за последние 10-20 лет конструкция телескопических погрузчиков существенно изменилась: увеличилась грузоподъемность при уменьшении размеров, повысилась производительность гидравлики и стали намного совершеннее органы управления.

Вообще для наиболее эффективной работы, по мнению Горгодзе, необходимо иметь «свой инструмент» для каждого дела, а потому выгоднее использовать один погрузчик для работ в сельском хозяйстве, другой — для складских работ, третий — для строительства и т. д. Главное правильно подобрать требуемую для нужд хозяйства производительность, напоминает он.

Что касается технических характеристик самого погрузчика, то, по словам Горгодзе, каждый руководитель должен сам определить, какие из них необходимы для хозяйства. Смирнов полагает, что для наибольшей эффективности средняя грузоподъемность погрузчика должна составлять примерно 4 т, вместимость ковша — около 3 куб. м, высота разгрузки — 3,1-3,2 м, а время гидравлического цикла — 10 секунд.

В России наибольшим спросом пользуются модели с грузоподъемностью 3 т и высотой подъема 7 м, в Белоруссии и в Европе - с грузоподъемностью 3-4 т и высотой подъема 6 м, утверждает Харитонов. При этом наибольший спрос отмечен на вездеходные модели, а не на дорожно-строительные, добавляет Паранченко. Также важное значение имеет маневренность машины, и с этой точки зрения лидерство принадлежит телескопическим погрузчикам с функцией крабового хода, не сомневается специалист. Харитонов перечисляет и ряд других важных функций, необходимых для эффективной работы погрузчика в сельском хозяйстве. Прежде всего это наличие более совершенной системы охлаждения, которая необходима из-за особенностей сельхозпроизводства. «Здесь важна каждая мелочь. Например, принципиальным является наличие функции реверсного хода вентилятора для легкой и эффективной очистки воздухозаборника и радиатора, и чем эффективнее реализована эта система, тем меньше времени фермер простаивает», — поясняет специалист. Также он обращает внимание на комфортность управления рабочими органами, навешиваемыми на стрелу (силосно-отрезной захват, вилы с захватом, ковш с захватом, захват для тюков и т. д.), для удобства управления которыми на современных погрузчиках установлен многофункциональный джойстик. Помимо этого, сегодня телескопический погрузчик все больше и больше применяется на транспортных работах (в том числе для перемещения с прицепами), поэтому важным элементом становится высокоскоростная трансмиссия с отключением полного привода для экономии топлива и меньшего истирания резины, подчеркивает Харитонов.

По мнению Дмитриева, производительность напрямую зависит от удобства оператора, а потому в погрузчиках должны быть кондиционер, пневматическое сидение (с регулирующейся высотой спинки), хорошее освещение, а также уже упоминавшаяся функция обратного реверса-вентилятора охлаждения радиатора, которая позволяет выдувать из отсека двигателя и радиатора разнообразный мусор. Кроме того, хороший погрузчик должен иметь практичные колеса и мощные мосты, способные выдерживать большие нагрузки для удержания напряжения, а также систему охлаждения, специально адаптированную для работ в тяжелых сельскохозяйственных условиях, убежден специалист.

Наиболее удобны для небольших хозяйств, по его мнению, компактные модели, обладающие высокой грузоподъемностью при маленьких габаритах. Так, JCB 527-58 Agri Loadall при размерах 2 м в ширину и 2 м в высоту имеет такие же технические характеристики, грузоподъемность 2,7 т и способен поднять такой груз на высоту 5,8 м, практически как и большой погрузчик, приводит пример Дмитриев. Не говоря уже о плюсах — маневренности и компактности при работе в стесненных помещениях и въезде в ограниченные проемы, заключает он.

Немного о поломках

Разумеется, погрузчики, как и любая техника, подвержены износу и поломкам. По словам Горгодзе, это чаще всего связано с неправильным обслуживанием и эксплуатацией. Требующей наиболее высокой квалификации, по его мнению, является работа с гидравлической системой этих машин. По словам главного инженера хозяйства «Авангард» Александра Прокопова, поломки навесных погрузчиков в их хозяйстве происходят довольно часто, а на остальных — редко. В основном они связаны со слабостью редуктора колесного передвижения и с непрочным металлом, из которого делают эти машины (чугун), ломаются также и ленты подачи. Наиболее часто на мобильном погрузчике из строя выходят цветная передача, волны редуктора и т. д. С поломками в хозяйстве в основном справляются сами, поскольку, зная слабые места своей техники, всегда имеют в запасе необходимые запчасти.

Серьезные отказы, требующие помощи квалифицированных специалистов, в «Авангарде» случаются редко и касаются они в основном поломок электроники на купленном в этом году свеклопогрузчике фирмы Ropa (Германия). По словам Прокопова, недостатком работы многих сервис-центров, с которыми они сотрудничают, является очень медленная реакция. Мастера отвечают не ранее, чем через 5-6 часов после произошедшей поломки, недоволен он. Более оперативно реагирует компания «Ropa Русь», где в течение 3-4 часов могут прислать специалиста и устранить возникшие неполадки. На покупку запчастей тоже требуется немало времени: порой на это уходит до девяти часов, подсчитывает Прокопов. Рязанов из «Кримма», утверждает, что больших проблем с ремонтом погрузочной техники у него не возникает: часть поломок в хозяйстве ликвидируют самостоятельно, а иногда обращаются к специалистам.

Таможенный режим
В сентябре этого года вступило в силу решение таможенного союза о повышении ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сельхозтехники с 0 до 5% на загрузочные устройства, разработанные для навески на сельскохозяйственные тракторы и прочие приспособления, а также на технику и оборудование для приготовления кормов для животных. По словам Максима Шорохова, пресс-секретаря ассоциации «Росагромаш», это нововведение должно способствовать повышению конкурентоспособности российских производителей агротехники.
Сергей Паранченко, генеральный директор компании «Матадор» (Набережные Челны, проектирование, производство и поставка погрузочной техники), утверждает, что на телескопические погрузчики повышение пошлин пока не распространяется. Однако связано это не с отсутствием их отечественных аналогов, а с решением руководства страны. По оценкам специалиста, в ближайшие годы возможно повышение таможенных пошлин и на телескопические погрузчики.
Рука госпомощи
Дмитрий Кудрявых, менеджер по аграрным проектам стран СНГ компании «Маниту Восток» (г. Белгород, производство и продажа погрузчиков), выделяет две основные причины увеличения спроса на телескопические погрузчики: государственную поддержку и понимание крестьянами того, что от эксплуатации современной техники можно получить неплохую выгоду.
По словам специалиста, эта выгода заключается в универсальности телескопических погрузчиков, состоящей в том, что один такой агрегат заменяет два навесных фронтальных погрузчика, агрегатированных с двумя тракторами. Тем самым в два раза увеличивается цикл работы и в четыре раза сокращаются расходы на заправку, ремонт техники и зарплату механизаторам, объясняет Кудрявых.
На российский рынок этот вид техники вышел в 2005 году и достаточно быстро завоевал популярность. Увеличение роста продаж наблюдалось вплоть до 2009 года, а в 2008-м достигло наивысшей точки. В 2009 году из-за кризиса рост продаж телескопических погрузчиков снизился, но уже к октябрю-ноябрю вновь наблюдалось увеличение спроса на этот вид техники. Однако, поскольку телескопические погрузчики — это техника длительного использования и на сегодняшний день уже около 50% хозяйств в России оснащены ими, продаж на уровне 2008 года в ближайшее время не ожидается, убежден специалист.
Безусловно, немаловажной причиной увеличения спроса на «телескопы», стала государственная поддержка, распространившаяся на данную технику еще с момента ее появления на рынке. В настоящее время действующим является письмо Минсельхоза России от 5 августа 2009 года № БА-17\6755, согласно которому наша страна субсидирует 2/3 ставки рефинансирования на отдельные виды техники для молочного животноводства, в том числе на телескопические погрузчики, которые не имеют аналогов среди отечественных агрегатов. По словам Кудрявых, аграрии активно пользуются такой госуслугой.
Помимо этого, существует поддержка на местном уровне, особенно активно реализовавшаяся в 2008 году, когда, например, в Екатеринбурге, Уфе и в некоторых других регионах России при покупке необходимой для хозяйства техники из местного бюджета возмещалось до 40-50% от всей стоимости товара. С кризисом эти программы приостановились, сейчас их действие пытаются возобновить, говорит специалист.
Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама