Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Цифра в поле. Уникальные цифровые решения в сельхозмашиностроении
Михаил Мизин
Агротехника и технологии
12 июля 2019
Мировые производители сельхозтехники сегодня предлагают впечатляющий набор цифровых решений, направленных на устойчивую привязку различных процессов в хозяйствах к цифровой информации. При этом по уровню внедрения таких решений мы находимся в самом начале пути, что свидетельствует о колоссальном потенциале этого направления и неизбежности взрывного роста в ближайшие годы
журнал «Агротехника и технологии»
июль-август 2019
Уровень инвестиций в НИОКР в мировом сельхозмашиностроении сегодня составляет 5% от выручки
Фото: Легион-Медиа


Обзор инновационных цифровых решений, предлагаемых сегодня иностранными брендами российским аграриям, специально для журнала «Агротехника и технологии» подготовил официальный представитель ассоциации VDMA Agricultural Machinery в России Михаил Мизин.

В ближайшие годы цифровые технологии обещают изменить традиционный и привычный нам облик сельского хозяйства. Конечно, пока рано говорить о реализации заветной мечты аграрного олигарха — управлять хозяйством через ноутбук с личной яхты в Карибском бассейне, но очевидно, что в ближайшие годы нас ждет масштабная трансформация аграрного сектора, связанная со сквозной цифровизацией всех процессов от работы в поле до производственно-сбытовых цепочек.

Показательно, что двигатель прогресса в данном случае — производители сельхозтехники и оборудования. Уровень инвестиций в НИОКР в мировом сельхозмашиностроении сегодня составляет 5 % от выручки, что делает эту отрасль одной из самых инновационных в мире.

В начале всех цифровых решений, давших серьёзный толчок развитию этого направления, был и есть универсальный протокол ISOBUS, инициатором которого была ассоциация производителей сельхозтехники Германии VDMA Agricultural Machinery и ведущие мировые производители сельхозтехники. Сегодня же, наряду с традиционными изолированными решениями в разных сегментах, большинство крупных производителей идут по пути создания и развития собственных цифровых экосистем, вступая в партнёрство как со специализированными компаниями-разработчиками, так и друг с другом.

Одно из важнейших направлений цифровой трансформации — налаживание автоматического обмена данными между машиной и офисными системами. В этом сегменте компания John Deere в партнёрстве с российской компанией ЦПС выпустила решение AGDI (Ag Data Integrator), осуществляющее автоматический обмен данными между техникой John Deere и офисной системой на базе 1С в двустороннем формате. Система позволяет не только контролировать технические характеристики работы машины, но также выполняет функции Агродиспетчера с реализованной функциональностью работы по предписаниям. Несмотря на то, что данное решение разрабатывалось как часть цифровой экосистемы John Deere, оно позволяет осуществлять интеграцию техники разных производителей в одной системе, а также даёт возможность использования различных картографических данных.

Действительно, фактор совместимости разной техники и софта в рамках одного решения — важнейшая задача цифровой эпохи. Большинство хозяйств обладают смешанным парком техники, поэтому предпочитают универсальные цифровые решения.

Уникальный пример такого решения — платформа Agrirouter, в состав которой входят такие бренды, как AGCO, Amazone, Grimme, Horsch, Krone, Kuhn, Lemken, Pöttinger, Rauch, Same Deutz-Fahr и другие. Платформа разработана в сотрудничестве с компанией DKE Data и позволяет осуществлять обмен данными между машинами и софтом разных производителей. Данное решение адаптируется под технику каждого производителя. Например, с 2017 года все самоходные комбайны GRIMME, а с 2019 года также картофелеуборочные комбайны EVO 280 и EVO 290 поставляются в серийной комплектации с телеметрическим устройством, которое передаёт данные машины и координаты GPS на клиентский портал и соединяет их с платформой Agrirouter. При этом пользователь может сам задавать данные и GPS, которые будут передаваться на разные приложения типа Farm Management Information System (FMIS).

Важно отметить, что ведущие производители сельхозтехники предлагают цифровые решения не только для своих клиентов, но и для дилеров, что помогает вывести работу сервисных служб на новый уровень. В этом направлении компания CLAAS разработала уникальную систему CLAAS Remote Service, которая обеспечивает дилерам возможность удаленной сервисной поддержки своих клиентов. С помощью системы дилер может дистанционно определить причину неисправности машины и, в зависимости от характера неисправности, либо подсказать по телефону механизатору, как её можно устранить, либо, если требуется замена детали, заблаговременно взять её с собой при выезде к клиенту. Кроме этого дилер может заблаговременно согласовывать время проведения технического обслуживания машин, чтобы избежать их остановки во время интенсивных полевых работ. Система CLAAS Remote Service c 2018 года входит в стандартное оснащение комбайнов LEXION, тракторов XERION, а также некоторых моделей комбайнов TUCANO и JAGUAR и тракторов AXION 900-й серии.

Известный факт — от уровня сервиса и технического обслуживания зависит своевременность и качество работы в поле, поэтому мировые производители применяют самые современные технологии, чтобы оптимизировать сервис и повысить его качество. Наряду с возможностями дистанционной сервисной поддержки, в области сервиса и техобслуживания впервые стали применяться технологии дополненной реальности. Уникальный пример — мобильное приложение REDVISTA компании Kuhn, которое помогает проводить плановое техническое обслуживание и регулировку сельхозтехники. Это первое в мире приложение, созданное с использованием технологий дополненной реальности и обеспечивающее эффект присутствия. В частности, приложение позволяет безошибочно определять все точки смазки даже без мойки машины после рабочего дня, что не просто экономит время, но ещё и устраняет человеческий фактор — демонстрация на экране всех узлов, требующих обслуживания, просто не даёт возможности забыть о какой-то точке или пропустить её. Более того, вся техника теперь оснащается специальными стикерами, отсканировав которые, можно получить сразу всю необходимую информацию даже без подключения к интернету. Такой функционал делает возможным осуществление техобслуживания даже людьми без специальной технической подготовки. Инновационный характер разработки и широкий потенциал внедрения были отмечены серебряной медалью SIMA Innovation Awards — 2019.

С таким арсеналом цифровых решений мировые производители сельхозтехники сегодня во многом опережают время и задают направления, по которым будет осуществляться цифровая трансформация сельского хозяйства в ближайшие десятилетия. Среди российских аграриев есть традиционно большой интерес и спрос на подобные технологии, но важно, чтобы эволюция внешней среды не отставала от развития цифровых технологий и обеспечивала благоприятную почву для их применения в России (регуляторная рамка, развитие инфраструктуры, вопросы принадлежности и безопасности данных и т. д.).

Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама