2015 vs 1999. Замещение импорта тогда и теперь

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор», об усталости от разговоров об импортозамещении

Вы не устали от разговоров об импортозамещении? Не знаю, как вам, а мне больше, чем об этом, надоело слушать разве что об инновациях и нанотехнологиях. Здесь и там — кампанейщина, имитация бурной деятельности, бюрократические игры. А главное, звучат неуместные параллели с замещением продовольственного импорта в конце девяностых. За ними следует упрощенно-бодрый вывод: «Пережили девяностые, переживем и теперь!».

Конечно, переживем. Я не раз писал и показывал на цифрах, что АПК (за вычетом системных проблем — таких, как огромный и плохо обслуживаемый кредитный долг или мизерная рентабельность без учета субсидий) в сравнении с другими отраслями и макроэкономикой держится уверенно. Однако же нынешнее, девальвационное импортозамещение и то, которое было в 1998-99 годы, — это два принципиально разных уровня замещения. Сейчас оно требует инвестиций, а тогда не требовало.

Тогда мы взяли старт от плинтуса, и взяли — по сравнению с 2014-16 годами — практически бесплатно, без бюджетных вливаний. У нас был 40%-ный спад ВВП (1990-1999 годы), дешевая рабочая сила, высокая безработица, высокий же импорт и большое количество свободных мощностей. Все это способствовало бодрому восстановительному росту. Тогда потребление продовольствия начало расти, а сейчас падает. То есть не работает покупательский драйвер, который тянул бы производство вверх. 18 лет назад подорожавший вместе с долларом некачественный импорт замещался дешевыми отечественными продуктами питания лучшего или сравнимого качества. В наши дни потребителю предлагают более дорогой наш продукт, качество которого часто не выше ввозимого, а соотношение «качество/цена» уж точно не в пользу местного. Имею в виду прежде всего такие товарные группы, как молочная, рыбная и фруктово-овощная.

Внеотраслевая ситуация тоже другая. Без восстановления инвестиционного климата и повышения производительности, за счет одних только курсовых изменений не будет быстрого, недорогого, полноценного импортозамещения и выхода на траекторию роста. Что делать? — вопрос не Минсельхоза, а правительства и президента. Нужны новые, а не только инерционные, инвестиции, нужно изменение бюджетной политики. 10 с лишним лет экономика страны держалась на модели, в центре которой было распределение растущих денежных сумм. Все проблемы — от пенсий и образования до замещения импорта продовольствия и модернизации АПК — власти пытались решать, просто наращивая финансирование.

Когда нефтегазовый денежный поток стал иссякать, стало очевидно, что это не сработало. Мы в целом и без импорта закрываем внутренний спрос на основное продовольствие, но отрасль нежизнеспособна без бюджетной поддержки. Еще больше, чем в начале 2000-х годов, она зависит от импорта техники и оборудования. Финансовый рынок под давлением санкций сужается, и особенно сужается сфера инвестиционной деятельности. Больших и длинных инвесткредитов все меньше. Частные инвестиции вне игры. Растущее финансирование сейчас в состоянии были бы обеспечить только госбанки, но они сами под санкциями. Если ничего не изменится, то максимум, что они смогут, это кредитовать действующие агропроекты. Бюджет также будет сокращаться, за пару лет могут быть исчерпаны Резервный фонд и ФНБ. И потом, если продолжать балансировать бюджет так, как сейчас, то скоро мы перейдем к прямой эмиссии денег, которая пока запрещена. А там недалеко до гиперинфляции, по опыту 1990-х, пагубно влияющей на реальный сектор.

Нужно менять макроэкономическую и бюджетную политику. Да и обычную тоже. Без этого импортозамещение будет еще долго оставаться игрой в отчеты и борьбой за формальное выполнение показателей давно устаревших доктрин и госпрограмм.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»