Выбор редактора

Сельскохозяйственная компания «Рассвет» запускает промышленное производство свежих ягод на 50 га в Сергачском районе Нижегородской области, сообщила «Агроинвестору» пресс-служба предприятия. На 20 га будут выращивать землянику, 15 га займет голубика, 10 га — малина, 5 га — ежевика. Общий объем производства составит 700 т ягод в год. Предварительная стоимость проекта — 300 млн руб.

Проект развивают соучредители крупнейшего в России производителя риса «АФГ Националь» совместно с партнерами. Совладелец холдинга и один из инициаторов ягодного производства Дмитрий Аржанов пояснил, что сейчас инвестиции осуществляются в три отдельных сельхознаправления в Нижегородской области. «Овощеводство под эгидой «АФГ Националь», свеклосахарная отрасль во главе с Агрофирмой «Весна» и промышленное производство ягод компанией «Рассвет» — три отдельных самодостаточных проекта, не требующих объединения в общую холдинговую структуру, — подчеркивает Аржанов. — Под каждое направление формируется инвестиционный бюджет, используются кредитные ресурсы, выделяются субсидии». При этом все три производственных направления развивает одна группа инвесторов, у предприятий частично общие собственники. Также для снижения издержек и повышения эффективности производства будут формироваться общие каналы сбыта продукции, рассказал он.

Что будет выращивать

По площади, объему валового сбора ягод и сортовому разнообразию сад «Рассвета» будет уникальным не только для Нижегородской области, но и для России в целом, учитывая дефицит промышленного производства. Сейчас более 90% ягод выращивается в личных хозяйствах населения. По данным «АБ-Центра», в 2015 году валовой сбор во всех хозяйствах составил 761,5 тыс. т, при этом аналитики компании отмечают высокую долю нетоварного и мелкотоварного производства. Согласно Росстату, в прошлом году сельхозорганизации реализовали всего 3,3 тыс. т ягод на 541,3 млн руб. Сбор ягод в сельхозорганизациях составил 8,9 тыс. т, общее производство в стране достигло 806,8 тыс. т, следует из данных статведомства. Таким образом, с объемом производства в 700 т «Рассвет» рассчитывает получить примерно десятую часть российского рынка промышленного производства ягод. Компания сможет обеспечить продукцией жителей Нижегородской области и близлежащих регионов. «Первые ягоды будут уже в июне, — уточнил «Агроинвестору» Аржанов. — Объемы производства позволяют наладить сотрудничество с торговыми сетями. Для ягод будет создан новый бренд, название сейчас разрабатываем».

Данная ниша привлекательна для инвестиций на фоне стабильно высокого спроса на свежие ягоды, а также продолжающегося роста цен на продукцию в условиях ограничения импорта, говорит консультант практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Станислав Шленский. «Так, в 2015 году объем ввоза сократился на 11%, и в прошлом году эта тенденция только усилилась», — сравнивает он. По оценке аналитика «Финам» Тимура Нигматуллина, объем российского рынка замороженных ягод и фруктов в прошлом году составил около 65−70 тыс. т, а свежих ягод — 950 тыс. т (натуральное потребление составляет более половины всего объема спроса в России). «С учетом ослабления рубля и снижения спроса на импорт рынок привлекателен для экспансии промышленных производителей», — уверен он.

Рынок, безусловно, интересный, уже только потому, что на нем мало крупных игроков и почти нет известных имен, за исключением разве что Совхоза имени Ленина в Московской области, обращает внимание начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Кроме того, Россия импортирует много этой продукции: в прошлом году суммарный ввоз свежих земляники, голубики, малины, ежевики, клюквы и черники составил около 30 тыс. т. Однако инвестиции в промышленное производство ягод для нашей страны пока редкость, поэтому трудно сравнивать производственные параметры проекта с какими-то аналогами, комментирует она.

В перспективе интересна переработка

С учетом относительно низкого объема капитальных вложений, а также высокой рентабельности бизнеса, которая может доходить до 600% в год, окупаемость подобных проектов обычно не превышает двух-трех лет, оценивает Шленский. При этом, по его словам, основным риском ягодного производства является зависимость от погодных условий, например, засуха или похолодание могут привести к потере урожая. «Тем не менее, сейчас существует ряд технологий, позволяющих минимизировать потери в случае непогоды», — отмечает он. Нигматуллин тоже считает этот вид бизнеса высокорискованным. Нижегородская область относится к зоне рискованного земледелия, и это может повлиять на плановые финансовые и операционные показатели, поясняет он.

Производство ягод стабильно

«Мы используем передовые европейские технологии производства и хранения ягод. Например, малину будем выращивать в туннельных укрытиях высотой 4,5 м с применением капельного полива и специальной мульчирующей пленки, позволяющей существенно снизить затраты на прополку и поддерживать оптимальный режим температуры и влажности», — рассказывает директор компании «Рассвет» Владимир Федотов. Для обеспечения сохранности ягод при транспортировке на длительные расстояния зарубежные производители выбирают более крепкие, но менее вкусные сорта. Кроме того, ягода срывается до момента зрелости, что также негативно сказывается на вкусовых характеристиках. «Мы подобрали сорта с наилучшими вкусовыми качествами. Доставка будет производиться на минимальное расстояние, — продолжает Федотов. — Мы станем применять экологичные и безопасные удобрения, вся продукция будет проверяться и сертифицироваться специалистами Центра агрохимической службы «Нижегородский».

Аржанов не исключает возможности расширения ягодного проекта до 500 га, но уточняет, что пока об этом рано говорить. «Также в перспективе мы рассматриваем возможность переработки ягод на базе Сергачского сахарного завода и выход на рынок варенья, джемов, конфитюров и прочей десертной продукции, — рассказал он. — Интерес производителей йогуртов и молочной продукции позволит обеспечить дополнительный канал сбыта». Кроме того, технология производства предполагает опыление растений пчелами, что в качестве побочного продукта дает уникальный ягодный мед. «В области сельхозпроизводства много привлекательных направлений, мы прорабатываем различные варианты дальнейшего развития бизнеса», — добавляет Аржанов.

Помимо очевидного сбыта ягод в свежем виде, компании действительно будет интересно пойти в сегмент переработки, комментирует Дарья Снитко. Эта продукция тоже очень востребована в молочной промышленности (наполнители для йогуртов и т. п. сейчас в основном импортируются), кондитерском секторе и в производстве продуктов питания. «В отраслях-потребителях присутствуют крупные, в том числе иностранные игроки, и сотрудничество с компанией, которая заинтересована в большей локализации производства, что ведет к снижению себестоимости, может быть интересно новому инвестору, — рассуждает эксперт. — Однако не стоит забывать, что если речь идет только лишь о переработанной продукции, то сильнейшую конкуренцию новому производителю составят поставщики из соседних стран — Беларуси, Армении, Грузии и др.».