Дальний Восток может увеличить агроэкспорт до $12 млрд

Однако для этого нужно повышать глубину переработки продукции и совершенствовать логистику и инфраструктуру

Серьезным тормозом для развития российского агроэкспорта является неэффективная логистика и слабая инфраструктура
Серьезным тормозом для развития российского агроэкспорта является неэффективная логистика и слабая инфраструктура

В этом году объем агроэкспорта из регионов Дальневосточного федерального округа составит $3,3 млрд, сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ). «Уверен, что востребованность продукции АПК Дальнего Востока в мире и дальше будет расти, а сельхозпроизводители продолжат успешно завоевывать зарубежные рынки и вносить существенный вклад в увеличение общероссийского экспорта», — цитирует министра ТАСС.

В первом полугодии объем поставок сельхозсырья и продовольствия из ДФО превысил $1,6 млрд, что на $350 млн больше, чем за аналогичный период 2017-го, сравнил Патрушев. Он напомнил, что ключевыми рынками для региона являются Китай, Корея, КНДР, Таиланд, Вьетнам, Дания и США. По итогам прошлого года доля ДФО в российском экспорте продовольственных товаров и сельхозсырья составила 12,7%, оценил .

В перспективе доля округа в общероссийском агроэкспорте может превысить 25%. По словам директора департамента информационной политики и специальных проектов Минсельхоза Дмитрия Краснова, географические преимущества Дальнего Востока для развития экспорта очевидны, регион нужно использовать как площадку для производства и сбыта продовольствия. Регионы ДФО способны увеличить экспорт продукции АПК до $12 млрд с $2,8 млрд в прошлом году, хотя, согласно опросу ведомства, сами они видят потенциал роста отгрузок лишь до $4,4 млрд, рассказал Краснов.

В структуре агроэкспорта ДФО 89% приходится на рыбу и морепродукты и увеличить объемы их поставок невозможно из-за естественных ограничений, однако в стоимостном выражении есть возможность роста за счет увеличения глубины переработки. Например, сейчас тонна рыбы продается за рубеж примерно в три раза дешевле, чем могла бы, отметил Краснов, выступая на сессии форума, посвященной агрологистике Дальнего Востока. «А это плюс $5 млрд к тому объему экспорта, который мы имеем сейчас», — отметил чиновник. Увеличение глубины переработки по другой продукции позволит повысить стоимость каждой ее тонны в среднем на 30% и нарастить объемы вывоза до $4,3 млрд. Благодаря росту производства в округе базовой сельхозпродукции — зерна, сои, свинины и мяса птицы — ее поставки из округа на внешние рынки могут увеличиться с нынешних $300 тыс. до $3 млрд.

Учитывая прогнозы потребления продукции ближайших к ДФО рынков сбыта — Японии, КНДР, Китая — там будет востребована именно продукция высоких переделов. «Это значит, что даже при достижении значительных объемов производства на Дальнем Востоке мы не сможем реализовывать экспортный потенциал без увеличения глубины переработки, поскольку потребности ближайших рынков несколько иные», — подчеркнул Краснов.

При этом серьезным тормозом для развития российского агроэкспорта является неэффективная логистика и слабая инфраструктура. Согласно данным Всемирного банка, по качеству и компетентности логистики Россия в 2018 году занимает 71 место в мире, а по индексу эффективности логистики в целом — 75-е, следует из презентации Краснова. Поставленная президентом Владимиром Путиным задача увеличения объемов вывоза продукции АПК до $45 млрд к 2024 году — то есть более чем двукратного увеличения поставок относительно 2017-го ($20,7 млрд) — это главный KPI сельского хозяйства. «В то же время, вся инфраструктура у нас на протяжении многих лет развивалась как принимающая, и, поскольку теперь нужно развивать экспорт, фактически нужно сменить парадигму», — напомнил Краснов.

Из его презентации следует, что есть три сценария увеличения агроэкспорта. Консервативный — рост объемов поставок при сохранении средней цены продукции — предполагает, что нагрузка на товаропроводящие сети к 2024 году увеличится в 2,2 раза. При реализации базового сценария, предполагающего повышения цены на 30% за счет того, что будет вывозиться продукция глубокой переработки с добавленной стоимостью, объем перевозок возрастет на 70%, однако в этом случае повышаются требования к их качеству. В том числе потребуется увеличивать контейнерные перевозки, повышать уровень цифровизации экономики, развивать интернет-торговлю. Также важно повышать конкурентоспособность российских компаний-экспортеров с точки зрения тарифов на перевозки, поскольку для них поставки обходятся дороже, чем для других стран. Например, наши тарифы на перевалку зерна в портах одни из самых высоких в мире.

Согласно презентации Краснова, в этом году объем агроэкспорта из России может составить $23 млрд. Такой же объем в июне в ходе «прямой линии» озвучивал Владимир Путин. По данным ФТС, за первые семь месяцев этого года поставки за рубеж сельхозсырья и продовольствия превысили $13,2 млрд. В том числе отгрузки в дальнее зарубежье по сравнению с аналогичным периодом 2017-го выросли на 41,7% до $10,5 млрд, вывоз в страны СНГ увеличился на 3,9% до $2,7 млрд.

Загрузка...