Аналитика

Кадровая пробоина. Аграрное образование перестало отвечать потребностям отрасли?

РГАУ-МСХА Имени К.А. Тимирязева
РГАУ-МСХА Имени К.А. Тимирязева
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Читать номер

В аграрной отрасли есть две взаимосвязанные проблемы. Обе острые, ключевые и одна вытекает из другой. Первая — это катастрофическая нехватка не только специалистов, но и просто рабочих рук. Вторая — нежелание молодёжи оставаться в селе и тем более в это село уезжать из городов. Аграрные учебные заведения, однако, не пустуют, но сколько выпускников после института или техникума идут в «сельхозку»? О том, как сегодня происходит образовательный процесс на фоне стремительно развивающегося прогресса в аграрной науке и технике, а также о том, как решать проблему дефицита кадров, журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и участники рынка

На прошедшем недавно круглом столе «Проблема привлечения молодых кадров в сельскую местность» председатель «Союза сыроваров» Олег СИРОТА пожаловался на критическую нехватку молодых специалистов. «Молодой» здесь ключевое слово: Истринская сыроварня периодически закупает сложную технику, и её владелец опасается, что с ней не справятся те сотрудники, «кому за…». Олег Сирота уверяет, что зарплаты у сыроваров и специалистов в других сферах АПК доходят до 150 тыс. руб.: «Мы разговаривали со многими коллегами, подобные зарплаты в уборочную есть во многих регионах, причём, выплаты не меньше, а иногда даже больше. Деньги в отрасли есть, она перспективна, она растёт, но молодёжь сюда идёт плохо». 

Причина в том, говорит известный сыровар, что молодые люди считают сельское хозяйство депрессивной и непрестижной отраслью. «Мало кто из молодёжи знает, что работы на фермах, беспилотные комбайны и дроны в полях, электронные паспорта у коров — это не будущее, а уже реальность», — говорит он. — На беспилотных комбайнах Ростсельмаша я убирал ещё лет семь назад. А в нашем хозяйстве давно работают роботы, которые стоят по миллиону евро каждый и заменяют по 10-15 человек».

Для чего же тогда нужна молодёжь? Отвечая на этот вопрос, Олег Сирота рассказал, что на собственном опыте убедился в том, что именно молодые кадры способны справиться со сложной техникой. «Ещё до пандемии нам из Швейцарии привезли робота, — вспоминает он. — Пока иностранные специалисты работали, с ними общался и помогал молодой человек шестнадцати лет, которого мы тогда привлекли на практику. Парень посмотрел, как швейцарцы настраивали робота, и многое запомнил. Вскоре началась пандемия, и иностранцы перестали приезжать в Россию. Что делать? Ведь роботы нуждаются в обслуживании. И тогда мы этого парня зачислили в штат с зарплатой 60 тыс. руб., устроили его в колледж на профильную специальность и теперь держимся за него». 

На Истринской сыроварне есть летние практики, продолжает Олег Сирота. «Мы платим ребятам 1500 руб. в день, проводим экскурсии. Цель в том, чтобы любым путём привлекать молодые кадры. Потому что старшее поколение на современной технике плохо работает, а этой техники у нас появляется всё больше и больше. Мне трудно объяснять 60-летнему трактористу, что мы работаем с точным земледелием, я не могу представить, что мы с ним в полях будем запускать дрон. А человек, который вырос на «Майнкрафте», этот дрон вполне может запустить», — рассуждает председатель «Союза сыроваров». 

По его мнению, вопрос привлечения молодёжи жизненно важен. «Это катастрофическая проблема. В нашем корабле импортозамещения это самая большая пробоина», — говорит Олег Сирота.

007.jpg

Реальная ситуация 

Олег Сирота привёл достаточно высокий показатель заработной платы в сельском хозяйстве. Безусловно, столько платят далеко не во всех регионах. Галина ДЕМИШКЕВИЧ, заведующая кафедрой экономики и организации агробизнеса ФГБОУ ДПО РАКО АПК (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»), выступая на том же круглом столе, рассказала, что заработная плата сельхозспециалистов сегодня держится на уровне 68% от средней по экономике. Впрочем, по её словам, десять лет назад этот показатель был ниже 50%. «Наша академия уже на протяжении 20 лет ведёт мониторинг кадровой обеспеченности агропромышленного комплекса, — поделилась Демишкевич. — Мы отслеживаем как обеспеченность отрасли специалистами, так и работниками массовых профессий, рабочими.

К сожалению, приходится отмечать, что идёт тенденция к сокращению количества сотрудников: по специалистам за последние 10 лет — на 15%, по рабочим — на 28%. И мы видим, что прежде всего идёт отток молодёжи». Как отметила эксперт, за последние 10 лет среди занятых в агросекторе сотрудников доля пенсионеров выросла с 9% до 12,5%. Поэтому говорить о решении проблемы дефицита кадров пока не приходится. «В данный момент в сельскохозяйственные организации идут 33% выпускников аграрных учреждений. По вузам ситуация лучше — это 50%, но из закончивших аграрные средние специальные учебные заведения на село отправляется только 21%», — приводит данные Галина Демишкевич.

DSC05734_d1_180514.jpg

Спасение утопающих 

При столь остром дефиците специалистов сельскохозяйственные предприятия часто сами берутся за их воспитание «в собственном коллективе». Подходят к этому по-разному. Кто-то забирает на работу способных студентов сельхозвузов, кто-то ищет талантливых работников, организуя практику и подработку для всех желающих на предприятии, а кто-то организует свои школы. 

По последнему пути пошла, в част ности, ГК «Агротек». Геннадий ГРУШКО, президент этой группы компаний, выступая на круглом столе «Проблема привлечения молодых кадров в сельскую местность», рассказал, что основная проблема с кадрами заключается не в отсутствии сотрудников как таковых, а в их квалификации. Именно поэтому «Агротек» около пяти лет назад открыл свой внутрикорпоративный учебный центр, который работает как офлайн, так и онлайн. «Мы ведём студентов аграрных и других вузов, приглашаем их на практику, заключаем с ними ученический договор. Они могут получать образование в сфере растениеводства, агрономии, работы со средствами защиты растений, семенами, практиковаться в поле, во время сева, во время обра ботки культуры, уборки и подготовки полей. Мы сами составляем програм мы, перерабатываем программы наших аграрных вузов и делаем их более или менее доступными и понятными для экспресс-обучения и быстрого ввода в тему», — поделился Геннадий Грушко. 

По его мнению, самый важный момент адаптации человека на земле — это наставничество. Получив теоретические знания, будущий специалист должен научиться применять их на практике. По этой причине в ГК «Агротек» было решено разработать своего рода «электронного наставника». «Сегодня все ходят с девайсами — с телефонам и, с планшетами. Мы поняли, что это оборудование может стать неотъемлемой частью жизни будущих специалистов. Поэтому мы работаем над программным обеспече нием и уже достигли интересных результатов. Если до этого агроном мог качественно обслуживать в год 5 тыс. га земли и помогать сельхозпроизводителю не пропускать самые главные агрооперации и правильно рекомендовать ему технологию, то сегодня с помощью наших разработанных программ можно добиться показателя 25 тыс. га на одного человека. И это не предел», — уверен Геннадий Грушко. 

Но почему коммерческие компании занимаются обучением специалистов? Сотрудники фирмы «А вгуст» - директор департамента маркетинга Сергей КОСЫРЕВ и начальник отдела развития продуктов Дмитрий БЕЛОВ отмечают, что это международная практика. По словам Сергея Косырева, крупнейшие мировые компании создают «внутренние университеты» и обучают в них своих сотрудников, причём, полученные знания наружу не выпускаются. Так делает, например, компания DuPont - набирает талантливых специалистов, и те проходят обучение с созданием проекта, который должен быть внедрен в практику и показать измеряемый экономический эффект. 

Однако появление такого подхода в нашей стране могло быть вызвано, в том числе, отставанием отечественной аграрной науки. «Безусловно, аграрная наука отстала, например, от медицины, которая перешла на системный стандартизированный подход: «болезнь — протокол действий», — говорит Сергей Косырев. — Творческий подход в сельском хозяйстве мало эффективен, тем не менее, раз от раза встречается именно он. Ведь у нас каждый агроном — сам себе учёный и сам себе экспериментатор, который работает под девизом «Делаю что знаю, а если я этого не делал, то сильно сомневаюсь!». А стандартизованных протоколов действия до сих пор нет, хотя могли бы и быть». 

В свою очередь, Дмитрий Белов отмечает, что подходить к решению проблемы нехватки кадров можно с нескольких сторон. Однако прежде всего подготовка профессиональных сотрудников, посредством труда которых будет обеспечиваться экономический рост, благополучие и обмен ценными знаниями — это задача государства, считает он. Необходимо иметь научную школу, то есть фундаментальную науку, которая, в свою очередь, будет питать прикладную науку, обеспечивающую наполнение и актуальность программ обучения профессиональных кадров. И эта научная школа должна соответствовать тем актуальным методам, которые будут использоваться для проведения научных исследований. «Не должно быть такого, что НИИ использует компьютер, ВУЗ — калькулятор, а агроном — счёты», — иронизирует Белов. 

Недостаток высококвалифицированных агрономов и других специалистов в сельском хозяйстве, безусловно, существует, продолжает он. «Так, наше предприятие «УК «АвгустАгро» столкнулось с этой проблемой на этапе формирования штата, но как нам кажется, находится на правильном пути решения за счёт активной позиции и открытой коммуникации с аграрными ВУЗами, в том числе, республики Татарстан, с которыми сотрудничает на взаимовыгодных условиях. Как бы это не деструктивно звучало, но в ВУЗы, которые являются государственными, абитуриенты идут без конечной цели, а после окончания не хотят работать по специальности. Это касается и бюджетных, и платных мест. К сожалению, престиж агрономических специальностей за последние годы сильно снизился, и остались лишь островки света в тёмном царстве», — рассуждает о мотивации к учёбе студентов аграрных учебных заведений Дмитрий Белов. 

Нельзя сказать, что аграрная наука в России отсталая, говорит специалист. Тем не менее, по его словам, явно наблюдается дефицит научно-технической базы, финансирования или его нецелевого использования. В связи с этим многие лаборатории не укомплектованы, сожалеет Дмитрий Белов, подчёркивая, что причина этого не в оборудовании, а в кадрах. «Людям нужна интересная работа, достойная зарплата и уверенность в будущем, — говорит он. — И если в фундаментальной науке процесс идёт, то в прикладной части всё зиждется зачастую на энтузиазме специалистов сервисных компаний (агрохимии, защиты растений, техники, оборудования, цифровых сервисов) и отдельных учёных, которые смогли удержать и развить лаборатории. А лаборатории — ещё раз повторю — это в первую очередь коллектив, мозги и руки. Поэтому многие коммерческие организации, в частности и компания «Август», проводят ремонт в учебных аудиториях, помогают с оборудованием аграрным лабораториям, активно трудоустраивают выпускников аграрных ВУЗов». Быть может, это и есть новый путь развития, говорит Белов. «Но в любом случае одно неизменно: хорошее образование не как набор знаний, а как среда для формирования гармоничной личности будет залогом успешного развития общества и агрономии, в частности», — не сомневается специалист.

Цифровизация АПК

Проректор по учебной работе Волгоградского государственного аграрного университета Иван НЕСМИЯНОВ уверен: сегодня все области АПК должны использовать цифровизацию. Если сейчас мы уже не можем жить без интернета, без социальных сетей в своей повседневной жизни, то и современный специалист сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности не может жить без цифровых технологий в управлении своей производственной деятельностью, рассуждает он. В агрономии это точное земледелие, дистанционный мониторинг влажности почвы, её температуры, дистанционный мониторинг и сбор сведений с метеостанций, то есть те технологии, которые производятся с помощью спутникового мониторинга. На комбайнах, тракторах и других сельскохозяйственных машинах используют современные бортовые компьютеры и, конечно же, современный агроинженер должен не только уметь ими пользоваться, но и понимать, как эти алгоритмы построены, где какие процессы происходят. Он должен разбираться в информационных технологиях, чтобы знать причины возникающих неисправностей. Современная техника с электронным управлением заставляет оператора пользоваться бортовыми диагностическими компьютерами, которые позволяют выявлять неисправности машины.
Если же говорить о направлении зоотехнии, то там сейчас идёт ещё более масштабная цифровизация. Каждое животное — крупный и мелкий рогатый скот — чипировано. Чипирование КРС позволяет непосредственно на производстве видеть, сколько каждая корова даёт молока, каков процент жирности этого молока, полностью прогнозировать состояние коровы как производителя молока, оценивать состояние её здоровья. Это всё делается, конечно, только с помощью современного программного обеспечения, современных электронных средств. Кстати, у нас в Университете в центре разведения ценных пород рыб все благородные осётры чипированы и за ними можно дистанционно наблюдать. Также у нас ведутся исследования, позволяющие с помощью определённого алгоритма на основе искусственного интеллекта разделять самцов и самок осётра. Это тоже интересное направление, и те, кто занимается аквакультурой, сейчас начинают повсеместно использовать цифровые технологии.


Пусть меня научат 

О том, как сегодня изменилось обучение в одном из ведущих сельскохозяйственных вузов, «Агротехнике и технологиям» рассказал проректор по учебной работе Волгоградского государственного аграрного университета Иван НЕСМИЯНОВ. Он отметил, что сейчас большое значение отведено технологиям точного земледелия: без них современное сельское хозяйство обойтись не может. Основная часть этого направления реализуется на агротехнологическом факультете при подготовке агрономов, садоводов, специалистов по направлениям «агрохимия и почвоведение», «лесное дело», сообщил эксперт. Там имеется ряд дисциплин, где студенты занимаются непосредственно со спутниковыми картами, проводят оценку урожайности полей, прогнозируют дифференцированное внесение удобрений и дифференцированный посев соответственно технологиям точного земледелия. А на инженерно-технологическом факультете, где реализуется направление «Агроинженерия», будущих инженеров учат обращаться с техникой, которая предназначена для дифференцированного посева или внесения удобрений — они работают непосредственно с точным земледелием. 

«Конечно же, на нашей базе и в нашем учхозе есть современные тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника. На технике устанавливаются трекеры, которые ведут мониторинг сельскохозяйственных работ через систему спутниковой навигации. Учитывается расход топлива — отсюда считается выработка на гектар и, соответственно, планируется зарплата механизатора. А, например, на агротехнологическом факультете есть специализированная мобильная лаборатория, свои квадрокоптеры и свой беспилотник, который позволяет нам картографировать поля в учебно-опытном хозяйстве, что мы используем и для научных целей, и для производственных», — делится Иван Несмиянов. Безусловно, технологии точного земледелия — это не только современный тренд, это повседневность, без которой мы уже обойтись не можем, отмечает он, добавляя, что Волгоградская область по использованию технологий точного земледелия занимает одно из лидирующих мест в России. 

Все эти современные технологии позволяют подготовить студента на новом уровне, продолжает Иван Несмеянов. Будущий специалист получает возможность узнать, как пользоваться специальным диагностическим оборудованием с помощью спутникового мониторинга, программами, которые используют в производстве, современными устройствами, которые работают под управлением бортовых компьютеров. «Сейчас в образовательных программах появляются новые компетенции в области цифровизации, то есть, по сути дела, сейчас происходит цифровая трансформация образования, — объясняет проректор. — Конечно, мы готовим студентов и в этом направлении. Уже почти год, как мы подключились к этому процессу и уже ввели в ряд образовательных программ цифровые компетенции — в агрономии, агроинженерии, зоотехнии, ветеринарии. Сейчас идёт работа с другими программами, и часть преподавателей уже прошли повышение квалификации в области цифровой трансформации образовательных программ. В рабочую программу дисциплин вносятся изменения, и по некоторым из них мы уже начали реализацию. С 1 сентября 2022 года это примет больший масштаб». 

Проректор по учебной работе Волгоградского государственного аграрного университета не сомневается: специальные знания нужны. По его словам, некоторые профили направлений университета уже «современно трансформировали». Так, появился профиль магистратуры «Цифровизация и роботизация в агропромышленном комплексе». «Без этого направления не обходится ни одно передовое предприятие, где используются роботы и линии полностью автоматизированы, где всё управляется промышленными компьютерами, — говорит Иван Несмиянов. — Специалист должен знать, как эти линии функционируют и как они управляются, поэтому и мы не стоим на месте. У нас сейчас реализуется, например, профиль «Прикладная информатика», где в этом году будет 90 бюджетных мест (в прошлом году было 80). Потребность в специалистах, знающих современные информационные технологии, понимающих современный уровень развития техники, огромна. Поэтому мы перестраиваем образовательный процесс, и не скажу, что это нам в тягость. Мы идём в ногу со временем и будем продолжать идти так и дальше». 

В университете используют программные продукты как российских разработчиков, так и зарубежных, однако преимущество отдают отечественным разработкам. «Хочется отметить, что в Учебно-научно-производственном центре «Горная поляна» и в учебном процессе используется программный продукт «Стемми». Его основным разработчиком является наш выпускник, студент ВолГАУ. Мы самодостаточные и можем разрабатывать собственное программное обеспечение, используя мировой и отечественный опыт», — заключает проректор.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»

Читать