Непрозрачная маркировка. Участники рынка заявили о необходимости отмены системы маркировки сельхозпродукции

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Введение системы маркировки питьевой воды и молочной продукции не несёт участникам рынка ничего кроме расходов и проблем, уверяют отраслевые союзы. В то же время инициатор этого проекта в лице Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), занимающегося реализацией проектов в цифровой экономике, полагает, что отрасль от маркировки только выиграет: рынок станет более прозрачным, а конкуренция — честной. Своим мнением о достоинствах и недостатках системы маркировки с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка

В конце марта 11 отраслевых союзов и ассоциаций направили премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой исключить продовольственную продукцию из перечня товаров, подпадающих под обязательную цифровую маркировку, а уже в начале апреля премьер заявил, что не считает отмену маркировки целесообразной. 

Как отмечают в ответственном за разработку и внедрение системы маркировки Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), на сегодняшний день под требования об обязательной маркировке «Честный знак» подпадают две категории пищевой продукции — минеральная и прочая упакованная вода и молочная продукция. После эксперимента, который в зависимости от категории продукции длился от года до полутора лет, маркировка в различные периоды с 2019 по 2021 гг. стала для этих категорий продукции обязательной. 

В ЦРПТ отмечают, что по подсчётам НИУ ВШЭ бизнес от доступа к таким данным может получать до 200 млрд руб. дополнительных доходов ежегодно. Благодаря детальной информации о структуре торговых потоков производители и импортёры смогут снизить уровень запасов и исключить из товарных цепочек наименее эффективных посредников. Такие меры позволят экономить компаниям до 48 млрд руб. в год. Ещё до 9,4 млрд руб. в год можно сберечь на повышении качества учёта, автоматизация складов и экономии на заёмном финансировании.

Кроме того, благодаря таким системам становится проще отслеживать нарушения. Так, интеграция системы маркировки и системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» позволила Россельхознадзору выявить нарушения у 30% производителей масла и сыра, отмечают в ЦРПТ.

Среди других положительных результатов введения маркировки Центр развития перспективных технологий отмечает также возможность получить статистику обеспечения регионов продукцией, выявить фантомные предприятия и проследить путь товара от поля до прилавка. 

Однако участники рынка мнение ЦРПТ о пользе и удобстве системы маркировки не разделяют.  

«После запуска с 1 марта 2022 года обязательной маркировки упакованной воды индустрия не увидела реальных положительных результатов с точки зрения бизнеса. Производители до сих пор фиксируют различные проблемы, связанные с работой этой системы. Например, отсутствует решение для нанесения цифровой маркировки на алюминиевую банку, наблюдается нехватка расходных материалов, существуют проблемы с доставкой оборудования», — перечисляет президент ассоциации Союзнапитки Максим Новиков.

В Руспродсоюзе также считают, что бизнесу маркировка ничего кроме дополнительных расходов и проблем в товаропроводящей цепочке не даёт. Более того, она способна привести часть малых и средних предприятий, которым не по силам будет справиться с дополнительным финансовым обременением, к банкротству.

«Полный охват продовольственных товаров цифровой маркировкой только за счёт стоимости самой марки (0,6 руб. с НДС) увеличит суммарные расходы предприятий и потребителей минимум на 150 млрд руб. в год (250 млрд упаковок х 0,6 руб.)», — подсчитывает зампред правления Дмитрий Леонов.

В ассоциации Союзнапитки ссылаются на проведённые в 2020 году исследования Ernst&Young. Согласно полученным данным, при некоторых сценариях часть игроков рынка воды обанкротятся, доходы государства снизятся, а цена на продукцию вырастет.

«90% производителей упакованной воды — это представители малого и среднего бизнеса. Для них введение маркировки чревато снижением прибыли на 95%, что на порядок увеличит риск их банкротства. При этом конечная цена на упакованную воду может вырасти до 6-7%», — ответили журналу «» в ассоциации Союзнапитки. 

По их данным, капитальные и операционные затраты в первый год введения маркировки составят на одну компанию малого бизнеса — производителя воды — 8,9 млн руб. в год, среднего — 81,4 млн., крупного — 1 281,8 млн руб. в год.

В рыбном союзе, где эксперимент по маркировке должен был стартовать 1 апреля 2022 года, но теперь планируется на 2023 год, также считают такую меру избыточной. 

«Мы считаем, что внедрение маркировки там, где есть альтернативные государственные ГИС (система «Меркурий»), — избыточно и необоснованно. В таких отраслях она должна носить добровольный характер», — говорится в ответе союза.

По мнению представителей , нет большого смысла и в отслеживании легальности продукции в розничном обороте, где 60% товаров обеспечивается торговыми сетями, имеющих свои входные стандарты. Для конечного потребителя маркировка тоже имеет весьма мало смысла: никаких данных о снижении рисков для здоровья за время существования маркировки не появилось, говорят в ассоциации. 

«Официальные данные и Роспотребнадзора свидетельствуют о чрезвычайно низких рисках причинения вреда здоровью потребителей пищевыми продуктами, причём эти риски не изменились после введения экспериментов по обязательной маркировке», — утверждает Дмитрий Леонов.

В Роспотребнадзоре данный вопрос попросили адресовать ЦРПТ, который, в свою очередь, сам адресовал его Роспотребнадзору. 

Более того, в Руспродсоюзе ссылаются на китайский опыт маркировки пищевой продукции, который, по мнению представителей ассоциации, ничего не дал. 

В предоставленном журналу «» Руспродсоюзом письме китайских коллег говорится, что система маркировки неэффективна по причине того, что включает в себя слишком много звеньев цепи (сырьё/фермы, производитель, перевозчик, сторонние ритейлеры, индивидуальные потребители и т.д), из-за чего информация о продукции зачастую теряется.

В Руспродсоюзе также добавляют, что дополнительным риском для участников рынка, работающих с такой системой, могут стать DDoS-атаки. Как, к примеру, произошедшая 7-8 апреля 2022 года, когда из-за сбоя в работе системы вся промаркированная продукция не поступила в оборот. Чтобы ввести её обратно в оборот, Минпромторгу пришлось писать во все имеющие отношения к системе маркировке ассоциации, союзы и федеральные органы.

Кроме того, в письме китайских коллег отмечается, что у потребителей ещё не сформировалась привычка отслеживать источник происхождения продукции. 

Исправление недочётов, с которыми столкнулся рынок в ходе работы с системой маркировки, требует немало времени. Вероятно, поэтому в конце марта Правительство упростило маркировку для бизнеса и отложило введение обязательной маркировки молочной продукции для фермерских хозяйств и сельхозкооперативов до 1 декабря 2023 года. 

Как отмечают в ЦРПТ, организации общепита, образовательные учреждения, детские сады и больницы, которые закупают молоко или бутилированную воду для собственных нужд, будут освобождены от необходимости отправлять информацию об этом в систему мониторинга маркировки до этой же даты. 

«Ещё одно послабление коснётся продовольственных магазинов. До 1 сентября 2022 года они не будут передавать в систему мониторинга маркировки информацию о проданной молочной продукции, а до 1 марта 2023 года — бутилированной воды», — сообщили в ЦРПТ журналу «».

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»