Через тернии к мальку. Как инженер транспортных средств стал рыбоводом

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Артём Логинов, генеральный директор компании «Лаксфор» со своим партнёром Глебом Корчаком выращиванием малька занялись сравнительно недавно, но уже успели зарекомендовать себя как надёжные и качественные поставщики дефицитного продукта. О том, что заставило его, успешного инженера транспортных средств, переквалифицироваться в рыбовода и как в черте города на небольшой площади организовать мальковое хозяйство, питерский рыбовод рассказал журналу «Агротехника и технологии»

Свою карьеру Артём Логинов начинал в транспортной компании, которая занималась импортом рыбы. Рыбу из-за границы привозили и живую, и свежемороженную, и охлаждённую. Однако бизнесмена не покидал вопрос: а где наша российская и в чём она уступает зарубежной? 

Как оказалось — ничем. И спустя некоторое время он переключился на поставки российской рыбы. Выбор пал на карельскую форель, которую Логинов начал в больших объёмах отправлять в торговые точки. Но вскоре партнёры задумались о том, чтобы самостоятельно выращивать рыбу и реализовывать её в Петербурге. Засевшая мысль не давала покоя ни днём, ни ночью, и её решили воплотить в жизнь.

Первый блин комом

Начинающие рыбоводы проштудировали литературу, пообщались с опытными коллегами, посетили российские и зарубежные хозяйства, работающие с установками замкнутого водоснабжения (УЗВ). В итоге подобрали небольшое помещение в Санкт-Петербурге площадью 118 м² и заказали у компании «Аквасити» проект УЗВ.

Общие затраты на установку обошлись в 10 млн руб. УЗВ заработала в хозяйстве в 2020 году, а уже в 2022-м рыбоводы получили первую прибыль — 2 млн руб. По их расчётам, полностью затраты окупятся ориентировочно через 5 лет. 

Изначально планировали заняться подращиванием форели от молоди до товарного вида общим объёмом до 6 тонн товарной рыбы за цикл. Поэтому и бассейны заказали глубокие — 3 резервуара общим объёмом 100 м³. «Мы рассчитали, что при таком объёме воды большие мощности не потребуются, — рассказывает Артём Логинов. — И действительно, на электроэнергию затраты у нас не высокие — около 40 кВт в сутки. А оборудование установили отечественное — от компании “Аквасити”». 

Через месяц после запуска и проверки работы УЗВ рыбоводы завезли молодь весом в 15 граммов. Однако спустя три недели неожиданно случилась авария — вышел из строя напорный оксигенатор, который насыщал воду в бассейнах с рыбой газообразным кислородом. Кислород перестал поступать в бассейны, и вся рыба задохнулась. 

«Мы даже не подозревали, что такое может произойти. Всё случилось в ночное время, когда в помещении никого не было», — сожалеет бизнесмен. 


Удар рыбоводы выдержали. Последствия аварии были устранены, выводы сделаны. «Сегодня у нас в случае поломки работающего оборудования будет подключено резервное. Мы установили три насоса (один из них запасной), а также дизельный генератор, который выручит, если по каким-то причинам не будет электричества. Кроме того, мы запаслись кислородными баллонами, оснащёнными датчиками. Если вдруг количество кислорода в бассейнах начнёт уменьшаться, датчик сработает, и кислородный баллон автоматически откроется. Любое оборудование, которое можно продублировать, мы дублируем», — делится рыбовод.

Спасение из Африки

Неудача, постигшая рыбоводов, их не сломила. Тем более, что к этому моменту у них уже имелось садковое хозяйство в Ленинградской области, которое должно было стать поставщиком рыбопосадочного материала. Но тут Артём Логинов и Глеб Корчак столкнулись с ещё одной проблемой — с отсутствием икры и форелевого малька. «Раньше малёк завозился из Финляндии и других стран. После введения санкций этот поток прекратился. А инкубаторов, которые могут выдавать достаточное количество малька, в нашей стране мало, так как многим форелевым хозяйствам не нужен полный цикл», — описывает проблему Артём Логинов.

Тогда партнёры решили сами попробовать заняться выращиванием молоди.


Поскольку подходящей икры в России не нашлось, её закупили в Южной Африке. Чтобы правильно выстроить весь процесс, рыбоводы решили сами изучить каждый этап. Поэтому привезённую икру лично перебирали, осматривали каждую икринку. Неподходящий товар забраковали, а хороший поместили в специальный контейнер. «На эту работу ушло два дня, — вспоминает Артём Логинов. — Работали в темноте, рабочее место освещал фонарик, прикреплённый к головному убору. Наверняка в хозяйствах с большим объёмом такой процесс автоматизирован, но у нас тогда не было средств для покупки необходимого агрегата». 

К сожалению, в южноафриканской партии оказалось много бракованной икры. Но рыбоводы были рады и тому объёму, который остался после отбраковки.

Специальные контейнеры с икрой разместили в бассейне с водой. Через неделю появился малёк, который оставался в этих же контейнерах, потому что бассейны для него оказались не совсем подходящими. «Для выращивания малька намного удобней использовать небольшие бассейны. Хотя свои плюсы есть и в наших резервуарах. Если бы мы использовали маленький бассейн, мы не могли бы вырастить такое большое количество малька», — смеётся Логинов. 

По его словам, сегодня площади «Лаксфор» позволяют выращивать до 300 тыс. штук малька весом до 10 г за цикл. В самостоятельное плавание в больших бассейнах малёк выпускается через месяц-полтора. До этого он набирает вес в специализированных контейнерах.

Кормись рыбка большая и маленькая

Следующая проблема, с которой столкнулись партнёры — отсутствие стартовых российских кормов и кормов для малька. Уход с российского рынка иностранных компаний заставил рыбоводов обратиться к российским кормопроизводителям. Однако те помочь не смогли. В итоге был найден наиболее оптимальный и по цене, и по качеству вариант — турецкие корма, которые, впрочем, тоже нельзя назвать идеальными. «По качеству они соответствуют нормативам, — рассказывает Артём Логинов. — Но вода в бассейнах, несмотря на то, что у нас УЗВ и фильтры работают исправно, по какой-то причине становится мутной». Что служит причиной непрозрачности, рыбоводы выяснить так и не смогли, поэтому корма для следующей партии мальков заказали в Италии. 

«Я понимаю, что российскому заводу по производству кормов проще выпустить 100 тонн корма для товарной рыбы, чем, например, 4 тонны для малька. Нам же при полной загрузке всех бассейнов необходимо всего 5 тонн корма на 5 месяцев от самой маленькой гранулы 0,3 мм до гранулы 1,5 мм. А товарной рыбе требуется 300 тонн одной гранулы. Поэтому заводам проще их выпускать», — сожалеет рыбовод.

Оттачивание мастерства

С каждой новой закладкой рыбоводы совершенствуют технологию выращивания, модернизируют установку и приобретают необходимый и бесценный опыт.

Сегодня процесс практически автоматизирован. Установлены автоматические кормушки, где задаётся время начала и окончания кормления, а также количество «приёмов пищи» в день. Методом проб и ошибок для мальков было выбрано частое кормление маленькими порциями: совсем маленьким корм подают раз в 30 минут, затем, по мере набирания веса начинают кормить раз в час.

«Несмотря на риски, выращивать малька интересно. Главное — соблюдать и поддерживать все необходимые показатели, главный из которых — содержание кислорода в воде», — поясняет Артём Логинов. По его словам, эти показатели в реальном времени отображает определённая программа. Такие показатели хотели бы получать и многие другие рыбоводы, но пока не могут себе этого позволить, поскольку на имеющееся в рыбоводческих хозяйствах оборудование установить упомянутую программу невозможно (для этого необходимо заменить всё оборудование). 

Такая модернизация уже стоит в планах на будущее, делится рыбовод. А сейчас, в межсезонье, когда часть малька отправилась в садковое хозяйство, а остальных разобрали форелеводы, важно понять, как охлаждать воду в бассейнах. Дело в том, что прошедшее лето выдалось очень жарким, и высокие температуры заставили его переживать за очередную партию малька. По всем нормативам оптимальная температура воды для малька должна быть 16 °С, но при температуре воздуха в 30 °С даже при стенах-термосах вода в бассейнах прогрелась до 21,8 °С, что очень опасно. «Вы не поверите, но наш малёк выжил! Понятно, что при такой температуре его нельзя кормить. Но не кормить тоже нельзя, иначе у него не сформируется иммунитет, желудочно-кишечный тракт и будет нарушено развитие. Поэтому мы его подкармливали, витамины давали, и пытались охладить воду, правда, неудачно», — рассказывает Логинов.


Поскольку жаркое лето вполне может повториться, перед ним и его партнёром сейчас стоит задача придумать способ, который не допустит нагрева воды при высоких температурах воздуха. «Конечно, можно купить чиллер. Но он стоит не дёшево, да и есть ли смысл его устанавливать, когда из водопровода течет вода 18 °С? Получится, что он всего лишь на 2 °С будет охлаждать, но при этом “съест” много электроэнергии, что не выгодно», — рассуждает Артём Логинов. 

Очередную партию икры рыбоводы завезут в хозяйство уже после Нового года. А к концу мая молодь отправится в форелевые хозяйства. В ближайших планах у Артёма Логинова и Глеба Корчака увеличение объёмов производства. Так, на новом участке в Ленинградской области рыбоводы планируют производить до 1 млн шт. малька за цикл. В настоящий момент проходит окончательное согласование проекта с контролирующими органами и «причёсывание» сметы на строительство.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»