На родине Кадырова

Молочный рынок Чеченской республики характеризуется низким уровнем развития сельхозорганизаций
Молочный рынок Чеченской республики характеризуется низким уровнем развития сельхозорганизаций
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Амбика-Агро» и LR-Group помогают местному инвестору строить молочный кластер

Зарегистрированная в Чечне компания «Лидер-Р» будет развивать индустриальное животноводство, которое в республике отсутствует: больше 99% надоев приходится на частный сектор. В планах инвестора — комплексы на 3,6 тыс. дойных коров с возможностью увеличения мощностей до 4,8 тыс. КРС. «Амбика-Агро» и LR-Group — интеграторы проекта, который эксперты оценивают минимум в 2,7 млрд руб.
Подписанное на форуме «Сочи-2013» соглашение о создании молочного кластера в Чечне — трехстороннее: между чеченской компанией «Лидер-Р», «Амбикой-Агро» (входит в группу «Амбика», созданную основателем холдинга «» Михаилом Орловым) и израильской LR-Group. Последняя представляет собой многопрофильный инфраструктурный бизнес, одно из направлений которого — сельское хозяйство. Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и позволит развить агрокомплекс региона, объясняет пресс-служба главы и правительства рес­публики в ответе на запрос «Агроинвестора». Кластер разместят в Гудермесском районе. Он будет включать в себя три фермы по 1,2 тыс. дойных коров и три цент­ра — кормовой, селекционно-генетический, образовательный. В состав кластера войдет недавно введенный в эксплуатацию после реконструкции молочный комбинат «Центороевский» (Курчалоевский район).

Начали с переработки

Комбинат, рассчитанный на переработку до 30 т молока в сутки, запущен три года назад в госхозе «Центороевский». Он оснащен линиями стерилизации и асептического наполнения, производства кефиров, йогуртов, творога, сыра, сливочного масла и сметаны. Предприятие вошло в региональную программу «Восстановление агропромышленного комплекса Чечни». Шефство над хозяйством взял глава республики Рамзан Кадыров: село Центорой — его малая родина. За два года до запус­ка комбината, в 2009-м, госхоз ввел молочную ферму, для которой купил в Воронежской области 200 голов скота. Возможно, работа этого комплекса как раз и обес­печила региону небольшой — на 900 животных с 2009 по 2010 годы — прирост численности КРС. Но для полной загрузки молкомбината одной фермы недостаточно. Комплекс на 900 дойных коров — это максимум 15-18 т молока в сутки. И, как считает вице-президент инвесткомпании «» Иван Николаев, новые фермы будут строиться при помощи «Амбики» для того, чтобы у предприятия было достаточно сырья. При его строительстве расчет был на поставку молока в том числе от местных госхозов. Однако чеченская молочная отрасль как индустрия почти отсутствует: в 2012 году сельхозорганизации произвели 0,5% валового надоя. По оценке предправления Андрея Даниленко, один комплекс на 1200 дойных коров может производить 20-25  т сырья в сутки. При потребности комбината 30 т/сут на трех мегафермах можно будет получать в несколько раз больший, чем ему требуется, объем. Цель создания кластера — не столько загрузка комбината, сколько обеспечение молочными продуктами населения республики, поясняет президент «Амбики» Михаил Орлов. На комплексе будут производить только сырье высшего сорта, подчеркивает он.

Инвестиции

Инициатором строительства молкомбината «Центороевский» была чеченская компания «Лидер-А». Соглашение о строительстве молочного комплекса с «Амбикой-Агро» и LR-Group заключила компания с идентичным названием — «Лидер-Р». Близкий к правительству рес­публики источник рассказывает, что у компаний один владелец (не называя его) и ООО «Лидер-Р», «возможно, было создано под соглашение» о реализации совместного проекта. Пресс-служба главы и правительства Чечни называет «Лидер-Р» инвестором проекта. Орлов подтверждает это: «Проект финансирует чеченская сторона, для его реализации берут кредиты в государственных банках». Стороны отказываются раскрывать банк, пока не поступит первый транш. Заявка инвес­тора находится на рассмотрении кредитным комитетом банка-кредитора, говорил в декабре топ-менеджер одной из компаний — участниц проекта. Место под мегафермы выбрано в Ойсхарском госхозе Гудермесского района, уточняет пресс-служба. «Амбика» будет курировать проектирование, строительство комплекса и управление фермами, продолжает Орлов. «Мы не вкладываем свои капитальные инвестиции и не имеем в проекте долей, — говорит он. — Мы — интегратор, и будем зарабатывать на консалтинге». По его словам, реализация проекта и привлечение к нему «Амбика-агро» — инициатива правительства Чечни. «У нас есть мировой опыт в трансфере технологий, репутация, компетенции — это то, что нужно республике», — уверен он. Заместитель гендиректора консалтинговой компании «Диагенис» Роман Костюк оценивает инвестиции в один комплекс на 1,2 тыс. дойных коров минимум в 900 млн руб. При проекте такого масштаба, создаваемом с нуля, сейчас нужно ориентироваться не менее чем на 500-550 тыс. руб. за скотоместо, подсчитывает гендиректор «Агриконсалта» Андрей Голохвастов: в 120 тыс. руб. обойдется племенная нетель, 100 тыс. руб. пойдут на оборудование и технику, минимум 300-350 тыс. руб. — на строительно-монтажные работы, проектирование фермы и инфраструктуру. При отсутствии техники для заготовки кормов инвестору придется потратиться и на нее. «Это примерный порядок цен», — оговаривает эксперт. Таким образом, комплекс на 1,2 тыс. дойных коров стоит от 600-650 млн руб., а с учетом увеличения поголовья общая сумма инвестиций может составить 1,8 млрд руб., «если строительство будет идти без завышения цен и форс-мажоров», — подытоживает Голохвастов.

Рынок

Молочный рынок республики характеризуется низким уровнем развития корпоративного сектора (сельхозорганизаций) и весьма скромными показателями продуктивности коров. «Это не способствует увеличению потребления молока и молочных продуктов в регионе — в последние три года оно было на уровне 223 кг/ чел. в год, — говорит старший эксперт ИКАРа Виктория Берлай. — Установленная норма потребления — 340 кг. В среднем по России потребляется 250 кг». Молочная отрасль республики в таком состоянии, что спрос будет на любой дополнительный объем, добавляет Андрей Даниленко. Директор Департамента животноводства и племенного дела федерального Минсельхоза Владимир Лабинов, как и эксперты, указывает на почти отсутствующее у региона производство молока в сельхозорганизациях. Он одобряет проект создания кластера: «Благосостояние населения региона растет, и нелогично не иметь там промышленного производства. Фермы должны строиться. Поэтому действия инвестора выглядят последовательно». Вместе с тем регион обеспечивает себя молоком и молочными продуктами на 88%, указывает Виктория Берлай. Почти весь объем сырья дает неиндустриальный сектор региона — в основном личные подворья. Кроме «Центороевского», есть еще один промышленный переработчик — «Грозненский молочный комбинат» мощностью 40 т/сут. 12% ввозится из других регионов и стран. Основным поставщиком молочной продукции, если не учитывать импорт, является Ставропольский край. Дефицит молока в Чечне выше 12%, говорит Голохвастов: на примере федеральной статистики видно, что объем валового надоя в стране значительно завышается, и больше всего вопросов как раз к сегменту хозяйств населения, который в республике преобладает.

Окупаемость

Первая очередь проекта, по словам Орлова, будет запущена через полтора года. Сейчас идут подготовительные работы, заказчик пишет ТЭО, проектируется кормовой центр, подбираются местные ингредиенты кормов для получения оптимального рациона, рассказывает он. 65-70% себестоимости молока приходится на корма, напоминает Орлов, поэтому рационы — принципиально важный для успеха проекта вопрос. «Агриконсалт» подсчитал, что при закупочной цене молока 18 руб./л и дотациях 2-3 руб./л окупаемость будет в пределах 8-10 лет. Версия Андрея Даниленко — минимум 15 лет при нынешних тарифах закупки сырья. Но на рынке сырьевой кризис, и экономика проекта под его влиянием может заметно измениться, рассуждает Голохвастов. В декабре 2013 года цена за большие партии высокосортного молока в некоторых регионах была 24-25 руб./л, знает эксперт. «Если на комплексе будут делать сырье высшего сорта, как заявляют, то вернуть средства, возможно, получится быстрее», — считает он. По расчетам Даниленко, продолжение удорожания молока такими же темпами, как в 2013 году, сократит окупаемость с 15 лет до 8-10 лет. Сейчас сектор как никогда находится в более комфортных условиях, полагает Лабинов: на рынке дефицит, закупочные цены растут, а инвесткредиты на молочное животноводство с 2014 года пролонгируют до 15 лет с компенсацией 100% ставки рефинансирования ЦБ. В этом году федеральный выделяет 2,3 млрд руб. на субсидирование таких кредитов. Окупаемость, по мнению Лабинова, может быть 6-15 лет в зависимости от эффективности инвестирования и уровня технологической культуры. «Ближайшие 10 лет — лучшее время для инвестиций в молочное производство, — согласен Роман Костюк из “Диагениса”. — Молоко наконец стало товаром с достойной ценой. Те, кто останется на этом рынке, получат очень хорошую конъюнктуру спроса на свой товар». Факторы эффективности производства молока — долголетие и репродуктивность стада, себестоимость его обслуживания по отношению к полученным литру молока и теленку, продолжает Костюк. «Текущая конъюнктура рынка, — напоминает он, — сложилась после того, как рынок лишился, по официальной статистике, более 1 млн т молока. Восстановить такой объем быс­тро не удастся, тем более что средняя рождаемость в последние 10 лет — на уровне 70 телят на 100 коров. Этого с трудом хватает для поддержания на ремонте какой-то части стада, но говорить о развитии, расширении производства, селекции не приходится вообще». Для «хоть какого-то воспроизводства» нужно 85 телят на 100 коров в год, оценивает Костюк. Но пока пополнять стадо не получается даже за счет импорта скота. В среднем за год выбывает 70­-100 тыс. коров, а привозится в лучшем случае 30-40 тыс. Николаев из «Атона» полагает, что лучше размес­тить заявленное поголовье не на одном комплексе, а на небольших компактно расположенных фермах по 200-400 коров. «Так можно сократить производственные риски, расходы на обслуживание предприятия и делать все виды кормов внутри вертикально интегрированного комплекса ферм, — говорит он. — В нынешней рыночной ситуации одно скотоместо на малой ферме обойдется дешевле, чем на мегаферме, а масштаб скорее даст негативный эффект». Капитальные затраты крупного проекта могут оказаться настолько большими, что продолжать его не будет экономического смысла, считает Николаев.

Кадры — риск

При таком рынке, как теперь, молоко можно производить везде, где получится заготавливать достаточный объем недорогих кормов, говорит Костюк. Главной проблемой для инвестора он называет отсутствие на производстве специалистов, которые несут конечную ответственность за эффективность и рентабельность действующего комплекса. Голохвастов добавляет, что такие проекты, как правило, высокотехнологичны, требуют квалифицированного персонала, соблюдения многочисленных норм, правил и высокой культуры труда. «В России острая нехватка профессиональных зоотехников, агрономов, директоров, владеющих современными технологиями и навыками менеджмента», — перечисляет он. Привлекая к управлению команду «Амбики» и LR-Group, инвестор, возможно, хочет минимизировать риск отсутствия кадров и дефицита компетенций.
Вместе с тем в Чечне сильные традиции разведения КРС, указывает Николаев. Люди там понимают, как это делать, поэтому молочное скотоводство — подходящее направление для инвестиций, особенно в условиях падения производства, когда государство готово увеличивать поддержку сектора, заключает он.

Личный сектор

За январь-сентябрь 2013 года производство сырого молока в республике сократилось на 0,4% по отношению к аналогичному периоду 2012 года — до 205 тыс. т. «Однако в агропредприятиях оно выросло в два раза и составило 1,7 тыс. т», — обращает внимание эксперт ИКАРа Виктория Берлай.
На 1 октября 2013 года в регионе насчитывалось 109,2 тыс. коров — на 0,1% больше, чем годом ранее. Сельхозорганизации содержат только 2,8% поголовья.

Планы-2015

По данным пресс-службы главы и правительства Чечни, на условиях региональной программы развития молочного скотоводства на 2013-2015 годы (общая стоимость — более 2 млрд руб.) может быть построено еще несколько комплексов. «Всего за три года планируется построить восемь молочных комплексов, приобрести 2,4 тыс. голов товарного продуктивного молодняка, — говорил ранее руководитель Департамента экономики и анализа республиканского Минсельхоза Бадрудди Бисултанов. — Таким образом, валовое поголовье скота увеличится со 109 тыс. до 115 тыс. коров. Средний удой молока вырастет с 3886 кг до 4500 кг, а производство молока повысится до 296 тыс. т». В 2012 году регион произвел 261,2 тыс. т.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»