Томас Фуэртес

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Наш бизнес удвоится за 10 лет»

В своем первом интервью российскому СМИ президент и совладелец Grupo Fuertes — крупного европейского игрока агрорынка с оборотом €1,2 млрд/ год — рассказывает о бизнесе группы, стратегии ее развития и совместном предприятии с «» (проекте «Тамбовская индейка», претендующем стать одним из трех крупнейших инвесторов в производство этого мяса).

За 60 лет испанская Grupo Fuertes выросла из небольшого мясоперерабатывающего завода в диверсифицированный холдинг с годовым оборотом, превышающим миллиард евро. При этом компания остается непубличной.

Томас Фуэртес утверждает, что именно она первой в Европе начала работать по бизнес-модели «от поля до прилавка», полностью контролируя процесс производства мясной продукции. Холдинг планирует развивать бизнес в других странах, и совместное с «» предприятие «Тамбовская индейка» — первый шаг в этом направлении. Создание других новых проектов в России тоже вероятно, следует из слов Фуэртеса.

С чего начинали

— Расскажите, как была создана Grupo Fuertes.
— История группы началась в 1954 году с маленького колбасного завода ElPozo Alimentaci? n. Сегодня это флагманская компания нашего холдинга, здесь работает свыше 3,5 тыс. человек. У нас семейное предприятие, основанное моим отцом Антонио Фуэртесом. Мы, его дети, помогали ему. Отец был простым сельским жителем, но очень трудолюбивым, с большими стремлениями, он всегда хотел добиться большего. С помощью моей матери он также открыл небольшой магазинчик.

Мы начинали с забоя одной свиньи в неделю, а сейчас перерабатываем 10-12 тыс. свиней в день. Это результат большого труда и философии, на которой основан бизнес всех предприятий группы: работа, честность, реинвестирование прибыли и ставка на технологии — эта формула не подводит нас вот уже 60 лет. Наша цель и смысл работы — качественное удовлетворение постоянно растущего потребительского спроса. Это кредо холдинга. Оборот ElPozo за последний финансовый год вырос на 8% и достиг €863 млн. Мы инвестируем в модернизацию и расширение производства. Например, в  прошлом году вложили €57 млн.

— На какие средства ваша семья начала мясной бизнес?
— Первоначальный капитал мой отец получил от продажи урожая лимонов. Выручку мы стали вкладывать в покупку земли для развития сельхозпроизводства. Со временем политика реинвестирования прочно вошла в стратегию нашего бизнеса.

— Что представляет собой сельскохозяйственное направление?
— Под управлением Agrifusa — это головная компания нашего сельскохозяйственного сегмента — 52 фермы на востоке Испании. Мы выращиваем зерновые агрокультуры — в основном ячмень и пшеницу, которые затем перерабатываем на комбикормовых заводах, входящих в структуру компании Cefusa — животноводческого подразделения группы. Конечно, в Испании у компаний не так много земли, как у российских производителей. В собственности Grupo Fuertes минимум 10 тыс. га — точно сказать затрудняюсь.

Кроме того, у Agrifusa 500 га виноградников, мы выращиваем столовый виноград, в том числе без косточек, а также востребованный нашим винодельческим направлением. Еще производим миндаль, лимоны, апельсины, мандарины, груши и персики, которые продаются во всей Европе.

— Как давно Grupo Fuertes занимается животноводством, и почему решили развивать это направление?
— Cefusa была создана в 1968 году — нам нужно было обеспечивать сырьем завод ElPozo. У нас вертикально интегрированный холдинг. Мы уделяем большое внимание кормлению животных, поскольку хорошо понимаем, что от этого зависит качество мяса.

В структуре Cefusa три комбикормовых завода на юго-востоке Испании, мы совершенствуем технологии содержания и откорма скота, полностью контролируем жизненный цикл животных, работаем с генетикой. У нас есть технологический центр исследования производства мясной продукции. В это направление мы ежегодно вкладываем примерно 1% прибыли. Cefusa — основной поставщик свиней и КРС на предприятия ElPozo Alimentaci? n.

— Что вы считаете вашими конкурентными преимуществами?
— Grupo Fuertes первой в Европе внедрила комплексный контроль процесса производства мяса: от сырья для комбикормов до переработки мяса, сбыта готовой продукции и исследований потребительского спроса.

Мы делаем ставку на внедрение инноваций, разрабатываем новые продукты в зависимости от запросов покупателей. Например, у нас есть специальные линейки продукции для людей, которые особо тщательно следят за своим питанием. Благодаря этому мы занимаем лидерские позиции на рынке не только в Испании, но и в других странах Европы. Компания экспортирует продукцию в 82 страны. Кроме традиционных испанских мясных изделий, у нас есть рецептуры, адаптированные для каждого рынка.

— Что ввозили в Россию?
— В России был хороший спрос на шпик, также была востребована деликатесная продукция. Сейчас из-за эмбарго на ввоз продовольствия эти объемы пришлось перенаправить в другие страны. Не могу сказать, что мы столкнулись с потерями. Но российский рынок, безусловно, очень важен для нас.

Интеграция по-испански

— Какие еще компании и направления бизнеса есть в структуре Grupo Fuertes?
— В нашем холдинге более 20 компаний, в различных секторах занято свыше 5,5 тыс. человек. Ядро бизнеса — пищевая отрасль. Помимо Agrifusa, Cefusa, ElPozo Alimentaci? n сюда входят компания Procavi — крупнейший в Испании производитель индейки. Мы занимаем 52% [испанского] рынка. Sediasa — это центры разделки мяса, выпуска полуфабрикатов, а также упаковки продукции. Fripozo делает продукты глубокой заморозки, готовые блюда, которые достаточно разогреть в микроволновой печи или духовке. В прошлом году продажи компании выросли на 6% — притом, что в целом категория ультразамороженных продуктов потеряла около 0,5%. Мы стремимся постоянно улучшать логистику, качество продукции и т. д.

Еще одна наша компания, Aquadeus, занимается розливом и реализацией натуральной минеральной воды. Bodegas Luz? n — винодельческий бизнес. Grupo Fuertes поставляет вино в 30 стран. В 2013 году мы произвели 8 млн л, а продажи выросли на 6% по сравнению с предыдущим годом. Инвестируем в увеличение количества бочек для вина (сейчас вместимость погреба — 5,5 тыс. бочек) и внедрение новой технологии производства.

Palancares Alimentaci? n делает сыры (в основном, из козьего молока) и молочную продукцию в Мурсии. Этот регион — первый в стране по производству козьего сыра.

Также в структуре холдинга есть направления, не связанные с производством продуктов. Сюда преимущественно входят компании, в которых группа владеет миноритарными долями, не участвуя в управлении. Годовой оборот Grupo Fuertes превышает €1,2 млрд.

— Как развивается ваш индейководческий бизнес в Испании?
— Последние два года Procavi демонстрирует двузначный рост производства. В 2013-м продажи были на 20% выше, чем годом ранее — €196 млн. Компания нарастила объемы с 6,2 тыс. т готовой продукции в 2002 году до 85 тыс. т в 2013-м. Если 12 лет назад мы выращивали 1,5 млн птиц, то в прошлом показатель достиг 10 млн.

У Procavi три комбикормовых завода в Севилье, Малаге и Уэльве, инкубаторий в Малаге, а также производство в Севилье, включающее убойный цех, залы разделки, переработки и упаковки продукции. Мы планируем вложить €15 млн, чтобы удвоить мощность этого завода. Procavi принадлежит 15 ферм по выращиванию индейки. Также мы сотрудничаем с 280 предприятиями в Андалусии: поставляем им комбикорма и молодую птицу для откорма. Весь процесс выращивания проходит под контролем нашей технической и ветеринарной службы, так что мы гарантируем качество продукции.
В США и Европе индейка пользуется хорошим спросом. Надеемся, что и в России ее потребление будет расти.

— Grupo Fuertes делает ставку на органический рост или расширяется за счет сделок M&A?
— Мы предпочитаем развивать технологии и совершенствовать качество продукции, а не покупать другие компании. Наш холдинг постепенно увеличивал земельный банк, расширял собственное производство и таким образом достиг большего объема продаж, чем можно было сделать, покупая более мелких игроков. Grupo Fuertes амбициозна, но умеренна в своем плане роста. Мы не стремимся срочно вырасти за счет поглощений, тем более если это повлечет финансовые задолженности.

Тамбовское СП

— Как возникла идея совместного предприятия с «»?
— Мы дружим с семьей основателя холдинга Игоря Бабаева уже 15 лет: тогда он впервые приехал к нам на завод ElPozo посмотреть на производство. Конечно, у нас бывали и другие российские компании, но с ними никаких общих планов не возникало. Проект с «» был совместной инициативой — нам показалось интересным организовать предприятие в России, передать свой опыт производства индейки. У нас сложились очень хорошие отношения. «» — сильный холдинг, с которым не страшно выходить на новый рынок. И потом, всегда лучше работать с местным партнером, который его хорошо знает. К тому же, как и Grupo Fuertes, это семейная компания, хотя их акции и торгуются на бирже.

— На какой стадии реализация проекта «Тамбовская индейка»?
— Этап основных инвестиций уже пройден. Строительные работы выполнены примерно на 40%. Запуск комплекса запланирован на конец 2015 года, выход на полную мощность — на 2016-й. На первом этапе предприятие будет производить 25-30 тыс. т/год мяса. В перспективе нарастим объемы до 50 тыс. т/год. Это позволит компании стать одним из лидеров на рынке мяса индейки в России. Индейководство — быстрорас­тущий сектор с большим потенциалом.

— Сколько Grupo Fuertes инвестирует в этот комп­лекс?
— Общая стоимость комплекса — €160 млн (около 7,3 млрд руб.). Как и доли в акционерном капитале «Тамбовской индейки», затраты мы делим с «» пополам. Помимо денег, наш холдинг привносит в проект свои знания и опыт в селекции и выращивании птицы.

— Из каких источников ваша компания финансирует развитие бизнеса?
— Мы вкладываем как собственные средства, так и привлекаем кредиты. У нас есть отдельный департамент, который оценивает, какие вложения мы можем сделать, изучает предпринимательские предложения об инвестировании. Конечно, в Испании заемное финансирование намного дешевле, чем в России. У нас ставка 1,5% плюс Euribor (плавающая ставка, привязанная к евро — «»). Разница между уровнем инфляции — 1,1% — и стоимостью денег получается небольшой.

— Не было ли у вас желания привлечь финансирование с рынка — провести IPO, например?
— Сейчас с экономической точки зрения у нас нет такой необходимости. Хотя, возможно, через какое-то время мы разместим акции на бирже.

— Как ваша компания планирует развиваться дальше?
— Мы постоянно изучаем и оцениваем новые возможности для развития бизнеса и инвестиций. 60 лет назад мы были совсем маленьким провинциальным предприятием, затем вышли на национальный уровень. Наше будущее — за интернационализацией продукции, по­этому будем расширять сотрудничество с другими странами. Совместный проект с «» — первый шаг в этом направлении. В течение следующих 10 лет планируем удвоить размер группы. Сейчас бизнес переживает не лучшие времена, но мы хотим продолжать приносить пользу обществу, создавая качественные рабочие места, устойчиво и успешно развиваться.

— Возможно ли в будущем создание новых проектов в других секторах агробизнеса?
— Сейчас мы сконцентрированы на реализации тамбовского проекта. Он очень масштабный: помимо производственного комплекса там будут построены офисы, инженерная инфраструктура, склады, жилье для сотрудников, мы создадим транспортную компанию и логистический центр. Так что сначала нужно запустить это предприятие, а потом посмотрим. Пока мы ничего не обсуждали.

У России огромный потенциал развития сельского хозяйства, здесь много плодородной земли, подходящий климат для выращивания зерновых агрокультур. Мы видим в российском агросекторе большие перспективы роста и будем рассматривать новые проекты в вашей стране.

Параметры проекта

Проект «Тамбовская индейка» был анонсирован в 2012 году. С момента подписания соглашения о создании совместного предприятия «Черкизово» и Grupo Fuertes инвестировали в него более 1,2 млрд руб. Сейчас продолжается строительство инкубатория на 5,9 млн яиц/год, комбикормового завода производственной мощностью 150 тыс. т/год, элеватора вместимостью 120 тыс. т зерна, четырех площадок доращивания по четыре корпуса каждая, девяти площадок откорма по 12 корпусов, а также убойного цеха мощностью 2 тыс./час птиц.

С НАПКО не получилось

«Тамбовская индейка» — вторая попытка Grupo Fuertes создать совместный проект с Игорем Бабаевым в России. В июне 2008 года ElPozo и НАПКО подписали соглашение с администрацией Липецкой области о строительстве в регионе свинокомплекса мощностью 45 тыс. т/год.

Инвестиции в проект оценивались в 10 млрд руб. Однако в 2009 году гендиректор «Черкизово» Сергей Михайлов рассказывал «Ведомос-
тям», что из-за кризиса испанцы пересмотрели свои взгляды на Россию и конечных решений о сотрудничестве принять не удалось.

2 млн/год

свиных окороков производит Grupo Fuertes. В Испании потребление хамона достигает порядка 7 кг/чел. в год — примерно столько весит один окорок.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»