Генрих Арутюнов: «Колбаса в России и Китае — совершенно разные вещи»

Замгендиректора «Продо» - о том, почему российским компаниям сложно конкурировать за рубежом, какие каналы продаж наиболее перспективны, и перестанут ли есть колбасу на волне тренда ЗОЖ

За последние годы в России было реализовано много проектов в области свиноводства и птицеводства — строились новые комплексы, модернизировались уже существующие площадки. Однако увеличение объемов производства привело к насыщению рынка и обострению конкуренции между игроками. Поскольку внутри страны потребительский спрос не растет, некоторые пытаются выходить со своей продукцией на внешние рынки. Заместитель генерального директора группы «» (бренды «Клинский», «Троекурово», «Рококо» и др.) Генрих Арутюнов рассказал «» о ситуации на мясном рынке, конкуренции, новых трендах и планах развития компании.

— Как вы оцениваете потенциал экспорта мяса и продукции мясопереработки из России? Видит ли «» себя заметным игроком на этом рынке?

— Мы на протяжении многих лет поставляем продукцию мясопереработки и птицу в Казахстан. Но серьезную ставку на экспорт на рынки дальнего зарубежья не делаем. В первую очередь агрессивную экспортную стратегию приняли для себя компании, которые производят избыточные объемы свинины и мяса птицы и столкнулись со значительными трудностями при продажах своей брендированной продукции в традиционных каналах сбыта. За последние 10 лет мы добились высокой лояльности потребителей на внутреннем рынке, и хотим сконцентрироваться на развитии в этом направлении — еще видим потенциал роста внутри страны.

— На ваш взгляд, как развитие экспорта мяса скажется на внутреннем рынке?

— Производители свинины и мяса птицы в первую очередь будут направлять на внешние рынки сырьевые позиции. А за этим стоит реальная перспектива повышения внутренних цен на российском рынке.

наша колбаса не будет пользоваться спросом у иностранных потребителей

— Почему вы считаете, что в основном за рубеж будет поставляться сырье? Думаете, наша колбаса не будет пользоваться спросом у иностранных потребителей? Дело в разнице вкусовых предпочтений и рецептур или в чем-то еще?

— Во-первых, мы новички на экспортном рынке, а новичкам проще выходить на рынки других стран с сырьевыми позициями, создавать себе имя. Во-вторых, рынки готовой продукции всегда более защищены государством и конкуренция там выше. К тому же, действительно, вкусовые предпочтения россиян и жителей других стран, например, азиатских регионов значительно расходятся.

Кроме того, успешно конкурировать за рубежом российским компаниям мешает высокая себестоимость производства в нашей стране, в том числе недешевые трудовые ресурсы. Сделать колбасу в России или, например, в Китае — это совершенно разные вещи. К тому же у нас высоки валютные риски, необходимо огромное количество разрешительной документации, нормативных документов, и возникает немало проволочек, связанных с их оформлением.

— Как в таком случае можно нивелировать риски удорожания мяса-сырья в России?

— Каких-то значимых механизмов нивелирования этих рисков без потери качества готовой продукции я не вижу. Скорее, тут следует говорить о том, как получить добавленную прибыль на внутреннем рынке. Самые очевидные способы на данный момент — увеличение выпуска продуктов глубокой переработки, быстрого приготовления, развитие интернет-торговли.

Планирует ли ваша группа увеличивать объемы производства птицы

— Планирует ли ваша группа увеличивать объемы производства птицы и свинины?

— Мы ежегодно повышаем объемы производства мяса птицы пропорционально росту объемов продаж брендированной продукции. Что касается свинины, то наш проект модернизации «Омского бекона» дает возможность оперативно увеличивать число откормочных площадок в зависимости от нашей потребности. Этот инвестиционный проект — самый масштабный из всех, которые сегодня реализует группа «». Общий объем инвестиций в модернизацию и расширение мощностей наших свиноводческих предприятий оценивается в 8 млрд руб. Недавно мы запустили новый племенной репродуктор на 1,7 тыс. свиноматок. Здесь будут выращивать качественное ремонтное поголовье для воспроизводства стада промышленных комплексов «Омского бекона». Сдача этого объекта завершила первый этап инвестиционного проекта (в 2018 году была построена станция искусственного осеменения и завершена первая очередь модернизации свинокомплекса «Чунаевский»). В первый этап инвестпроекта было вложено 3,3 млрд руб.

— Какой объем выпускаемого мяса «» самостоятельно перерабатывает, а сколько реализует в виде сырья?

— Мы перерабатываем 85% производимого мяса, и только 15% реализуем во вне. У нас в холдинге нет запрета на продажу сырья другим переработчикам, но по сложившейся торговой практике имеющиеся свободные 15% объема мы продаем вне каналов мясопереработки.

Наши предприятия ежегодно увеличивают объем глубокой переработки птицы, а также продажи колбасных изделий. В краткосрочной перспективе мы намерены отказаться от продаж мясного сырья «на сторону»: все, что производим, будут перерабатывать предприятия группы.

— Какова у «» структура продаж по разным каналам?

— Мы осуществляем продажи по всем каналам сбыта, в том числе и в HoReCa. У нас стандартная для крупных компания структура: около 70% объема поставок приходится на национальные и локальные розничные сети, а 30% — на дистрибьюторов. Оптовый канал ничтожно мал. Поставки предприятий группы в HoReCa ежегодно увеличиваются. В 2019 году мы направили около 150 млн руб. на развитие этого канала. Одним из наших ключевых партнеров является KFC, с которой мы сотрудничаем по всей России.

На сегодня основные регионы нашего присутствия — Москва, Санкт-Петербург, Урало-Сибирский регион. Но мы планируем расширять территорию охвата. В самых ближайших планах — выход на рынок Татарстана, увеличение присутствия в ЦФО, в Поволжье, средней полосе России.

Не планируете создать собственную торговую сеть

— Не планируете создать собственную торговую сеть?

— Таких планов нет. Более того, последние 10 лет мы сознательно уходили от создания фирменной розницы. Мы считаем, что нужно быть профессионалами в своей области. Ритейл — это слишком серьезный бизнес, чтобы им заниматься «по совместительству».

— Вы уже упоминали интернет-торговлю, а в целом как вы оцениваете потенциал этого канала для реализации продуктов питания и в частности мясной продукцией?

— Потенциал интернет-торговли очень высок, и это направление имеет большие перспективы. Я даже могу сказать, что за ним будущее. У нас в компании есть стартап в области онлайн-продаж, но пока рассказывать об этом рано. В будущем планируем развивать это направление.

— У вас в линейке есть халяльная продукция, какова ее доля в общем объеме выпуска и планы по развитию этого сегмента?

— У компании широкая география продаж, соответственно, мы учитываем интересы всех жителей нашей многоконфессиональной страны. Например, на «Уфимском мясоконсервном комбинате» мы производим колбасные изделия и пельмени под брендом «Курай» с маркировкой «Халяль». Наши птицефабрики выпускают халяльную продукцию под брендом «Халиф» - тушку, основные виды разделки и кулинарию. Спрос на халяльную продукцию в последние годы уверенно растет, примерно на 5% в год, а в регионах с большой долей мусульманского населения и больше — до 15% в год. Вероятно, еще несколько лет позитивная динамика продолжится, затем по мере насыщения спроса будет наблюдаться замедление темпов.

— Не хотите заняться еще и выпуском кошерных продуктов?

— Производство кошерных продуктов мы пока не рассматриваем, так как это достаточно узкий сегмент рынка, а требования к их выпуску довольно специфические, что делает невыгодным производство таких продуктов в промышленных масштабах.

Как оцениваете нынешний уровень конкуренции на рынке мяса

— Как оцениваете нынешний уровень конкуренции на рынке мяса?

— Конкуренция на российском рынке мяса сегодня высокая. Но так как наша компания не является игроком на сырьевом мясном рынке, то здесь для себя больших рисков не видим. Своими конкурентами мы считаем компании с сильными федеральными брендами, которые хотят и способны производить продукцию в соответствии с современными требованиями. Таких компаний в стране буквально пять-семь. Между ними и идет борьба за внимание потребителей. Продукцию из Белоруссии мы ценим и уважаем, но на сегодня она не является серьезным конкурентом. Если рассматривать уровень конкуренции по регионам, то наиболее жесткая ситуация, конечно, на московском рынке.

— На ваш взгляд, есть ли потенциал увеличения потребительского спроса на мясо в России?

— Перспективы роста спроса основываются на объемах потребления и уровне доходов населения. Сейчас среднедушевое потребление в России составляет примерно 75 кг мяса в год. Во многих развитых странах этот показатель выше, например, в США — более 98 кг, в Австралии — около 95 кг. Так что, теоретически, объемам потребления у нас есть, куда расти. Если сравнивать с некими общемировыми стандартами, то у нас есть резерв около 20%. Но так как спрос напрямую связан с доходами населения, то ждать прорывного увеличения спроса в ближайшей перспективе не приходится. Хотя определенный потенциал у рынка есть.

— А тренд ЗОЖ как сейчас влияет на продажи продукции мясопереработки?

— Безусловно, мода на «здоровые» продукты питания в перспективе может повлиять на продажи колбасных изделий. Однако мы не ожидаем массового изменения традиционных вкусовых предпочтений россиян, поэтому тема здорового образа жизни применительно к продуктам мясопереработки может привести к качественному скачку в борьбе производителей за внимание покупателей, дальнейшему росту качества производимой продукции и росту значимости брендов. Проще говоря — к здоровой конкуренции за потребителя.

В нашем ассортименте есть продукция, которая вполне подойдет тем, кто придерживается определенной диеты, например, с пониженным содержанием жира.

— Какие основные проблемы, с которыми сталкивается мясной бизнес, наиболее актуальны для «»?

— Серьезной проблемой является волатильность сырьевых рынков. Непредсказуемы как цены на готовое мясо, так и на средства производства скота и птицы — зерно, сою и так далее. Второй важный фактор — каждый год усложняется эпизоотическая ситуация внутри страны, число очагов заболеваний растет, и это серьезно сказывается на себестоимости продукции.

Загрузка...