Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Опрос: какие перспективы у растительного мяса в России?
Елена Максимова
Агроинвестор
23 сентября 2019
Растительные аналоги мяса — кулинарное развлечение для избалованного потребителя и модный тренд
По оценке инвестбанка Barclays, объем мировых продаж альтернативного мяса в течение десяти лет может достигнуть $140 млрд
Фото: Beyond Meat

Недавно стало известно, что ресторанные и торговые сети в России начали предлагать растительное мясо американского производителя Beyond Meat, созданное на основе горохового белка. По оценке инвестбанка Barclays, объем мировых продаж альтернативного мяса в течение десяти лет может достигнуть $140 млрд и составить 10% от всего объема рынка мяса. «Агроинвестор» спросил у отраслевых экспертов и участников рынка, как они оценивают перспективы нового продукта и стоит ли отечественным производителям мяса готовиться к конкуренции с ним.

Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин:

- Любой новый продукт имеет будущее, в том числе, растительная продукция со вкусом мяса, так как есть люди, любящие экспериментировать, падкие на хайп или просто любопытные. Насколько это будущее будет долгим и счастливым, говорить рано. Кроме того, альтернативное «мясо», возможно, будет пользоваться спросом у людей, которые по состоянию здоровья не могут есть настоящее мясо, но хотят наслаждаться его ни с чем не сравнимым вкусом. Разумеется, преданные сторонники вегетарианства тоже первые в рядах будущих потребителей. Но при условии экономической доступности такого продукта.

Объем в 27 т, на который Beyond Meat планирует выйти к 2020 году на нашем рынке, просто мизерный — это всего лишь 100 тыс. бургеров за год, меньше, чем продает пара популярных бургерных. И даже если компания выйдет на объем продаж в России в тысячу тонн, все равно они не составят никакой конкуренции нашим производителям мяса — поэтому никакой угрозы для отрасли нет. Наше потребление натурального мяса растет на 200-300 тыс. т в год. К тому же, искусственное «мясо» или его растительная разновидность по цене в ближайшие годы вряд ли будет дешевле настоящего, а значит позволить его себе смогут только более состоятельные люди, и то разово — просто ради того, чтобы быть в тренде.

В то, что в ближайшие 10 лет производство продуктов из растительного белка со вкусом мяса будет составлять 10% от потребления мяса, я слабо верю, так как это более 33 млн т, на эти объемы альтернативщики вряд ли выйдут.

В мире ежегодное среднедушевое потребление мяса сегодня составляет 43 кг, тогда как рекомендованная норма — 75-80 кг. В России тоже десятки миллионов людей пока потребляют мяса меньше, чем в среднем по стране (76 кг на человека в год), поэтому нашим животноводам есть куда расти как внутри страны, так и в мире. Тем более с учетом того, что к 2050 году глобальный спрос на мясо увеличится на 40% или почти на 125 млн т. Я считаю, что есть настоящее мясо не только полезно и необходимо для здоровья, но и сексуально. Слабо могу себе представить, как можно, пригласив в гости девушку, угостить ее растительной котлетой. Вспоминаю знаменитую фразу Лизы из романа «12 стульев»: попробовал бы Лев Толстой написать «Войну и мир», сидя на вегетарианских сосисках.

Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев:

- Ничего нельзя исключать, ведь в силу развития науки некоторые вещи, которые нам сегодня кажутся нереальными, через некоторое время становятся повседневными. Так было с мобильными телефонами, например. Однако в отношении еды люди более консервативны. Мясо всегда было и остается основным источником животного белка, причем люди не только удовлетворяют им голод, но получают от него удовольствие. И мне слабо верится, что растительные аналоги смогут составить ему конкуренцию. Безусловно, производство растительного мяса будет развиваться, а сам продукт найдет своего потребителя, например, среди людей, которые озабочены экологией и против выращивания животных на мясо.

В целом, сегодня в мире выпускается 350 млн т мяса всех видов, и я сомневаюсь, что через 10 лет производители искусственных аналогов из растительного сырья или сделанных путем генной инженерии из животных клеток, выйдут на объем хотя бы в 30 млн т. Пока такое мясо — скорее экзотика, нежели обычное явление. Хотя конкуренции между производителями традиционного и растительного мяса действительно есть, но воспринимать искусственное мясо как «гробовщика» для традиционного, безусловно, не стоит.

Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев:

- В отличие от многих стран, которые серьезно производят и наращивают объемы альтернативных животных белковых продуктов, Россия сегодня только начинает задумываться о возможностях их продвижения на рынок. Первые продажи, которые начали осуществлять ряд сетей магазинов и фудсервиса, пока еще недостаточно показывают статистику спроса, поэтому о будущем таких продуктов на нашем рынке говорить сложно.

Собственное производство искусственного мяса в России, безусловно, наладить можно. Вопрос только в том, придется ли этот продукт по вкусу нашему потребителю, и насколько сложно его будет производить в технологическом плане. Необходимо провести огромную работу в поиске правильного сырья, ингредиентов и оборудования, в отработке технологий, чтобы выпускать достойную и востребованную продукцию. Сегодня можно найти уже готовые технологии, использовать мировой опыт, а стоимость производства искусственного мяса снижается в силу освоения новых технологических режимов.

Что касается спроса, то, по большому счету, российский потребитель в отношении мяса очень консервативен: в лучшем случае структурные перемены в мясной корзине происходят в силу изменяющегося ритма жизни в сторону продуктов глубокой переработки, кулинарных изделий и полуфабрикатов, вытесняющих сырое мяса. На Западе потребители приходят к замене обычного мяса на растительные альтернативы в основном по двум причинам. Первая — желание снизить нагрузку на Землю, связанную с выращиванием сельскохозяйственных животных. Вторая — гуманность. У нас культура вегетарианства не так сильно развита, как в других странах, так как в массовом сознании мясо все же является одним из базовых продуктов потребительской корзины.

Не стоит забывать и о том, что в нашей стране население в среднем тратит около 40% своих доходов на продукты питания, тогда как на Западе данная статья расходов составляет максимум 10%. Соответственно, мотивации к покупке у российского и западного потребителя разные. Таким образом, в нашей стране спрос на растительное мясо в ближайшее время будет лишь у очень узкой прослойки обеспеченного населения с определенным мышлением. Однако, вероятно, он будет расти. Сегодня много молодых людей находятся под влиянием Интернета, и все глобальные тренды появляются и в нашей стране, в том числе, забота об окружающей среде, одним из способов которой является уменьшение потребления животного белка.

Beyond Sausage
Фото: Beyond Meat

Главный аналитик группы «Черкизово» Андрей Дальнов:

- Производство растительных имитаций мяса — это, прежде всего, гениальный метод брендирования того, что обычно брендированию не поддается. Среднестатистический потребитель в России легко вспомнит до пяти и более брендов производителей мяса, но вряд ли сумеет назвать какие-то бренды сои или гороха. Основная проблема в том, что новые продукты имитируют мясо, но не имеют такой же питательной ценности. Потребитель может остаться довольным, съев «обманку» вместо куска мяса, получить чувство насыщения, почувствовать себя особенным, но проблема в том, что набор аминокислот он получит совершенно другой. Полная замена животных жиров на растительные также очень сомнительна с точки зрения пользы для здоровья. Особенно опасно увеличивать долю растительных компонентов в детском питании. Употребление продуктов животного происхождения — это самый простой и дешевый путь к получению необходимого для развития растущего организма сочетания аминокислот, насыщенных и ненасыщенных жиров.

Продовольственная организация ООН (FAO) прогнозирует стабильный рост потребления мяса в мире в следующие 10 лет с 34,7 кг до 35,1 кг на душу населения. В качестве источника белка мясо и рыба (в данном случае FAO не делит их на категории) укрепят свои позиции практически повсеместно, за исключением Африки. Но в данном случае на потребление влияет хроническая бедность, а не стремление к самоидентификации. В США производители мяса продолжают реализовывать масштабные проекты в сфере вполне традиционной мясопереработки, демонстрируя, что конкуренции с новыми продуктами они не опасаются. В России будущее «растительного мяса» еще более сомнительно, чем в США. Скорее всего, в перспективе 10 лет доля таких продуктов в потребительской корзине наших соотечественников останется незначительной.

В целом, чем проще и натуральнее продукт, тем ниже риски, связанные с его употреблением. Растительное мясо - продукт глубокой переработки, содержащий около 20 компонентов. В состав, наряду с растительными компонентами, входят различные добавки, которые позволяют скреплять это «чудо» и делать его похожим на мясо по вкусу и консистенции.

Заместитель генерального директора по инновационному развитию группы компаний «Дамате» Иван Соколов:

- Будущее у растительного мяса, конечно, есть, как и у любого другого нишевого продукта. На мой взгляд, рынок такого мяса в России будет ограничен крупными городами, где есть существенная доля вегетарианцев с высокими зарплатами. Но стоит отметить, что и в мире, и в нашей стране количество людей, которые отказываются или ограничивают потребление животных продуктов, ежегодно растет.

Не думаю, что растительное мясо может составить существенную конкуренцию натуральному. Дело в том, что растительное мясо — это многокомпонентная смесь, в основе которой гороховый белок. Повторить из такой смеси структуру цельного куска мяса с его волокнами, прослойками жира и т. д. невозможно. Поэтому растительное мясо может только занять незначительную долю рынка полуфабрикатов из фарша.

На сегодняшний день растительное мясо скорее кулинарное развлечение для избалованного потребителя, чем продукт массового потребления.

Вы готовы отказаться от натурального мяса в пользу растительного?

Показать еще

Статьи по теме
Рекомендации
Реклама