Сами себе переработчики

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Продукты с добавленной стоимостью как способ пережить кризис

Падение цен на сырое молоко, начавшееся с февраля, вынудило многие хозяйства задуматься о собственной переработке. Вместо поставки сырья молкомбинатам они сами производят продукты, в основном бюджетные: пастеризованное молоко, сметану, творог, сливочное масло и т. д. Такие проекты окупятся за 1,5-3 года, рассчитывают в хозяйствах. Животноводы делают правильно, одобряют эксперты: лишившись части сырья, переработчики будут вынуждены увеличить закупочные тарифы.

По словам ведущего эксперта ИКАРа Татьяны Рыбаловой, в кризис, когда цены на сырье нестабильны, диверсифицировать молочное производство, начав собственную переработку, выгоднее, чем специализироваться только на сыром молоке. Для многих животноводов это чуть ли не единственная возможность выжить в условиях падения закупочных тарифов ниже себестоимости. По данным , средние закупочные цены в октябре были 9-10 руб./л при себестоимости сырья более 10 руб./л.

В конце 1980-х — 1990-е годы переработка тоже была массовым трендом, вспоминает Рыбалова: рентабельность производства молока в хозяйствах падала до минус 21%, говорит она, ссылаясь на . Мелкие агропредприятия устанавливали простые разливочные автоматы и продавали пакетированное пастеризованное молоко в дешевой упаковке. Крупные и состоятельные хозяйства, по словам эксперта, вводили цеха производства более маржинальных цельномолочных продуктов: масла, сметаны, творога и др. Благодаря переработке бывшие колхозы и совхозы переставали генерировать убытки и имели минимум 5%-ную рентабельность. После дефолта 1998 года животноводы постепенно отказались от переработки, продолжает Рыбалова. К концу 2007 года, по данным ИКАРа, только 1,5-2% молочных хозяйств продолжали эксплуатировать свои перерабатывающие цеха и линии.

Экономический кризис многое изменил. С конца прошлого года, заметила руководитель коммерческого отдела «Агротехкомплекта» Вера Выдрик, аграрии начали чаще заказывать ее компании проекты молферм с собственной переработкой. Теперь таких клиентов у «Агротехкомплекта» более 50%, говорит она, затрудняясь назвать более точные цифры. По итогам текущего года объем переработанного сельхозпроизводителями молока, с учетом реализованного в розлив, может приблизиться к 10% произведенного сырья, не исключает Рыбалова.

Хорошо забытое

В подмосковном АПК «Непецино» (принадлежит Управлению делами президента России — УДП) производством молочной продукции занимаются больше 13 лет. Сначала делали пастеризованное молоко. Три года назад провели реконструкцию и ввели линию творога, сметаны и кефира, одновременно увеличив мощности переработки с 8 т/день сырья до 20 т/день. В год завод хозяйства осваивает 5,5 тыс. т молока, уточняет директор «Непецино» Сергей Медведев. Переработка, рассказывает он, всегда помогала хозяйству поддерживать рентабельность не ниже 15-25% и регулировать взаимоотношения с молкомбинатами. Когда цены были высокими, хозяйство поставляло им 50-60% сырья. Остальное перерабатывалось для поставки комбинату питания УДП, небольшой объем реализовывался розничным магазинам.

В начале 2008 года, добавляет Медведев, закупочные тарифы впервые снизились до 6,9 руб./л, и «Непецино» начало отправлять на собственную переработку весь объем молока. Сейчас под маркой «Из Непецино» в нескольких районах Московской области реализуются пастеризованное молоко, сметана, сливки, творог и кефир (средняя отпускная цена — 23-25 руб./л) — в общей сложности 70% сырья агрофирмы. 30% закупает УДП. При себестоимости 13 руб./кг рентабельность компании составляет 21%, доволен Медведев.

В хозяйстве «Зеленоградское», тоже подмосковном, в середине этого года также задумались о пакетировании пастеризованного молока. Решение вынужденное, признает гендиректор Юрий Валецкий: основной покупатель сырья — завод «Эрманн» - закупает даже высший сорт по 12 руб./л (базовая цена — 9,9 руб./л.) при себестоимости около 12 руб./л. Выбор вида продукта для переработки Валецкий объясняет простотой технологии, относительной дешевизной оборудования — 12 млн руб. — и быстрой окупаемостью проекта (два года). Его общую стоимость, с учетом строительства, директор оценил в 30 млн руб. Как и Медведев из «Непецино», он хочет перерабатывать 100% сырья и продавать молоко торговым сетям области и Москвы по 20 руб./л. «Но пока это только проект», — оговаривается Валецкий: когда начнется производство, он еще не решил.

Похожая ситуация в башкирском агрохолдинге «» (20 т/день сырья). Средний тариф местных молзаводов — 7-8 руб./л, недоволен гендиректор компании Игорь Катеренчук. У «Артемиды» молоко высшего сорта, поэтому принимают его по максимальной цене — 9 руб./л при себестоимости 6-7 руб./л. Эта цена тоже не устраивает Катеренчука. До 7 руб./л обходится сырье на старых фермах, объясняет он. Но после ввода мегафермы на 1,2 тыс. дойного КРС, в которую «» вкладывает более 350 млн руб., себестоимость молока с учетом покупки животных и инвестзатрат поднимется до 11 руб./кг, замечает директор.

Чтобы сохранить рентабельность, Катеренчук планирует поставить линию по выпуску кефира, йогуртов, плавленых сырков и пастеризованного молока, вложив в нее 25 млн руб. Начальный объем переработки составит 10 т сырья в сутки и постепенно увеличится до 30 т/сут. — столько молока планирует получать «» к весне 2010 года, когда ее молзавод должен будет выйти на проектную мощность. «Предположительно», говорит Катеренчук, средняя цена реализации молочных продуктов составит 20 руб./кг, рентабельность — 40%, а срок окупаемости — 3-5 лет. «Продавать планируем на территории республики в магазинах и торговых сетях, — добавляет директор. — Понимаем, что выходить в другие регионы с такими объемами бессмысленно».

На племзаводе «Заря» (Тульская область; 900 коров, 14 т/сут. молока) цех переработки существует с 1998 года. Хозяйство делает пастеризованное пакетированное молоко, масло и творог, все сырье осваивает самостоятельно. Продукция поставляется в 380 торговых точек области, средняя отпускная цена — 19 руб./кг в зависимости от вида товара, говорит директор «Зари» Александр Попов. Рентабельность продаж до кризиса была 30%, вспоминает он, а теперь сократилась до 20%: некоторые торговые сети снизили закупочные цены. Но и такой нормой прибыли Попов доволен. При нынешних ценах на сырье в регионе (8-10 руб./л) и себестоимости производства сырого молока 12-13 руб./л это единственный способ выжить, признает он. С учетом переработки себестоимость молока у «Зари» составляет 16 руб./л. Из них 3 руб./л приходится на упаковку для молока (литровые полиэтиленовые пакеты), творога (бумага), масла (пластиковые стаканы 0,5 л), а также на пастеризацию.

Несмотря на стабильную рентабельность, чистой прибыли в этом году хозяйство не получает. Сейчас «Заря» инвестирует ее в линию производства 6 т/день кефира, объясняет Попов. Стоимость проекта — 30 млн руб. заемных средств. Окупить вложения он надеется в течение 1,5-3 лет «в зависимости от спроса».

Своя ниша

Эксперты советуют аграриям инвестировать, кроме простой переработки, в нишевые и эксклюзивные продукты. Этим уже занимаются крупные индустриальные производители сырого молока. К примеру, «Русские фермы» собираются делать в Московской и Белгородской областях итальянские сыры, в том числе моцареллу для ресторанов и продовольственных бутиков. «Из Италии они едут к нам долго, а срок хранения моцареллы — не более 20 дней, — говорит президент холдинга Андрей Даниленко. — Мы же будем поставлять этот сыр свежим, прямо к столу». Строительство подмосковного завода на 10 т сырья в сутки и стоимостью 30 млн руб. завершено, в конце 2009 года начнется производство. Это пилотный проект, уточняет Даниленко. Мощность белгородского предприятия, сравнивает он, будет 120 т/день (более 0,5 млрд руб. инвестиций). Окупятся вложения в сыры за 5-6 лет, а рентабельность составит 20-25%, делится планами Даниленко.

У «Мосмедыньагропрома» (Калужская область, проект московского правительства) свой нишевый продукт — «соколат»: сок на основе сыворотки. Его, а также детские молпродукты (молоко, йогурты, творожки, сливочное масло) под брендом «Большая перемена» компания поставляет школам и другим социальным учреждениям Москвы и Калужской области. По госзаказу реализуется 70%, в ритейле — 30% готовой продукции. Сейчас завод «Мосмедыньагропрома» рассчитан на переработку 110 т сырья в день, но есть намерения расширить производство до 180 т/день, добавив в ассортимент плавленые сыры, рассказывает гендиректор Валерий Пучков.

В январе 2009 года компания ввела перерабатывающий завод и почти утроила выручку. В 2008 году, без переработки, она составила 140 млн руб., тогда как только за 9 месяцев 2009-го компания заработала 400 млн руб., доволен Пучков. «Мосмедыньагропром» до строительства завода производил сырое молоко и имел 4-5,5%-ную рентабельность, а теперь увеличил ее до 10%, добавляет он. «Когда введем производство плавленых сыров, рентабельность должна повыситься еще на 10%», — планирует он. Всего в переработку «Мосмедыньагропром» вложит 1,8 млрд руб. и надеется окупить ее за 5 лет при цене реализации продукции для соцучреждений по 23 руб./кг и по 25 руб./кг для коммерческой торговли.

Локальные бренды

Покупка минимального модульного молзавода (цеха) для розлива пастеризованного молока в зависимости от мощности обойдется в 20 млн руб., прикидывает Даниленко — при условии, что уже есть помещение и инфраструктура. Средняя окупаемость таких проектов, по его словам, от 3 до 5 лет. А если животноводческое хозяйство намерено делать «более капризные» продукты — йогурт, кефир и т. д., — то оборудование будет стоить в несколько раз дороже, говорит Даниленко. Своя переработка окупится, когда хозяйство зарабатывает на ней минимум 3 руб./л, подсчитал директор консалтинговой компании «Диагенис» Роман Костюк.

Нужно продумать и стратегию продаж, а также выбрать правильную рыночную нишу, продолжает Андрей Даниленко. «Прежде чем идти в супермаркеты, на полках которых и так большой ассортимент бюджетных молпродуктов от региональных производителей, следует убедиться, что есть гарантированный сбыт, — говорит он. — Летом 2009 года мы наладили в Белгородской области розлив пастеризованного пакетированного молока, четко локализовавшись на рынках четырех [близлежащих] районов». «Русские фермы» вложили в оборудование 15 млн руб. и с этого года поставляют это молоко в магазины небольших населенных пунктов по 19 руб./л при себестоимости 16 руб./л. Объем — 10 т/день, или 20% сырья белгородской фермы. Вернуть инвестиции Даниленко рассчитывает за 1,5 года.

Благодаря тому, что животноводы начали сами перерабатывать часть молока, на рынке быстрее установятся справедливые цены сырья, надеется Костюк. «В регионах, где присутствуют крупные молзаводы типа «Данона» и «Эрманна», обострится дефицит сырого молока, — думает он. — Они должны понимать, что сильные независимые хозяйства, занявшись собственной переработкой, оставят им не самое лучшее сырье и явно не в том объеме, который необходим переработчикам».

Комментарий

Андрей Даниленко
Предправления Национального союза производителей молока
Нет смысла вкладываться в перерабатывающий завод проектной мощностью менее 400 т молока в день. Начинать можно с 300 т/день. Но при производстве массового бюджетного продукта, который в основном и делают животноводы, необходимо ориентироваться на расширение объема до 500 т/день, а в идеале — на 1 тыс. т/сут. При последнем, конечно, уже не обойтись без очень серьезного бюджета на рекламную кампанию.

Вендинг добавляет стоимости

По данным пермской газеты Business Class, в первом квартале 2010 года местный
агрохолдинг «Ашатли» выйдет на рынок Перми с новым продуктом — разливным непастеризованным молоком. Реализовывать его компания будет в сетях через вендинговые автоматы. Молоко на фермах холдинга будут охлаждать до +6о и в течение 12 часов поставлять в торговые залы. Стоимость проекта — €1 млн, расчетная окупаемость — два года, ориентировочная стоимость продукта — до 30 руб./л.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»