Ставка на бобы

Горох и нут — намного более маржинальные товары по сравнению с традиционными зерновыми
Горох и нут — намного более маржинальные товары по сравнению с традиционными зерновыми
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Чем интересны горох, нут и чечевица

В последние несколько сезонов Россия стабильно увеличивает урожаи зернобобовых, которых в этом году может собрать 2,7 млн т. Основные драйверы — мировой спрос и привлекательная внутренняя цена. Для сельхозпроизводителей эти агрокультуры прибыльнее традиционных зерновых. Но это сейчас: если сборы зернобобовых вырастут еще хотя бы на 50%, то цены могут упасть.

Экспорт зернобобовых начал активно расти с началом действия запрета на экспорт в сезоне-2010/11. Тогда сформировался интерес к товарам, не подпавшим под эмбарго, в том числе зернобобовым. Сейчас увеличению вывоза этих агрокультур способствует хороший спрос мирового рынка, рассказывает вице-президент () Александр Корбут. По его мнению, тенденция позитивная: формируется крупный оптовый рынок сбыта, все более активным оператором которого становится Россия. Сельхозпроизводители получают новый ликвидный товар, с помощью которого можно диверсифицировать севооборот и продажи. По данным «», в 2011/12 сельхозгоду из России вывезли почти 800 тыс. т зернобобовых. До этого масштабы были кратно меньшими: на экспорт реализовывалось 156-200 тыс. т, а ранее, в 2000-х годах, — вообще менее 25 тыс. т. «Основная доля экспорта — это всегда горох, — замечает руководитель отдела анализа рынков “” Игорь Павенский. — Но теперь нарастает и объем вывозимого нута». По прогнозу ИКАРа, Россия через три-четыре года может догнать по объему экспорта зернобобовых их основного мирового поставщика — Канаду, ежегодно вывозящую 1,5-1,8 млн т.

Горох — номер один

Горох и нут — намного более маржинальные товары по сравнению с традиционными зерновыми: пшеницей, ячменем или кукурузой, говорит гендиректор аналитического центра «» Владимир Петриченко, хотя от зернобобовых выручка, конечно, меньше из-за несопоставимых объемов. В завершившемся сезоне-2012/13 вывезли около 500 тыс. т основной зернобобовой агрокультуры — гороха. Это примерно на 180 тыс. т меньше, чем в 2011/12-м сельхозгоду: сократился валовый сбор плюс вырос спрос отечественных животноводов, поясняет Петриченко. На внутреннем рынке горох востребован как ингредиент комбикормов, а пищевое потребление очень небольшое, поясняет он.Отечественный горох поставляется в азиатские страны, Испанию, Италию и Нидерланды, перечисляет Корбут. В сезоне-2012/13 вывезли примерно треть российского производства. За два года экспорт гороха вырос в 3,5 раза. Нут в завершившемся сезоне у нас покупали 26 стран, причем более половины приобрела Индия. На экспорт было отправлено 55% урожая, следует из данных . Производство зернобобовых в этом году вырастет на 23% — до 2,68 млн т, предполагает Петриченко. 70-75% составит горох. Экспорт зернобобовых в наступившем сезоне-2013/14 будет на уровне 900 тыс. т. «» прогнозирует до 800 тыс. т, как было в 2011/12 сельхозгоду. «Прогнозировать дальнейшее увеличение экспортного спроса трудно — рынок очень узок и объем внешней торговли небольшой», — объясняет Павенский.

Посевы

Диверсификация севооборота в пользу зернобобовых решает сразу несколько проблем, включая низкую маржинальность зерновых и спросовые ограничения в случае больших урожаев, говорит гендиректор пензенской компании «Колос» Аркадий Исенин. Тем более что бобовые являются хорошим предшественником. Дополнительный аргумент в пользу нута — устойчивость к засухам и одновременно к весенним заморозкам, считает Корбут. «Доходность бобовых в последние несколько сезонов была очень привлекательной, благодаря чему увеличились, в частности, посевы нута и чечевицы — особенно в регионах Поволжья, — рассказывает руководитель отдела аналитики и прогнозирования ИКАРа Олег Суханов. — С нутом начали экспериментировать Волгоградская, Саратовская и Ростовская области».До сезона-2008/09 посевы бобовых были около 1 млн га, а теперь увеличились до 2 млн га, указывает Петриченко. 56% зернобобового клина приходится на горох. Впрочем, в этом году его посеяли на 140 тыс. га меньше (1,14 млн га), тогда как все бобовые заняли 2,02 млн га, или на 134 тыс. га больше. Увеличение обеспечил в основном нут. По наблюдениям Павенского, посевы гороха сократили южные регионы. За текущий сезон его сбор снизится еще и из-за локальной засухи в Поволжье.

Эксперты затрудняются предположить, каков потенциал роста зернобобового клина в среднесрочной перспективе. «Производство явно продолжит увеличиваться, другой вопрос — сколько еще аграрии смогут зарабатывать на зернобобовых, — говорит Корбут. — Ведь при росте предложения цены вряд ли будут расти, если только этому не поспособствует ситуация с производством в мире».

Новый сезон

В наступившем сезоне конъюнктура рынка бобовых выглядит не очень интересной, отмечает Суханов. Из-за погодных условий ухудшилось их качество, говорит он. В Ставропольском и Краснодарском краях в результате весенне-летней засухи существенно пострадал горох, зерна которого получились «щуплыми и колкими». Бобы нута, собранные в Саратовской области после июльских и августовских дождей, вследствие переувлажненности не соответствуют экспортным стандартам, а на внутреннем рынке спрос на такой товар отсутствует. Суханов говорит о снижении интереса экспортеров к российским бобовым: операторы боятся получить товар низкого качества. Кроме того, прогнозируется рекордное производство в Канаде и Индии, и мировые цены существенно снижаются по сравнению с прошлым сезоном. Например, горох на базисе FOB Азов стоит не $380-410/т, как ранее, а $290-300/т. То же с внутренней ценой, так как рынок нишевый: продовольственный спрос на нут, маш (золотистую фасоль), чечевицу и т. д. исторически низок, а фуражный в текущем сезоне обеспечат другие агрокультуры — такие как пшеница и ячмень. В самарском агрохолдинге «Зерно Жизни» (входит в группу «Синко») несколько лет возделывают нут. «Раньше были довольны, а в текущем сезоне из-за дождей возникли трудности с уборкой (к середине сентября 30% урожая оставалось на поле), — сетует директор компании Андрей Зорин. — И цена почти в два раза ниже обычной». По его словам, нут стоит до 10-12 тыс. руб./т., тогда как в прошлом сельхозгоду цена достигала 20 тыс. руб./т. Причина ее падения, по мнению Зорина, — перепроизводство. «Видимо, рынок насыщается», — предполагает он. Компания с продажами не спешит — есть возможность хранить нут на элеваторах и ждать привлекательной цены. Без складских мощностей зарабатывать на нем трудно, говорит топ-менеджер: себестоимость высокая, одни только семена обходятся в 3,7-4,5 тыс. руб./га плюс 6 тыс. руб./га составляют остальные затраты.  «В прошлые годы благодаря высоким ценам нут был очень маржинален. Как будет теперь, пока трудно сказать», — заключает Зорин.

В этом году нут меньше востребован из-за роста мирового урожая, соглашается с экспертами Исенин из «Колоса». Есть проблема локального внутреннего перепроизводства: одна только Саратовская область засеяла нутом 265 тыс. га. Цена упала почти в два раза до 9-12 тыс. руб./т, но и она позволяет зарабатывать, уверен он. Кроме того, нут может сохранять доходность даже при сборе на уровне 10 ц/га. Исенин советует аграриям быть более гибкими и не проявлять недовольство снизившимися текущими ценами. «Это временное явление: год на год не приходится, и нут снова подорожает, — не сомневается он. — Важно, что его производителям всегда гарантирован рынок сбыта». Большой интерес к нуту и чечевице проявляют Индия, Пакистан, Турция, меньшие объемы интересуют Израиль, Болгарию, Грецию, перечисляет Исенин. Оренбургская «Елань» выращивает по 400 га нута и гороха. В этом году попробовали посеять чечевицу, делится гендиректор Алексей Орлов, но сделали вывод, что для региона она не подходит из-за больших потерь при уборке. Сделали опытные посевы соевых бобов и выяснили, что они, наоборот, растут неплохо. «На следующий год займем соей 200-300 га», — планирует Орлов. Горох он реализует на внутреннем рынке переработчикам. Закупочная цена в наступившем сезоне — 8 тыс. руб./т. Такая же цена на нут, который заметно подешевел. Но разочаровывает директора не столько цена, сколько качество, снизившееся из-за дождей. К тому же часть нута в сентябре еще не была собрана, сетует Орлов. В целом агрокультура интересная, хвалит он: устойчивее к засухам, чем горох, плюс меньше потерь при сборе урожая. «-агро» выращивает нут, горох и чечевицу, но не товарные, а на семена — всего 5-7 тыс. т/год. «Мы стараемся быть в тренде и отмечаем увеличение спроса на зернобобовые, — рассказывает гендиректор компании Юрий Васюков. — Ведь зерновой рынок сейчас нестабилен и труднопрогнозируем. С этого года занимаемся чечевицей и нутом». Их он считает наиболее перспективными бобовыми. Нут пользуется спросом на международном рынке, предъявляющем строгие требования к размеру зерен. По словам Васюкова, хорошо продаются только сорта диаметром более 8 мм, тогда как отечественные, как правило, мелкозерные. «Для нас это свободная ниша — предлагаем отечественному рынку импортные сорта, полученные в наших российских хозяйствах», — говорит он.

Выращивать на семена нут «-агро» будет в Курской области. А в оренбургском хозяйстве планирует развернуть товарное производство, чтобы отправлять урожай на экспорт. «Предлагать на внешний рынок меньше 50 тыс. т нута не очень интересно, — оценивает Васюков. — Поэтому если рыночная ситуация будет благоприятствовать продажам, то будем постепенно увеличивать производство. Начнем же пока с небольших объемов — 3-5 тыс. т/год: эта агрокультура сложна в возделывании». По мнению Владимира Петриченко из центра «», сильно увлекаться зернобобовыми аграриям не стоит. Даже если страна их стараниями нарастит производство в два раза к нынешнему уровню — не факт, что сможет вдвое больше экспортировать. Вывоз будет ровно таким, какой нужен мировому рынку, спрос на котором ограничен, ведь зернобобовые — нишевый продукт. «Пока спрос активен, но он в основном уже сформировался, — рассуждает он. — Три года назад он рос динамичнее. Поэтому участникам рынка не стоит ждать прорыва в производстве и экспорте зернобобовых». А в случае большой единовременной прибавки урожая просто упадет цена, включая внутреннюю. Суханов из ИКАРа полагает, что в перспективе экспорт бобовых еще может вырасти, так как мировой рынок насыщен не до конца. У России есть очень хорошая возможность занять на нем свою нишу — при условии, что страна может поставлять качественный продукт. «Мы вполне можем вывозить до 1,5 млн т бобовых вместо текущих 700-800 тыс. т», — подытоживает он. Исенин из «Колоса» напоминает еще об одной интересной, но почти забытой бобовой агрокультуре — фасоли. «В советские годы Болгария активно закупала нашу фасоль, — вспоминает он. — Сейчас она приобретает ее в Италии, а наши сельхозпроизводители из-за отсутствия спроса сократили производство до минимума». «Колос» ведет переговоры о выращивании фасоли с аграриями Пензенской и Саратовской областей для поставок в Болгарию. Местные операторы, по данным Исенина, готовы покупать в России до 10-15 тыс. т/год. Всего эта страна потребляет около 25 тыс. т/год фасоли.

1,64 млн т

составит внутреннее потребление зернобобовых в наступившем сезоне-2013/14, предполагает ИКАР.

Соя-бобы — тоже вариант

В перспективе еще одной экспортной бобовой агрокультурой может стать соя, полагает Владимир Петриченко из «ПроЗерно». С 1 сентября экспортная пошлина на соевые бобы была снижена с 20%, но не менее €35/т до 13,33%, но не менее €23,33/т. «Экспортные перспективы сои в большей степени связаны с Дальним востоком, но в этом сезоне из-за наводнения там вряд ли возможно говорить о каком-то вывозе», — добавляет эксперт. К тому же цены внутреннего рынка могут оказаться интереснее экспортных даже с учетом снижения пошлины.
«Возможности для вывоза сои появились, но цена на нее в России настолько высока, что не стимулирует экспортную торговлю, — говорит председатель совета директоров компании «Кубаньагропрод» (занимается переработкой сои) Евгений Кабанов. — Пока не закрыт внутренний спрос, экспортерам будет неинтересна эта агрокультура». Россия к тому же крупный импортер сои — ввозит около 2,5 млн т/год. Впрочем, небольшие партии все же могут вывозиться, не исключает Кабанов: «У нас соя не генно-модифицированная. Это, конечно, привлекает внешних покупателей».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»