Рынок подсластит маржу

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В сезоне-2014/15 сахарная свекла будет прибыльной

В последние два года свеклосахарный рынок был депрессивным. Из-за рекордных валовых сборов и урожайности снизились цены на сахар и сырье. Многие аграрии разочаровались в свекле и сократили посевы. Но в предстоящем сезоне ее производство снова станет коммерчески привлекательным, уверен автор статьи.

В новом сезоне инвестиции в сахарную свеклу будут умеренно рискованными и достаточно доходными — главным образом, в Центральном Черноземье и на Юге. Это, в частности, касается хозяйств с высоким уровнем агропромышленной, технологической культуры и опытом в свекловодстве: важно наличие собственной уборочной и другой техники. Выращивать свеклу нужно на расстоянии до 70 км от перспективных сахарных заводов (не находящихся в стадии банкротства и с адекватными собственниками) и при наличии альтернативной переработки в радиусе 70-120 км. Еще лучше будут чувствовать себя сельхозпроизводители, которые в начале сезона заключат долгосрочные контракты с переработчиками.

Показатели растут

В последние несколько лет свеклосахарный рынок находится на растущем тренде. Продуктивность за 15 лет увеличилась более чем в четыре раза: с 1,43 т/га сахара в 1997 году до 5,79  т/ га в 2013-м. Этот показатель стабильно растет (за исключением засушливых сезонов) даже в депрессивных Волго-Уральском и Алтайском регионах. Прибавка мощностей действующих сахарных заводов с начала 2000-х годов составила 60%: со 195 тыс. т в 1999-м до 311 тыс. т свеклы в сутки в 2013-м. Кроме того, есть заводы, не задействованные в 2009—2013 годах.

За счет роста продуктивности и цены на сахарную свеклу увеличивается выручка с гектара посевов: если в 2007 году сельхозпроизводители получали в среднем около 43 тыс. руб./га, то в 2013-м — уже 111 тыс. руб./га. В 2014 году можно выделить несколько ключевых факторов инвестиционной привлекательности свек­лосахарной отрасли. Средние цены на сахар в августе-декабре 2013 года выросли на 5% до 22,8 руб./кг (FCA Краснодар).

При этом осенью прошлого года свекла подорожала не менее чем на 10% в результате обострения конкуренции переработчиков за сырье из-за падения производства в сезоне-2012/13. Себестоимость замещающего отечественную свеклу сырцового сахара выросла вследствие увеличения ввозной пошлины и девальвации рубля, что делает свеклосахарное производство более доходным. Сохраняется потенциал дополнительного производства свеклы в сырьевых зонах заводов, мощности которых пока задействованы меньше, чем на 125 суток работы в год.

Мировые цены на сахар в рублевом эквиваленте сменили тренд с осени 2012 года, на внутреннем рынке также наблюдается позитивная динамика. По прог­нозу на начало апреля, текущие ожидания импортных пошлин, сырцовых котировок, спредов, фрахта, форвардного курса рубля и объема производства свекловичного сахара в 2014/15 году сформируют цену сахара в опте на летнем пике на уровне 30 руб./ кг (Краснодар). По балансу импорт сырца будет около 600 тыс. т. В ноябре (при хорошем урожае) вероятно снижение цены примерно до 25 руб./кг. В 2013 году дно и пик сезона были нетипичны: максимум цены фиксировался в апреле-мае на уровне 24,9 руб./кг, минимум был в феврале — 21,1 руб./кг и в начале декаб­ря — 21,9 руб./кг (все цены — Краснодар).

Можно говорить о двухлетнем инвестиционном цикле изменения посевных площадей сахарной свек­лы. В 2000 и 2001 годах отмечалось их сокращение, в 2003-м и 2004-м — рост, в 2005-м и 2006-м — снова было падение и т. д. Согласно этому тренду, в 2014 году и, вероятно, в 2015-м можно ожидать увеличения посевов или как минимум их сохранения на нынешнем уровне после обвала предыдущих двух лет. По прогнозу , они вырастут до 922 тыс. га против 906 тыс. га в прошлом году. Февральская оценка Минсельхоза была на уровне 926 тыс. га.

Ограничитель роста

Потенциал роста производства сахарной свеклы ограничен общей емкостью рынка сахара — не более 5,2 млн т. Этого достаточно при условии равномерной загрузки сырьем 75 заводов, действовавших в стране в прошлом году. Тем более что участники рынка продолжают модернизацию и постепенное наращивание мощностей переработки. Также есть дополнительные возможности их увеличения в случае восстановления работы некоторых предприятий (Тимашевского, Карламанского, Алейского, Бийского и др. заводов) и возможного запуска нового производства в поселке Мордово Тамбовской области.

Теперь о факторах, ограничивающих емкость рынка. За последние несколько лет обострились проблемы сбыта российского сахара. Негативно влияют рас­тущие поставки белого сахара из Белоруссии: только по железной дороге, по уточненным данным таможни этой страны, в прошлом году ввезли 374 тыс. т (в 2012-м — 256 тыс. т). При этом экспорт сахара из России в сезоне 2013/14 упал до 4 тыс. т (в 2011/12 сельхозгоду было 200 тыс. т). Теоретический потенциал вывоза оценивается в 600 тыс. т, реальный — не более чем в 150-200 тыс. т.

Динамично растет сегмент подсластителей и сахарозаменителей (включая крахмальную патоку из зерновых). Сейчас на их долю приходится до 1 млн т/год в сахарном эквиваленте. Снижается потребление сахара: в текущем сельхозгоду этот показатель составит 5,5-5,6 млн т по сравнению с 6,2 млн т в сезоне-1999/2000.

С учетом поставок из Белоруссии и дальнейшего роста продуктивности отрасли до 5,5 т сахара с гектара для наполнения рынка (5,2 млн т) России достаточно сеять не более 950 тыс. га свеклы. В этом году мы будем близки к такой цифре, а возможный рост посевов не будет повсеместным.

Теоретически, увеличить их могут макрорегионы на юге (кроме избыточных зон Ленинградского, Выселковского и Изобильненского заводов) и в Центральном Черноземье.

Из всех волго-уральских регионов расширение посевов вероятно только в Нижегородской области, Чувашии, а также в Башкирии (если восстановит работу местный Карламанский завод). Не исключен рост на Алтае, но только если запустят Бийский и/или Алейский сахарные заводы. Скорее всего, немного нарастят производство вертикально-интегрированные холдинги, у которых нет острой потребности в перекредитовании и ограничений севооборота.

Между тем увеличивать площади сахарной свеклы оптимально в зонах эффективных, но еще недозагруженных заводов. Например, в Центральном Черноземье семь таких предприятий производительностью более 3,8 тыс. т/сут. каждое: Золотухинский сахарный завод (Курская область, принадлежит «Иволга-Холдингу»), «Лискисахар» и Ольховатский сахарный комбинат (оба — Воронежская область, «»); Кшенский (Курская область), Алексеевский (Белгородская область) и Отрадинский (Орловская область) — все три входят в «; Бековский (Пензенская область, «Континент»), Олымский (Курская область, «Моснефтегазстройкомплект»). Недозагруженных менее мощных заводов вдвое больше.

Ограниченность рынка сбыта не оставляет места для greenfield-проектов. Высокая капиталоемкость — с учетом заводской ТЭЦ, высокой стоимости подключения к инфраструктуре и необходимости вкладывать в развитие сырьевой зоны — делают их крайне дорогими и долгоокупаемыми. Кроме того, подобные проекты — удар по окружающим (в радиусе 150 км) действую­щим предприятиям, которые, как правило, являются градообразующими.

В то же время большинству сахарных заводов России требуется глубокая модернизация. Необходимо снижать потери сахара, энерго- и материалоемкости производства, повышать финансовую отдачу от сопутствующих продуктов и отходов (меласса, жом, электро- и теплоэнергия, известь, дефекат и т. д.), обеспечивать стабильное качество продукции, увеличивать емкости для хранения сахара, мелассы и гранулированного жома. Предприятиям, расположенным в регионах с континентальным климатом (Алтай, Башкирия, Татарстан и др.), возможно, есть смысл внедрять северо­американские технологии длительного хранения сырья.

ГМ-свекла

С 1 июля этого года в России разрешат регистрацию генно-модифицированных агрокультур. Стоит рассмотреть плюсы и минусы, которые можно получить от потенциального использования ГМ-сахарной свеклы.

С одной стороны, ГМ-технологии позволят свекловодам сократить производственные затраты (максимум на 10%) за счет снижения числа технологических операций и объемов обработки гербицидами. Применение инсектицидов, фунгицидов, зооцидов, внекорневых подкормок по-прежнему необходимо. Урожайность останется на том же уровне и даже вырастет. Поскольку из гербицидов нужно будет применять только глифосат, это минимизирует экологические риски. К тому же сахар не содержит белка, поэтому из всех ГМ-продуктов он самый безопасный.

Но есть проблемы и нерешенные вопросы. Пока не гарантирована полная безопасность мелассы из ГМ-свеклы, жома и продуктов их переработки (хлебопекарные дрожжи, корма и т. д.) для потребителей и будущих поколений. Высок риск появления суперсорняков, устойчивых к глифосату. Они уже есть в Северной Америке и появились после двух-трех сезонов массового применения технологий высевания агрокультур, устойчивых к глифосату.

Возможны проблемы сбыта продуктов из ГМ-свеклы, содержащих остатки белков, в том числе мелассы, две трети которой экспортируется, и гранулированного свекловичного жома (90%). Применение ГМО в свекловодстве не снимает вопроса о необходимости создания гибридов, устойчивых к болезням, вредителям, высокопродуктивных по выходу сахара с гектара и при этом с удовлетворительным уровнем лежкости при хранении. Кроме того, семена ГМ-гибридов дорогие, а их рынок — монопольный.

Поэтому пока перспективы использования ГМО неоднозначны. Для начала необходим жесткий конт­роль любых результатов селекции и биотехнологий, в том числе ГМ, а также глубокие дополнительные исследования. На практике следует придерживаться единообразия: либо ввести полный запрет на импорт и выращивание, либо разрешить возделывание вмес­те с импортом. Например, мы уже много лет кормим животных соевым шротом из ГМ-сои, произведенной в Южной Америке, а выращивать ее запрещаем. Но даже если выращивать разрешат, быстрая экспансия ГМ-свеклы в ближайшие два года маловероятна.

Свекловоды vs переработчики

В новом сезоне напряженные взаимоотношения между производителями и переработчиками, вероятно, сохранятся. Свекловоды преследуют свои цели. Их задача — увеличить вал (дать свекле подрасти до октября), быстро собрать урожай до дождей и морозов и сразу сдать его на сахарные заводы, переложив потери при хранении на переработчика. Производители сырья, как правило, не гарантируют качества.

Свекла часто сдается с грязью, зеленью, обладает низкой сахаристостью, в ней много мелассообразующих веществ, у нее плохая лежкость. При этом они всегда хотят высокой цены и быстрой оплаты, а еще лучше — авансирования или предоплаты. К тому же большинство хозяйств предпочитают работать по давальческим схемам, давно не применяемым в большинстве стран мира.

Переработчики, в свою очередь, хотят идеальную по качеству сахарную свеклу, с разными сроками созревания, чтобы по графику запустить заводы в августе и работать до февраля; сырье сторонних хозяйств они принимают после поставок со своих агрофирм. Кроме того, стремятся занизить зачетный вес свеклы, рассчитаться по низким ценам и после завершения переработки. Заводы стараются полностью отказаться от давальческих схем, или как минимум резко сократить срок бесплатного хранения сахара, мелассы и жома.

Чтобы разрешить эти противоречия, необходим баланс интересов. Постепенно (в течение двух-трех лет) стоит полностью отказаться от давальческой переработки, заменив эту изжившую себя систему типовыми долгосрочными контрактами купли-продажи свеклы с максимально приемлемыми для обеих сторон условиями. Нужна обоснованная формула закупочной цены, четкие сроки и график приемки и оплаты сырья, юридическая защищенность от невыполнения условий договора.

Во взаиморасчетах перспективно использовать формулу цены свеклы в зависимости от стоимости сахара в регионе за сезон переработки. Важно организовать независимые лаборатории проверки качества сахарной свеклы — минимум две на Юге, пять в ЦЧР, две в Волго-Уральском макрорегионе, одну на Алтае — результаты которых будут признавать все. Также нужны постоянный мониторинг состояния почв (плодородие, фитопатогенная ситуация) в традиционных зонах свеклосея­ния и внедрение приемов оптимального полевого сохранения, или кагатирования, собранных урожаев.

Автор — ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка.
Статья написана специально для «Агроинвестора» и основана на докладе «Сахарная свекла в сезоне 2014/15» на III выездной инвестиционной конференции «“Агрохолдинги России” в Центральном Черноземье».

Белоруссия — проблема для рынка сахара

Автор статьи говорит, что один из факторов, который негативно влияет на рынок России, это импорт белого сахара из Белоруссии. Хотел бы уточнить, а в равных ли условиях российские и белорусские производители? Между государствами действует режим свободной торговли, страны имеют единое таможенное пространство.

При производстве свекловичного сахара на уровне 600 тыс. т и внутреннем потреблении 350 тыс. т Беларусь отгружает в Россию объем, более чем на 100 тыс. т превышающий ее экспортный потенциал. По балансу выходит, что нам поставляют сахар из импортного сырца. А платят ли белорусские производители в единый бюджет импортную пошлину, которую платят российские ($140-205/т)?
Действительно, сахар из России сейчас не вывозят.

Объясняется это просто: внутренние цены выше уровня экспортного паритета. Рекордные объемы в сезоне-2011/12 удалось вывезти лишь благодаря высоким мировым ценам, в сравнении с которыми российские оказались привлекательнее. Большая часть сахара тогда ушла в Казахстан. Но после снижения мировых цен эта страна предпочитает беспошлинно ввозить сахар-сырец.

Снижение потребления, на мой взгляд, произошло не только за счет роста ввоза альтернативных подслас­тителей (считаю, что 1 млн т — несколько завышенная оценка). За 20 последних лет заметно изменилась структура потребления.
Сократилось частное потребление. Причем оно снижалось быстрее, чем росло индустриальное, и уменьшалось за счет роста спроса на сахаросодержащие продукты.

В этом сезоне мы ожидаем увеличения посевов сахарной свеклы на 5-10% благодаря наращиванию посевов переработчиков и независимых производителей. Мы тоже посеем примерно на 10% больше.

Свекла подорожает на 15-20%

Мы тоже ожидаем, что сахарная свекла в этом году по сравнению с двумя предыдущими будет достаточно доходной. Выросла цена на сахар, а посевы если и увеличатся, то незначительно. Да и урожайность однозначно будет ниже, чем в 2013-м,
когда показатели были аномально высокими.

Следовательно, валовый сбор в России вряд ли получится больше прошлогоднего. Полагаю, что цена на сахарную свеклу тоже вырастет примерно на 15-20%. Есть надежда, что прибыль от ее реализации в этом году будет выше.

Учитывая это, мы увеличили посевы на 10% и планируем собрать более 100 тыс. т.

Кроме того, в прошлом году утвердили стратегию сокращения затрат, и это дало результаты. Мы перешли на схемы работы по предоплате с поставщиками ресурсов. Например, заранее купили удобрения, СЗР, семена. Пока сложно сказать, на сколько затраты на гектар ниже, чем раньше, но уже сейчас при сравнении прошлогодних цен и этого года у нас получается значительная экономия.
Согласен с автором статьи, что договор с переработчиком нужен. Мы уже работали так, но в 2013 году наш долгосрочный контракт закончился.

Сейчас обдумываем, с кем оформить многолетние отношения. Договор на реализацию большей части сырья этого года компания уже заключила.

Считаю важным вопросом организацию независимых лабораторий по оценке качества сырья. Сахарные заводы повсеместно завышают уровень загрязненности сырья и занижают его качество. Чтобы нивелировать этот риск, в этом году мы привлечем независимых сюрвейеров, которые будут отслеживать и гарантировать качество поставляемой нами сахарной свеклы. Это записано в нашем контракте. Но услуги сюрвейеров недешевы, поэтому создание независимых лабораторий не теряет актуальности для нашей компании.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»